Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Поляковой Е.А.
с участием прокурора Костюка А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Краснодарского края на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 25 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июля 2023 года по административному делу по административному иску Федерального Казенного Учреждения Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю к ФИО1 об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю" (сокращенное наименование - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю, далее - административный истец) обратилось в Армавирский городской суд Краснодарского края суд с административным иском к ФИО1 (далее - административный ответчик) об установлении административного надзора и административных ограничений, в котором представитель административного истца просил установить в отношении административного ответчика административный надзор сроком до погашения судимости с установлением следующих административных ограничений: запрещения пребывания (посещения) в увеселительных заведениях (баров, ресторанов); запрещении посещения мест проведения массовых и иных мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирований), и участие в указанных мероприятиях; запрещении пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 22-00 часов до 06-00 часов утра, за исключением времени нахождения на рабочем месте; запрещении выезда за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания за исключением случаев нахождения на рабочем месте; обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 25 апреля 2023 года административный иск ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю к ФИО1 об установлении административного надзора удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июля 2023 года решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 25 апреля 2023 года изменено в части.
В резолютивной части решения указано: "Установить срок административного надзора в отношении ФИО1, ФИО7 года рождения на восемь лет.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поступившем в суд первой инстанции 3 октября 2023 года прокурор просит изменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение.
Определением судьи от 20 ноября 2023 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании, прокурор ФИО5 доводы кассационного представления поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 КАС РФ правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами.
Как следует из материалов административного дела, ФИО1, осужден приговором Динского районного суда Краснодарского края от 30 октября 2020 года по части 1 статьи 119, части 1 статьи 131, статьи 264.1 УК РФ на основании части 3, части 5 статьи 69 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы.
В силу статьи 15 УК РФ, преступление, предусмотренное частью 1 статьи 131 УК РФ, отнесено к категории тяжких, указанное преступление совершено при опасном рецидиве преступлений в состоянии алкогольного опьянения, что установлено приговором суда от 30 октября 2020 года.
Срок отбывания осужденным наказания по вышеуказанному приговору истекает 14 июля 2023 года. За время отбывания наказания осужденный ФИО1 имеет 2 поощрения, взыскания не имеет.
ФИО1 освобождаемый из мест лишения свободы, является совершеннолетним лицом, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершенного им при опасном рецидиве преступлений, соответственно последний является лицом, отнесенным Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ к категории лиц, в отношении которых подлежит установлению административный надзор.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция пришла к выводу о необходимости изменения решения Армавирского городского суда Краснодарского края от 25 апреля 2023 года путем указания в резолютивной части решения Армавирского городского суда Краснодарского края от 25 апреля 2023 года на установление срокаадминистративного надзора в отношении ФИО1 на восемь лет. В остальной части решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 25 апреля 2023 года оставлено без изменения.
Судами установлен административный надзор в отношении ФИО1 на срок восемь лет, с установлением ограничений в виде:
-запрещения пребывания (посещения) увеселительных заведений (баров, ресторанов);
-запрещения посещения мест проведения масс мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций, ш участие в указанных мероприятиях;
-запрещения пребывания вне жилого или иного являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением времени нахождения на рабочем месте, в лечебном учреждении;
-запрещения выезда за переделы муниципального образования по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за исключением времени нахождения на рабочем месте, в лечебном учреждении;
-обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, для регистрации.
Однако нижестоящими судами не учтено следующее.
При определении срока административного надзора и назначении административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные пределы территории нижестоящими судами неправильно применены нормы материального права, что в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для изменения судебных актов.
Так, при назначении указанного ограничения не учтены положения пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" о том, что в решении надлежит указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
В этой связи принятые по делу судебные акты надлежит привести в соответствие с действующим законодательством.
Оспариваемые решения подлежат изменению в части указания на запрет административному ответчику покидать пределы Кореновского района Краснодарского края, на территории которого находится его место жительства, за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей, прохождением лечения в лечебном учреждении.
Кроме того, в нарушение нормы пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при установлении административного надзора на срок 8 лет краевой суд не указал в резолютивной части апелляционного определения о вычете из данного срока периода, истекшего после отбытия ФИО1 наказания в виде лишения свободы по приговору Динского районного суда Краснодарского края от 30 октября 2020 года.
В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм действующего законодательства являются существенными, поскольку могут препятствовать эффективному осуществлению органами внутренних дел наблюдения в отношении поднадзорного лица
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационное представление с административным делом, вправе изменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
изменить решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 25 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июля 2023 года в следующей части.
В части срока административного надзора, определив его следующим образом: "Установить в отношении ФИО1 административный надзор на срок 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Динского районного суда Краснодарского края от 30 октября 2020 года".
В части ограничения в виде запрещения покидать установленные пределы территории изложить в редакции "Запретить поднадзорному лицу покидать пределы Кореновского района Краснодарского края за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей, прохождением лечения в лечебном учреждении".
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 января 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.