Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной, судей Н.Н. Мартыновой, Н.В. Бетрозовой, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глумова Сергея Романовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о включении в стаж периодов работы, о назначении досрочной пенсии, по кассационной жалобе Глумова Сергея Романовича на решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 10 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Глумов С.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ ОПФР по Краснодарскому краю) о назначении досрочной пенсии по старости.
С учетом уточнения исковых требований истец просил включить в подсчет общего стажа период учебы в Томском политехническом институте и одновременно работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственном малом производственном предприятии "Джамбулналадка". Так же истец просил включить в специальный стаж по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсия" (Список N2) период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ПО "Казремэнерго" и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственном малом производственном предприятии "Джамбулналадка", правопредшественником которого являлся ГАА ПОО Режимно - монтажное управление ПО "Центрремэнерго", а также просил обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 10 октября 2022 года исковые требования Глумова С.Р. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 апреля 2023 года решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 10 октября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Глумова С.Р. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Глумов С.Р. просит отменить судебные постановления в связи с тем, что они являются незаконными, необоснованными, судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что судами не дана оценка доводам и обстоятельствам, указанным истцом, суды не применили к спорным правоотношениям положения Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", постановление Совмина СССР от 3 июля 1972 года N590 "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", Распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Глумов С.Р. обратился в ГУ УПФР в Белореченском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
При этом, в специальный стаж работы не были включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту электрооборудования в цехе N; с ДД.ММ.ГГГГ - мастер 1 группы цеха N ПО по производству минеральных удобрений ПО "Казремэнерго", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности инженера по наладке и испытаниям Государственного малого производственного предприятия "Джамбулналадка", поскольку из наименования предприятия не усматривается работа на химическом производстве, а также отсутствуют справки, подтверждающие характер работы и занятость на вредном производстве в течение полного рабочего дня.
Ответчик ссылается на ответ КГУ "Государственный архив г. Тараз" от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому документы ПО "Казремэнерго", режимно-монтажное наладочное управление N, ГП "Джамбулналадка", Жамбылские тепловые сети за весь запрашиваемый период в городской архив г.Тараз на государственное хранение не поступали (л.д.93).
Кроме того, из отказа ответчика следует, что в страховой стаж была включена часть спорного периода работы в Государственном малом производственном предприятии "Джамбулналадка" в должности инженера по наладке и испытаниям, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Период работы на данном предприятии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включен в стаж в связи с тем, что данный период работы протекал на территории Республики Казахстан после распада СССР.
По мнению пенсионного органа страховой стаж Глумова С.Р. с учетом норм ранее действовавшего пенсионного законодательства (с учетом периода обучения) сотавляет 36 лет 10 месяцев 25 дней. Специальный стаж по Списку N 1 в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а равно с учетом норм ранее действовавшего пенсионного законодательства, составил 00 лет 08 месяцев 19 дней, специальный стаж по Списку N 2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а равно с учетом норм ранее действовавшего пенсионного законодательства, составил - 01 год 09 месяцев 17 дней.
Материалами дела установлено, что трудовая деятельность Глумова С.Р. состоит из следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - учеба в Томском политехническом институте; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) ? электромонтер-релейщик главной схемы и возбуждения, Джамбульская ГРЭС; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - мастер, электромонтер релейной защиты и автоматики, Краснодарский Химзавод; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - электромонтер по ремонту электрооборудования, мастер в цехе N по ремонту электрического оборудования, ПО "Казремэнерго" Республика Казахстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - инженер по наладке, Режимно-монтажно-наладочное управление N 1 г..Джамбул; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты") - инженер по наладке и испытаниям, Государственное малое производственное предприятие "Джамбулналадка"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - слесарь электрик по ремонту электрооборудования в цехе кормовых обесфторенных фосфатов, "Джамбульский суперфосфатный завод"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - мастер по ремонту РЗА, Жомбыльские Тепловые сети; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - электромонтер по эксплуатации распределительных сетей, инженер по эксплуатации распределительных электрических сетей "Адыгейские электрические сети"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - энергетик в цехе жидких сложных минеральных удобрений, БАООТ "Минудобрения"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - старший мастер в цехе жидких сложных минеральных удобрений, БАООТ "Минудобрения" (ОАО "Минудобрения"); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты" дн.) - электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха жидких сложных минеральных удобрений, ОАО "ЕвроХим Белореченские Минудобрения"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - старший мастер по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха жидких сложных минеральных удобрений, ОАО
"ЕвроХим Белореченские Минудобрения"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - старший мастер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, ОАО "ЕвроХим-БМУ"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - инженер - энергетик, ОАО "Черномортранснефть"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - инженер - энергетик, ЗАО Птицефабрика "Белореченская"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - электромонтажник, ООО "VIP Мастер"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - инженер-электрик, ООО "Южный Берег"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - инженер-энергетик, ЗАО "Ренейсанс Канстраксин"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - инженер-энергетик, ООО "Самира"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - главный инженер, инженер энергетик, ООО "Сочиморстрой"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - инженер-энергетик, ООО "Сочиморстрой"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты".) - инженер-энергетик, ООО "Сочиморстрой", что подтверждается трудовой книжкой ET-I N от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжкой ТК N от ДД.ММ.ГГГГ, а также дипломом КВ N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20, 21-38, 39-44).
