Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Иванова А.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Газиевой Ольги Константиновны на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 14 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 мая 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению Газиевой О.К. к администрации Заветненского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, главе администрации Заветненского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Рябовой Г.В. о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Газиева О.К. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконным решение Администрации Заветненского сельского поселения Ленинского района Республики Крым (далее - Администрация Заветненского СП) от 9 сентября 2022 г. N 446 об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 14 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крымот 23 мая 2023 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Газиева О.К. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Как следует из дела 5 сентября 2022 г. Газиева О.К. обратилась в Администрацию Заветненского СП с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью N кв.м, расположенного в границах кадастрового квартала номер "адрес", по адресу: "адрес" в аренду без проведения торгов, на основании пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Оспариваемым уведомлением Администрации Заветненского СПот 9 сентября 2022 г. N 446 отказано в предоставлении Газиевой О.К. испрашиваемого земельного участка, с указанием на то, что согласностатьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015(в редакции Закона Республики Крым от 14 декабря 2020 г. N 136-ЗРК/2020) положения статьи 39.18 ЗК РФ в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства вступают в силу только с 1 января 2023 г.
Также административный ответчик указал, что аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 1 января 2023 г. могут быть проведены только по инициативе уполномоченного органа.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды исходили из того, что, оспариваемое решение административного ответчика об отказе в предоставлении муниципальной услуги в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, вынесено в пределах полномочий и с соблюдением установленной формы, является законным и обоснованным и, соответственно, не нарушает права и законные интересы административного истца.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 названного кодекса.
Статья 39.18 ЗК РФ устанавливает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 илистатьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении государственной услуги содержит пункт 13.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов", утвержденного постановлением Администрации Заветненского СП от 30 сентября 2020 г. N 103.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного законаот 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что до 1 января 2025 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" положения статьи 39.18 ЗК РФ в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства вступают в силу с 1 января 2025 г.
Кроме того, частью 4 статьи 18 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015 установлено, что аукционы по продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, или аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, до 1 января 2025 г. могут быть проведены только по инициативе уполномоченного органа, за исключением аукционов по продаже земельных участков или на право заключения договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, правовое регулирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу, что администрация Заветненского СП, действуя в пределах представленных полномочий, в порядке, установленном действующим законодательством, установив, что на момент обращения Газиевой О.К. с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства от 5 сентября 2022 г. положения статьи 39.18ЗК РФ в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, не применялись, правомерно приняла решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, изложенное в уведомлении от 9 сентября 2022 г. N 446.
Оснований не согласиться с данными выводами судов у судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Повторно приведенный в кассационной жалобе довод о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов возможно осуществить без учета особенностей, предусмотренных вышеизложенными нормами регионального законодательства, был проверен судом апелляционной инстанции и правильно отклонен.
Соответствие абзаца 2 части 1 статьи 18 Закона Республики Крымот 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, было предметом рассмотрения судов в (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2019 г.N 127-АПА19-8).
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не было установлено несоответствие действующим нормам права оспариваемого решения, изложенного в уведомлении от 9 сентября 2022 г.N 446, как и нарушений прав и законных интересов административного истца, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе об обратном, не основаны на законе, по сути, выражают субъективное мнение автора жалобы о толковании норм материального права применительно к установленным судами обстоятельствам, и не содержат оснований к отмене судебных актов.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 14 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 мая 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 января 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.