Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А, с участием прокурора Шаповаловой О.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Геленджика в интересах Выродова А.А. к ГУ - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиалу N10 государственного учреждения о понуждении обеспечить инвалида техническим средством реабилитации, по кассационному представлению прокурора Краснодарского края - Табельского С.В. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 9 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда
от 10 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав прокурора Шаповалову О.Ю, поддержавшую доводы кассационного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Геленджика, действуя в интересах Выродова А.А, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС), Филиалу N 10 учреждения о возложении обязанности обеспечить Выродова А.А. определенным техническим средством реабилитации (далее - TCP). Требования мотивированны тем, что в результате проведенной по обращению Выродова А.А. проверки было установлено, что последний, являясь инвалидом N группы (инвалид с детства), диагноз: "данные изъяты", состоит на учете в филиале N10
ГУ КРО ФСС по обеспечению TCP, с 25 декабря 2020 года и до настоящего времени не обеспечен "данные изъяты", рекомендованным ФГУП "ЦИТО".
На основании изложенного, прокурор города Геленджика просил суд обязать ГУ КРО ФСС, филиал N10 учреждения обеспечить Выродова А.А. TCP - " "данные изъяты", рекомендованного ФГУП "ЦИТО" в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края
от 09 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований
прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 апреля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края - Табельский С.В, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов представления указано, что судами были неверно применены положения пункта 5 (1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N240 (далее - Правила обеспечения), поскольку фактически Выродов А.А. отказался именно от заказа, выполняемого Пятигорским филиалом ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие", но не отказывался от TCP. До настоящего момента Выродов А.А. необходимым техническим средством, рекомендованным заключением ФГУП "ЦИТО", не обеспечен, что нарушает его право на достойные условия жизни, поддержание жизнедеятельности, сохранение здоровья.
В письменных возражениях ОСФР по Краснодарскому краю указывает на отсутствие оснований для отмены оспариваемых судебных актов, просит оставить кассационное представление без удовлетворения.
Выродов А.А. в судебное заседание суда кассационной инстанции, в том числе и после окончания объявленного 23 ноября 2023 года перерыва, не явился.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Шаповаловой О.Ю, поддержавшей доводы кассационного представления, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении, доводы письменных возражений на кассационное представление, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Выродов А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом N группы (инвалид с детства), причина инвалидности: "данные изъяты".
10 декабря 2020 года Бюро N24 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Краснодарскому краю" выдало Выродову А.А. индивидуальную программу реабилитации инвалида N N (далее - ИПРА инвалида), согласно которой он нуждается в протезировании и ортезировании; рекомендуемые TCP и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета: " "данные изъяты""
("данные изъяты") - с 18 ноября 2020 года бессрочно; " "данные изъяты" - с 18 ноября 2020г. до 01 ноября 2023 года; " "данные изъяты" - с 18 ноября 2020 года бессрочно; " "данные изъяты" - с 18 ноября 2020 года бессрочно; " "данные изъяты" - с 18 ноября 2020 года бессрочно.
Исполнитель рекомендованных реабилитационных мероприятий - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
С заявлением на обеспечение ТСР в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации N от 10 декабря 2020 года Выродов А.А. обратился 14 декабря 2020 года в филиал N10 Краснодарского регионального отделения ФСС, заявление было рассмотрено, Выродов А.А. поставлен на учет по обеспечению ТСР, протезами, протезно-ортопедическими изделиями 25 декабря 2020 года (уведомление N).
Краснодарским региональным отделением ФСС проведена работа по заключению государственного контракта на обеспечение инвалидов Краснодарского края в 2021 году протезами "данные изъяты", в результате которой заключен контракт N от 03 февраля 2021
с ООО "Медицинский производственный реабилитационный центр "ОртоПром". В рамках указанного контракта Выродову А.А. выдано направление N от 01 марта 2021 на получение "данные изъяты" (1 шт.) со сроком действия до 31 августа 2021 года.
19 апреля 2021 в филиал N 10 Краснодарского регионального отделения ФСС поступило новое заявление Выродова А.А.
о предоставлении ему "данные изъяты"
на основании заключения медико-технической комиссии (исх. N
от 14 апреля 2021 года), в соответствии с которым стоимость рекомендуемого TCP составляет 7500000 руб. с различными функциями и модификациями.