Так же согласно архивной справке N N от ДД.ММ.ГГГГ Глумов С.Р. зачислен на должность лаборанта (0, 5 ставки) кафедры "Электрических станций" НИЧ ЭЭФ Томского политехнического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказом N от ДД.ММ.ГГГГ; приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Глумов С.Р. зачислен на должность лаборанта (0, 5 ставки) кафедры "Электрических станций" НИЧ ЭЭФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Глумов С.Р. зачислен на должность лаборанта (0, 5 ставки) кафедры "Электрических станций" НИЧ ЭЭФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19).
Согласно сведениям индивидуального лицевого счета, Глумов С.Р. в период учебы в Томском политехническом институте периодически работал в Джамбульской ГРЭС КазССР, в связи с этим периоды учебы в институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды работы в Джамбульской ГРЭС КазССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были включены ответчиком в страховой стаж истца.
Учитывая вышеуказанные сведения лицевого счета Глумова С.Р, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о включении в стаж периода учебы в Томском политехническом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению, так как данный период уже включен пенсионным органом в стаж.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия также считает правильными выводы суда первой и апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении данного требования Глумова С.Р, поскольку данный период уже включен ответчиком в стаж, оснований для повторного включения в стаж одного и того же периода не имеется.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", исходил из того, что для зачета спорных периодов работы в специальный стаж необходимо подтверждение занятости в течение полного рабочего дня на ремонте оборудования и характере выполняемой работы. В связи с отсутствием таких доказательств суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о назначении досрочной пенсии, в связи с недостаточностью специального стажа.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда полностью согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит приведенные выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции в указанной части основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, не соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С 1 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.1013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
На основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.1013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.
Действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства - участника Соглашения, ограничивается только территориями государств - участников Соглашения. В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства - участники Соглашения, так и государства - участники Содружества.
Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года, рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств - участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом, периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Список N1 и Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Кроме того, Список N1 и Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;
При этом, Списком N 1 право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено рабочим, мастерам и старшим мастерам, занятым на ремонте, профилактике и обслуживании технологического и электрооборудования (кроме контрольно-измерительных приборов и вентиляции) (позиция 1080А010). Списком N 2 право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено рабочим и мастерам, старшим мастерам, механикам и энергетикам, занятым на ремонте профилактике и обслуживании технологического и электрооборудования в производствах, перечисленных в Списке 2 (позиция 211А030-17531).
Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно письму Пенсионного фонда РФ от 19 марта 2004 г, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г. рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер. Письмом ГУ ПФР РФ N 06/18593 от 6 октября 2003 г. "О назначении пенсии" также было установлено, что периоды работы до 1 января 1992 г. необходимо засчитывать в льготный стаж без проверки полной занятости.
Согласно записям в трудовой книжке и выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на предприятии по производству минеральных удобрений "Казремэнерго" электромонтером по ремонту электрооборудования в цехе N, с ДД.ММ.ГГГГ мастером 1 группы в этом же цехе N.
В Списке N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, в позиции 1080А010 раздела 8 "Химическое производство" правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются рабочие, мастера и старшие мастера занятые на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования и электрооборудования (кроме контрольно-измерительных приборов и вентиляции).
Позицией 2110А030-17531 подраздел "А" раздела X "Химическое производство" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены: рабочие и мастера, старшие мастера, механики и энергетики, занятые на ремонте, профилактике, обслуживании технологического и электрооборудования в производствах, перечисленных в Списке N 2.
