Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Раптановой М.А.
рассмотрела кассационную жалобу Ивановой Т.В. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Ивановой Т.В. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании отказа в предоставлении в аренду земельного участка.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова Т.В. обратилась в Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ департамента имущественных отношений администрации г. Сочи (далее - департамент) от 22 апреля 2022 года N и возложить на администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация) в лице департамента обязанность предоставить Ивановой Т.В. в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 560 кв. м из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок).
В обоснование административного иска Иванова Т.В. указала, что является матерью трех несовершеннолетних детей, состоит на учете граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду (собственность бесплатно) для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 3085-КЗ) административный истец обратилась с заявлением, в котором просила орган местного самоуправления включить спорный земельный участок в перечень земельных участков, подлежащих предоставлению бесплатно в собственность многодетных семей, и предоставить его заявителю. Земельный участок расположен в земельном массиве кадастрового квартала "данные изъяты", в котором органом местного самоуправления ранее уже были предоставлены многодетным семьям земельные участки в соответствии с Законом N 3085-КЗ. Письмом департамента от 22 апреля 2022 года N удовлетворении заявления Ивановой Т.В. отказано по причине того, что в соответствии с действующим порядком предоставление земельных участков осуществляется по очередности, в связи с чем заявители не могут самостоятельно выбирать земельные участки. Иванова Т.В. считает данный отказ департамента незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21 марта 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2023 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 ноября 2023 года, Иванова Т.В. ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель ссылается на то, что Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность заявителям, установленным в статье 6 Закона N 3085-КЗ, на момент обращения административного истца в администрацию утвержден не был. Считает, что отсутствие на протяжении 6 лет такого Перечня земельных участков ущемляет права 6791 многодетной семьи, воспитывающих трех и более детей. Также обращает внимание на то, что суд апелляционной инстанции не проверил и не дал оценку тому факту, что испрашиваемый Ивановой Т.В. земельный участок находится в муниципальной собственности, а собственник строения, возведенного на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, не установлен.
Определением судьи от 20 ноября 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад, объяснения представителя администрации и департамента Аракеляна А.Д, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Судом установлено, что распоряжением департамента от 25 декабря 2018 года N в соответствии с Законом N 3085-K3, постановлением администрации от 27 февраля 2015 года N 574 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду" Иванова Т.В. поставлена на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление участка в аренду, для индивидуального жилищного строительства (учетный номер "данные изъяты").
Учетный номер присвоен исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет.
Иванова Т.В. обратилась в администрацию с заявлением, в котором просила орган местного самоуправления включить спорный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, в Перечень земельных участков, подлежащих предоставлению бесплатно в собственность многодетных семей, и предоставить его заявителю.
Согласно ответу департамента от 22 апреля 2022 года N основания для предоставления Ивановой Т.В. испрашиваемого земельного участка отсутствуют, поскольку предоставление земельных участков осуществляется в порядке очередности, заявители не могут самостоятельно выбирать земельные участки.
Также административный ответчик в своем ответе отметил, что на спорном земельном участке расположен объект незавершенного строительства - жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты", и собственник строения не установлен.
Полагая незаконным указанное решение административного ответчика, Иванова Т.В. обратилась в суд с административным иском.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На территории Краснодарского края разработан и утвержден Закон N 3085-КЗ.
В силу статьи 6 названного Закона в целях предоставления заявителям земельных участков в собственность бесплатно соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений части 3 статьи 2 названного Закона формируют и утверждают Перечни. В Перечни включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет, с указанием кадастрового номера, местоположения (адреса), вида разрешенного использования земельного участка и его площади. Перечни утверждаются представительными органами муниципального образования.
Утвержденный представительным органом муниципального образования Перечень подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 10 рабочих дней после его утверждения.
В течение 10 календарных дней с даты публикации Перечня орган местного самоуправления обеспечивает информирование состоящих на учете заявителей (в количестве, соответствующем числу земельных участков, включенных в Перечень) в порядке очередности постановки на учет о дате, месте, времени проведения распределения земельных участков (часть 3 статьи 7 Закона N 3085-КЗ).
Распределение земельных участков осуществляется между состоящими на учете заявителями (в количестве, соответствующем числу земельных участков, указанных в Перечне) в порядке очередности в присутствии комиссии по распределению земельных участков (далее - Комиссия) (часть 7 статьи 7 Закона N 3085-КЗ).
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства, в их правовой взаимосвязи, следует, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется исключительно из утвержденного Перечня, в порядке очередности.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что на момент обращения административного истца в администрацию по вопросу предоставления спорного земельного участка как многодетной семье, имеющей трех и более детей, названный Перечень земельных участков утвержден не был, испрашиваемый земельный участок в такой Перечень не входил. Также судами принято во внимание то обстоятельство, что спорный земельный участок выбран Ивановой Т.В. самостоятельно, что не предусмотрено Порядком формирования перечней земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям, установленным в статье 6 Закона N 3085-КЗ. В настоящее время администрацией обеспечивается поиск земельных участков, подходящих по своим характеристикам для предоставления указанной категории граждан для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, по мере их выявления в рамках инвентаризации земель.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что установленное пунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ право граждан, имеющих трех и более детей, на предоставление земельных участков не может быть истолковано как обязанность органа местного самоуправления представить указанным лицам по их требованию бесплатно любой произвольно выбранный ими земельный участок.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает такие выводы судов законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о том, что отсутствие на протяжении 6 лет вышеупомянутого Перечня земельных участков ущемляет права 6791 многодетной семьи, воспитывающих трех и более детей, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку не относятся к предмету рассматриваемого спора.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ивановой Т.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 23 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.