По итогам рассмотрения заявления от 19 апреля 2021 филиалом
N 10 Краснодарского регионального отделения ФСС 30 апреля 2021 года
(исх. N) направлен пакет документов в Краснодарское региональное отделение ФСС для заключения контракта на обеспечение TCP Выродова А.А. (инвалид уведомлен о данном обстоятельстве письмом
Nз от 04 мая 2021 года).
28 июля 2021 года в филиал N 10 Краснодарского регионального отделения ФСС поступил отказ от направления N
от 01 марта 2021 года.
07 сентября 2021 года Краснодарским региональным отделением
ФСС заключен новый государственный контракт с ООО "Медицинский производственный реабилитационный центр "ОртоПром" на поставку протезов "данные изъяты" N. Филиалом N 10 Краснодарского регионального отделения Фонда Выродову А.А. выдано направление N от 21 сентября 2021 года в рамках заключенного контракта
N от 07 сентября 2021 года на получение "данные изъяты" (1 шт.) со сроком действия
до 07 ноября 2021 года.
22 сентября 2021 года в филиал N 10 Краснодарского регионального отделения ФСС поступило очередное заявление Выродова А.А. с просьбой обеспечить его "данные изъяты" в соответствии с медико-техническим заключением ФГУП "ЦИТО" от 15 сентября 2021 и ценовым предложением от 20 сентября 2021 года, согласно которому ФГУП "ЦИТО" предложило изготовить необходимый протез за 7173898 руб. Также указал, что все предыдущие заявления следует считать недействительными.
Поставщик ООО "Медицинский производственный реабилитационный центр "ОртоПром" связался по контрактной информации инвалида, в ходе телефонного звонка от 23 сентября 2021 года Выродов А.А. отказался от обеспечения по указанному направлению, на просьбу оставить свой отказ в письменном виде сообщил, что писал такой отказ в Фонде социального страхования (зафиксировано в акте N от 24 сентября 2021 года).
11 октября 2021 года заявление от 22 сентября 2021 года рассмотрено, а документы переданы Краснодарскому региональному отделению ФСС для решения вопроса о заключении контракта (исх. Nз).
В соответствии с письмами Фонда социального страхования Российской Федерации от 11 сентября 2019 года N, от 17 января 2020 года N, от 17 февраля 2020 года
N, а также приказом Фонда социального страхования Российской Федерации N от 28 мая 2021 года региональные отделения обязаны направлять пакет документов для согласования с Центральным аппаратом Фонда социального страхования Российской Федерации обоснованности назначения и стоимости протезов более 900 тыс. руб.
Письмом Заместителя Председателя Фонда социального страхования Российской Федерации от 15 декабря 2021 года в адрес ГУ КРО ФСС, Фонд указал, что считает возможным обеспечение Выродова А.А. в соответствии с рекомендациями ИПРА инвалида. Кроме того, Фонд посчитал необходимым проработать вопрос с протезно-ортопедическим предприятием об изменении комплектации протеза с обеспечением достаточности для восстановления утраченных функций и исключающую излишнюю функциональность.
27 декабря 2021 года ГУ КРО ФСС заключен государственный контракт N на поставку инвалидам Краснодарского края протезов на верхние конечности в 2022 году с ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие", в рамках которого Выродову А.А. вновь выдано направление (N от 18 января 2022 года) на получение необходимого "данные изъяты" у поставщика.
01 февраля 2022 года в адрес ГУ КРО ФСС поступило сообщение Пятигорского филиала ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие", согласно которому Выродов А.А. отказался от заказа.
Письмом филиала N от 03 февраля 2022 года Выродову А.А. сообщено, что в связи с отказом от получения "данные изъяты" на основании выданного в рамках государственного контракта N направления N, заявка будет аннулирована, а для получения TCP ему следует повторно обратиться в филиал N10.
