Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Аняновой О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу Краснодарского регионального общественного благотворительного фонда "Приют Святого Иоанна Предтечи" на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Краснодарскому региональному общественному благотворительному фонду "Приют Святого Иоанна Предтечи" о ликвидации юридического лица.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило ликвидировать Краснодарский региональный общественный благотворительный фонд "Приют Святого Ионна Предтечи" (далее - Фонд, Приют) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование административного иска Управление указало, что в связи с поступлением требования прокуратуры Краснодарского края о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 21 октября 2022 года N, на основании соответствующего распоряжения от 26 октября 2022 года N, в период с 28 октября 2022 года по 11 ноября 2022 года была проведена внеплановая выездная проверка Фонда в целях установления соответствия деятельности юридического лица, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным учредительными документами, за период деятельности с 28 октября 2019 года по 27 октября 2022 года. По результатам внеплановой выездной проверки Управлением выявлены нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем был подан административный иск.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 апреля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 октября 2023 года решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 апреля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 октября 2023 года, Фонд ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель ссылается на ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции, следствие чего он был лишен возможности воспользоваться своими процессуальными правами. Обращает внимание на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт уклонения Фонда в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом, а также нецелевого использования денежных средств Фондом. Считает, что факт вынесения в адрес административного ответчика неоднократных предупреждений административным истцом материалами дела не подтвержден, напротив, опровергается позицией представителя административного истца, высказанной в судебном заседании от 24 апреля 2023 года.
Определением судьи от 30 ноября 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы Управление выражает несогласие с доводами жалобы.
Заслушав доклад, объяснения представителя Фонда Зайцевой В.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителей Управления Виковской И.Н, Аполоновой С.В, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Частью 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в частности, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ).
В силу статьи 5 Закона N 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В соответствии со статьей 38 Закона N 82-ФЗ орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям
Пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) определено, что контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из подпунктов 30.7, 30.10 пункта 7 положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, органом, принимающим решения о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществляющим федеральный государственный надзор за их деятельностью, является Минюст России.
Полномочия административного истца по осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций также закреплены в пункте 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705.
В силу части 1 статьи 26, абзацев 3 и 4 части 1, части 3 статьи 44 Закона N 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации в том числе в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Как видно из материалов дела, решение о государственной регистрации Фонда было принято 4 августа 2005 года, учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления "данные изъяты"), сведения в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 11 августа 2005 года за ОГРН "данные изъяты"
Изменения и дополнения в учредительные документы вносились 5 сентября 2005 года за ГРН "данные изъяты", 2 декабря 2011 года - за ГРН "данные изъяты" и 28 октября 2016 года за ГРН "данные изъяты"
Фонд действует на основании устава, утвержденного протоколом Собрания учредителей от 21 октября 2011 года N
Ввиду поступления в Управление требования прокуратуры Краснодарского края о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 21 октября 2022 года N была проведена внеплановая выездная проверка Приюта в целях установления соответствия деятельности юридического лица, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, за период деятельности с 28 октября 2019 года по 27 октября 2022 года.
По результатам внеплановой выездной проверки, согласно акту проверки органом государственного контроля юридического лица от 11 ноября 2022 года N, Управлением выявлены нарушения, в том числе грубые и неоднократные, требований действующего законодательства Российской Федерации.
Так, пункт 2.1. Устава Краснодарского регионального общественного благотворительного фонда "Приют Святого Иоанна Предтечи" (далее - Устав) закрепляет, что основной целью фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использование этого имущества на благотворительные цели.
Вместе с тем в ходе проверки установлено, что в своей деятельности Фонд уклоняется от уставной цели и допускает нарушения действующего законодательства при расходовании средств, в том числе установлены факты нецелевого использования денежных средств.
Так, поступившие денежные средства со всех счетов Фонда, в том числе от сбора пожертвований с физических и юридических лиц были израсходованы на хозяйственные и административные расходы по следующим направлениям: на оплату потребленной электроэнергии, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, налоги на доходы физических лиц, страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии, пени по страховым взносам, пени по налогу на доходы физических лиц, комиссии за ведение счетов и прием денежных средств через банкомат, комиссии за SMS-информирование, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и пр. Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, а именно выписками операций по счетам Фонда.