При этом раздел "Химическое производство" Списка N1 и Списка N2 включает производство минеральных удобрений.
Разрешая требования Глумова С.Р. о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд первой инстанции не учел, что должность истца предусмотрена Списком, вид производства - производство минеральных удобрений следует из названия предприятия, указанного в индивидуальном лицевом счете, предоставление сведений о полной занятости в период работы до ДД.ММ.ГГГГ не требуется.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе также не учел вышеуказанные обстоятельства, что привело к неверным выводам.
Относительно периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инженером по наладке и испытаниям в Государственном малом производственном предприятии "Джамбулналадка" (Республика Казахстан) ответчик указал, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в страховой стаж для назначения пенсии, однако полностью включить спорный период в страховой стаж и в специальный стаж не представляется возможным в связи с тем, что работы проходили на территории Республики Казахстан, из ответов архивных органов следует, что документы предприятия на хранение не поступили.
Суды согласились с позицией пенсионного фонда, однако не учли следующее.
В силу части 2 статьи 14 Федеральный закон от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
В силу части 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно статье 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Правление Пенсионного фонда Российской Федерации распоряжением от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 г, но и после этой даты - до 1 января 2002 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", на которое в обоснование своих выводов сослался суд первой инстанции, утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности - (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам, разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно, выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
На основании вышеизложенных норм, пенсионный орган, установив периоды работы, которые подлежат подтверждению дополнительными документами для включения их в стаж для назначения досрочной пенсии, должен был направить запросы в соответствующие учреждения и предложить Глумову С.Р. самостоятельно предоставить дополнительные документы, указав их перечень в уведомлении.
Однако в деле отсутствуют доказательства исполнения пенсионным фондом обязанности, предусмотренной ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Кроме того, суды оставили без внимания довод истца о том, что пенсионный орган не направил соответствующего запроса о наличии ведомственных архивов Производственного объединения "Центрремэнерго" в отношении документов предприятий этого объединения - ПО "Казремэнерго" и ГАА ПОО "Режимно-монтажное управление".
В материалах дела имеется ответ из КГУ "Государственный архив города Тараз" Жамбылской области Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ о том, что документы вышеуказанных организаций на хранение не поступали.
В тоже время Производственное объединение "Центрремэнерго" возможно имеет ведомственный архив, однако запрос для выяснения местонахождения ведомственного архива производственного объединения пенсионный фонд не направлял, доказательств того, что Глумову С.Р. было разъяснено право предоставления дополнительных документов с указанием таких документов в уведомлении, в материалах дела не имеется.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства - не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Глумова С.Р, возражений ответчика, являлось установление, в том числе, обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу при его обращении с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было предоставить дополнительно для подтверждения спорных периодов работы с с целью включения их в общий и в специальный стаж, а также обстоятельств того, указал ли пенсионный орган в уведомлении на необходимость дополнительного представления Глумовым С.Р. недостающих документов для назначения досрочной пенсии, предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не являлись.
Наличие в пенсионном деле заявления истца о том, что ему сообщили о незачете в стаж периодов работы в Республике Казахстан (л.д.94), не освобождает пенсионный орган от обязанности по выполнению требований Административного регламента.
В случае невыполнения пенсионным органом вышеуказанных требований Административного регламента, Федерального закона "О страховых пенсиях", суду следовало в силу ст. ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разъяснить сторонам право на предоставление дополнительных документов, предложить предоставить дополнительные доказательства, а также разъяснить право ходатайствовать перед судом об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств.
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Судами первой и апелляционной инстанций в нарушение положений части 2 статьи 56, части 1 статьи 196, части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
В связи с вышеизложенным выводы судов первой и апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении требований Глумова С.Р. о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о назначении досрочной страховой пенсии, сделаны преждевременно, без соблюдения норм материального и процессуального права.
На основании вышеизложенного, решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 10 октября 2022 года и апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 10 апреля 2023 года подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о назначении досрочной страховой пенсии. В отмененной части дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение. В остальной части решение суда первой инстанции о апелляционное определение следует оставить без изменения.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, предложить сторонам предоставить дополнительные доказательства, оказать содействие в истребовании необходимых документов, и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 10 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского края от 10 апреля 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о назначении досрочной страховой пенсии.
В отмененной части дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Белореченский районный суд Краснодарского края
В остальной части решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 10 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского края от 10 апреля 2023 года следует оставить без изменения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.Н. Мартынова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.