Заявка на обеспечение Выродова А.А. закрыта ответчиком
в соответствии с подпунктом "в" пункта 5(1) Правил, поскольку последний трижды отказывался от выданных ему направлений.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ГУ КРО ФСС и филиала N учреждения обеспечения Выродова А.А. TCP - "данные изъяты", рекомендованного ФГУП "ЦИТО" в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, не установив нарушений прав Выродова А.А. действиями (бездействиями) ответчиков. При этом судом принято во внимание, что заявления Выродова А.А. об обеспечении ТСР рассматривались и ответчиком были приняты достаточные меры к обеспечению инвалида протезом "данные изъяты", однако по письменной просьбе самого Выродова А.А. заявления 14 декабря 2020 года, 19 апреля 2021 года признаны недействительными, от заказа на производство ТСР, подготовленного на основании заявления от 22 сентября 2021 года, Выродов А.А. отказался, впоследствии с новым заявлением не обращался. Исходя из данных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что права инвалида на обеспечение ТСР не нарушены, основания для удовлетворения исковых требований прокурора отсутствуют. Более того, филиал N10
ГУ КРО ФСС является обособленным подразделением юридического лица и самостоятельной правоспособностью не обладает, в связи с чем, не может быть ответчиком в суде.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционного представления мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационного представления.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту также - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
К техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован, что позволяет обеспечивать равенство возможностей для данной категории лиц и не может ставить интересы отдельного гражданина в более выгодное положение по сравнению с другими этой категории при реализации ими своих прав на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Таким образом, предоставление технических средств реабилитации инвалидам должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений и не должно
снижать установленный федеральными нормами уровень правовых гарантий указанной категории граждан, а также ограничивать реализацию ими своих прав на охрану здоровья и социальную защиту, что в свою очередь не
предполагает возможность для отдельного лица по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру реализации принадлежащего ему права на обеспечение вышеозначенным средством реабилитации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5(1) Правил обеспечения, снятие инвалида (ветерана) с учета по обеспечению техническим средством (изделием) осуществляется уполномоченным органом в случае, если инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, отказались от обеспечения техническим средством (изделием), рекомендованным программой реабилитации (заключением).
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что заявка на обеспечение Выродова А.А. техническим средством реабилитации закрыта именно в соответствии с вышеуказанным пунктом Правил, а именно ввиду того, что Выродов А.А. трижды отказался от выданных ему направлений, при том, что каких-либо доказательств несоответствия технического средства реабилитации, предоставляемого ответчиком индивидуальной программе реабилитации, а также повторного обращения инвалида с заявлением о предоставлении ТСР не представлено, суды обоснованно пришли к выводу о том, что необеспечение Выродова А.А. ТСР является следствием действий самого инвалида, при этом его законные права ответчиком не нарушены, поскольку государственная услуга по обеспечению последнего техническими средствами реабилитации была предоставлена ему посредством выдачи направления на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований прокурора у суда не имелось.
Довод кассационного представления о неправомерном применении судами положений п.5 (1) Правил обеспечения ввиду того, что Выродов А.А. отказался от заказа, выполняемого Пятигорским филиалом ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие", а не от технического средства реабилитации в целом, не учитывают того обстоятельства, что отказ от выполнения заказа, подготовленного на основании заявления инвалида, влечет прекращение выполнения соответствующего заявления.
Вместе с тем, следует отметить, что Выродов А.А. с новым заявлением о предоставлении ему технического средства реабилитации не обращался, при том, что в пределах срока действия ИПРА он вправе вновь обратиться к ответчику с заявлением на обеспечение необходимым TCP, либо на выплату компенсации за самостоятельно приобретенное TCP, а равно на получение сертификата для приобретения технического средства. Данное право ответчиком не оспаривалось, напротив, ГУ КРО ФСС трижды принимались должные меры к исполнению обязанности по обеспечению инвалида ТСР, которые были прекращены по заявлению самого Выродова А.А.
Также, вопреки доводам кассационного представления, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил обеспечения).
Суду не представлено заключение медико-технической комиссии, из которого бы следовало, что предоставляемое Выродову А.А. ТСР в виде "протеза предплечья с микропроцессорным управлением" не соответствует индивидуальной программе реабилитации, а также полученным рекомендациям, не отвечает целям реабилитационных мероприятий и будет являться некачественной медицинской услугой.
Кроме того, обращаясь с требованиями об обеспечении Выродова А.А. протезом "данные изъяты", рекомендованным ФГУП "ЦИТО" в ограниченные сроки, прокурор выходит за рамки норм Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, а также Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, поскольку обеспечение определенным ТСР в течение трех месяцев действующим законодательством не предусмотрено.
Также следует отметить, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (проведение конкурса или электронного аукциона).
Таким образом, закупка TCP конкретной модели, марки или производителя (в рассматриваемом случае протеза "данные изъяты", рекомендованного ФГУП "ЦИТО), не может быть гарантирована в рамках действующего законодательства, отбор поставщиков TCP определен федеральным законодательством и не зависит от желания отдельного лица, реализующего принадлежащее ему право на обеспечение техническим средством реабилитации.
При указанных обстоятельствах все приведенные в кассационном представлении доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, субъективной оценке представленных в материалы гражданского дела доказательств, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационного представления по изложенным в нем доводам.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края
от 9 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Краснодарского края - Табельского С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.