Кроме того, выявлен факт систематического нецелевого использования денежных средств на оплату электроэнергии, потребляемой не непосредственно Фондом, а всем комплексом недвижимого имущества, расположенного по адресу регистрации Фонда (храм, недвижимость, принадлежащая руководителю Фонда и настоятелю храма как физическим лицам).
Таким образом, установлено, что в проверяемый период Приютом не осуществлялось расходование денежных средств, поступивших на счета Фонда с целевым назначением "благотворительность", на уставные цели и на благотворительность, что свидетельствует о грубых нарушениях административным ответчиком требований пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно приведенной норме на финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности, а также требований пункта 4 статьи 16 названного Закона, в соответствии с которым, в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования.
Факт осуществления Фондом систематических отчислений на социальные нужды в соответствующие фонды, а также оплата подоходного налога свидетельствует о том, что организацией ежемесячно начисляется заработная плата. Однако, согласно представленным документам, факты оплаты заработной платы не установлены.
Исходя из анализа движения денежных средств Фонда, с расчетного счета денежные средства, полученные для оказания благотворительной помощи, расходуются как хозяйственные расходы и расходуются, в том числе на административные и социальные обязательства Фонда как работодателя.
Также установлен факт нарушения Приютом требований абзаца 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в части обязательности проведения ежегодного аудита за 2019 год.
Вышеуказанной нормой, действовавшей в редакции до 1 января 2021 года, предусмотрено, что обязательный аудит проводится в случаях, если организация является иным фондом. После вступления в законную силу изменений, внесенных в эту статью Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 476-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", обязанность проведения ежегодного обязательного аудита фондом сохранилась в случае если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 000 0000 рублей.
Таким образом, Фонд был обязан провести ежегодный обязательный аудит за 2019 год независимо от величины поступлений денежных средств, что в нарушение законодательства не было осуществлено.
Кроме того, аналогичное нарушение ранее было выявлено в деятельности Фонда по результатам плановой документарной проверки (акт от 15 марта 2016 года N 11, предупреждение от 15 марта 2016 года N 23/03-1750).
Согласно информационному письму Президента Фонда от 16 июня 2016 года N Фондом была представлена информация о принятых мерах по устранению указанных нарушений и представлены аудиторские заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 - 2015 годы. Однако в дальнейшей деятельности административным ответчиком указанное нарушение допущено повторно, что свидетельствует о неоднократном нарушении законодательства.
В соответствии со статьей 6, статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Вместе с тем за проверяемый период у Фонда отсутствуют документы, подтверждающие факты финансово-хозяйственной деятельности (расходование денежных средств на оказание материальной помощи гражданам, обеспечению нуждающихся и малоимущих граждан продуктами питания, одеждой и обувью, медицинскими и лекарственными препаратами, приобретение продуктов питания для организации обедов нуждающимся, выплату заработной платы и прочее), что также отражено в пояснительной записке от представителя Фонда при проведении проверки.
Также анализ данных в представленных кассовых книгах показал наличие расходных кассовых ордеров на получение средств президентом Фонда под отчет. При этом отсутствуют какие-либо первичные документы, подтверждающие факт выплаты заработной платы работникам из средств, полученных под отчет.
Первичные документы отсутствуют по всем приходным и расходным кассовым ордерам в кассовых книгах, представленных на проверку.
Согласно пункту 6.3 указания Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер должен оформляться согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица. Подотчетное лицо обязано в срок, установленный руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
Вместе с тем в Фонде отсутствуют документы, обосновывающие выдачу денежных средств на нужды Фонда под отчет.
Данный факт является грубым нарушением требований статьи 6, статьи 9 Федерального закона 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 1 статьи 32 Закона N 7-ФЗ, пункта 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 10 Закона N 135-ФЗ к исключительной компетенции высшего органа управления фонда относится вопрос утверждения благотворительных программ.
В соответствии со статьей 17 Закона N 135-ФЗ благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.
В ходе проверки установлен факт отсутствия в Фонде утвержденных в установленном порядке благотворительных программ, так как представленные в этой части документы не отвечают составу и требованиям, предъявляемым к благотворительным программам статьей 17 Закона N 135-ФЗ и не могут быть признаны таковыми, что является грубым нарушением требований абзаца 4 пункта 2 статьи 10, частей 1, 2 статьи 17 упомянутого Закона.
В нарушение требований статьи 808 ГК РФ, в соответствии с которой договор займа, когда заимодавцем является юридическим лицом, должен быть заключен в письменной форме независимо от суммы, на счет Фонда поступали денежные средства с назначением платежа "по договору займа" без заключения предусмотренного законом письменного договора.
В нарушение требований пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ в протоколах высшего органа управления Фонда не указаны сведения о времени проведения заседания собрания учредителей.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять виды деятельности, соответствующие целям ее деятельности. В нарушение указанной нормы закона в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Фонда содержатся сведения о коде дополнительного вида экономической деятельности, не соответствующего уставным целям и видам его деятельности, а именно: 01.2 - выращивание многолетних культур; 01.50 - смешанное сельское хозяйство.
Аналогичное нарушение ранее было выявлено в деятельности Фонда по результатам плановой документарной проверки (акт 11 от 15 марта 2016 года, предупреждение от 15 марта 2016 года N 23/03-1750). Вместе с тем данное нарушение Фондом устранено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. В нарушении данной нормы, согласно представленным документам в ходе проведения проверки и пояснениям представителя, Фонд осуществляет оказание правовой помощи гражданам, что не соответствует цели деятельности Фонда.
Положения Устава Фонда противоречат действующему законодательству Российской Федерации, а именно:
- в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, гимны. В случае использования некоммерческой организацией символики, ее описание должно содержаться в уставе некоммерческой организации. В нарушение указанной нормы закона символика Фонда не описана в Уставе, однако используется на печатях и бланках Фонда;
- в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона N 7-ФЗ, предусматривающего, что в уставе некоммерческой организации должны определяться цели ее деятельности, Устав Фонда (пункт 2.1) содержит указание на основные цели его деятельности, но не содержит дополнительные цели деятельности;
- в нарушение части 2 статьи 123.19 ГК РФ и части 1 статьи 30 Закона N 7-ФЗ, в пункте 1.7 устава Фонда статус Президента Фонда определен как постоянно действующий руководящий орган;
- в пункте 1.9 Устава Фонда содержится некорректное наименование Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ (редакция от 14 июля 2022 года) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";
- в нарушение требований частей 1, 2 статьи 26 Закона N 7-ФЗ в уставе не отражены положения о порядке регулярных поступлениях от учредителей как об источнике формирования имущества Фонда.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, пункта 3 статьи 32 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация обязана представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, ежегодные отчет. Управлением установлено, что в нарушение данного законодательства Фондом регулярно представлялась ежегодная отчетность в искаженном виде.
Кроме того, Управлению представлен протокол собрания учредителей от 23 марта 2020 года, в котором четвертым вопросом повестки дня стоит вопрос об утверждении финансового плана (сметы доходов и расходов) Фонда на 2020 год, а также приложение к указанному протоколу - финансовый план.
Вместе с тем представленным приложением к протоколу от 23 марта 2020 года утверждается "Финансовый план (смета доходов и расходов) Фонда на 2022 год", (и по тексту документа также 2022 год), что свидетельствует о факте составления указанных документов непосредственно в целях представления при проведении проверки, а значит об их отсутствии в деятельности Фонда, что является нарушением абзаца 4 пункта 1 статьи 123.19 ГК РФ и абзаца 5 пункта 2 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу, что характер допущенных нарушений является существенным, так как юридическим лицом допущены неоднократные, грубые и, в данном случае, неустранимые нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
Оснований не согласиться с такими выводами судов у судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Доводы, изложенные Фондом в кассационной жалобе, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краснодарского регионального общественного благотворительного фонда "Приют Святого Иоанна Предтечи" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 26 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.