Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасимова А.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 28 марта 2023 года, дополнительное решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 21 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Герасимов А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее также- ОСФР по г. Севастополю) о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии и возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указано, что истец является гражданином Российской Федерации, в период с 2002г. до 2015г. постоянно проживал в г. Севастополе, выполнял работу по трудовым договорам на различных должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в г. Севастополе.
29.04.2013 Герасимову А.В. назначена трудовая пенсия по старости, размер которой определен без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 2002 года.
В 2023 году Герасимов А.В. обратился в ОСФР по г. Севастополю с заявлением о перерасчете размера назначенной ему страховой пенсии по старости, просил учесть при расчете стаж работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с 2002г. до 2015 г. и произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента.
На обращение Герасимова А.В. пенсионным органом дан письменный ответ об отсутствии оснований для перерасчета размера его страховой пенсии по старости с учетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды работы, имевшие место с 01.01.2002 по 31.12.2014, так как в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за указанные периоды работы Герасимова А.В. не поступали.
Герасимов А.В. полагает, что неуплата дислоцированными в г. Севастополе войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации (работодателями), в которых он осуществлял трудовую деятельность на различных должностях гражданского персонала, за него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может повлечь нарушения его пенсионных прав. По мнению Герасимова А.В, для определения размера страховых взносов, которые подлежали уплате за него работодателями в период с 01.01.2002 по 31.12.2014, могут быть использованы сведения о его заработке в этот период.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным решение ответчика от 24.01.2023 N 8259/23 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, признать за ним право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом периодов его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с 01.01.2002 по 16.03.2014 на территории Украины и с 17.03.2014 по 31.03.2014 на территории г. Севастополя, включенных в страховой стаж, обязать ОСФР по г. Севастополю произвести перерасчет размера его страховой пенсии по старости с даты ее назначения - с 29.04.2013 с учетом указанных периодов трудовой деятельности и всех индексаций, произвести выплаты по результатам перерасчета.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 28 марта 2023 года исковые требования удовлетворены, судом постановлено:
- признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю от 24.01.2023 N 8259/23 об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости Герасимову А.В.
- признать за Герасимовым А.В. право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с 01.01.2002 по 16.03.2014 включительно на территории Украины и в период с 17.03.2014 по 31.12.2014 на территории города Севастополя, с 29.04.2013 - даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости.
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости Герасимову А.В. с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Герасимова А.В. за периоды его работы с 01.01.2002 по 31.12.2014 в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации и обязать произвести выплату Герасимову А.В. денежной суммы в объеме пенсионных выплат с 29.04.2013 - даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.
Дополнительным решением Ленинского районного суда города Севастополя от 21 апреля 2023 года постановлено обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю произвести индексацию расчетного пенсионного капитала Герасимова А.В, подлежащего формированию из страховых взносов за 2008-2014 годы, на величину коэффициентов индексации, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 июля 2023 года указанные решения оставлены без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по г. Севастополю просит судебные акты отменить, принять новое решение которым в удовлетворении исковых требований отказать. В качестве оснований для отмены судебных актов ссылается на нарушение и неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Истец о причинах своей неявки не сообщил. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Герасимов А.В. является гражданином Российской Федерации.
С декабря 1993 года истец является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы и их семей". Периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял трудовую деятельность на территории Украины и с ДД.ММ.ГГГГ в г. Севастополе на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях и учреждениях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в г. Севастополе, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части N в должности "данные изъяты"
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, представленными архивными справками, материалами выплатного (пенсионного) дела.
С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Размер страховой пенсии по старости истцу определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 01.01.2002 по 17.03.2014 и с 18.03.2014 по 31.12.2014 на территории Украины и г. Севастополя.
Решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю от 24.01.2023 N 8259/23 отказано в удовлетворении заявления истца о перерасчете назначенной страховой пенсии по старости в части увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы с 01.01.2002 по 31.12.2014, ввиду отсутствия сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины было заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 38-ФЗ "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N 188-О-П "По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N 188-О-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N 188-О-П).
Абзацем 1 пункта 2 резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
29 декабря 2009 года Правительством Российской Федерации было издано постановление N 1097 "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1097), которым установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац 2 пункта 1 названного постановления. Указанное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 N 65).
Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1097).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.
На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30.01.2010 воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1097).
Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2009 N 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Герасимова А.В, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что невыполнение работодателем истца действий по уплате за него страховых взносов, не может быть поставлено истцу в вину и не опровергает факт работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Истец являлся застрахованным лицом, был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, следовательно, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда. Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части пенсии Герасимова А.В. не может препятствовать реализации им права своевременно и в полном объёме получать страховую пенсию по старости.
Применяя приведенные выше нормы Федерального закона "О страховых взносах", судом первой инстанции учтено, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. добросовестно выполнял работу по трудовому договору на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморскою флота, постоянно дислоцированных в г. Севастополе, и являлся лицом, на которого распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В случае надлежащего исполнения работодателем своих обязательств по уплате за истца Герасимова А.В. страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации истец являлся бы получателем страховой пенсии по старости в большем размере, чем ему в настоящее время назначено ответчиком.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством, обязанность по уплате страховых взносов возложена на работодателя, право истца, на включение в стаж спорных периодов и получение пенсии соответствующей имеющемуся стажу работы не должно быть нарушено.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы ответчика о том, что в период с 2002 г. по 2014 г. работодатель истца не являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не может повлечь ущемление пенсионных прав гражданина, так как в судебном заседании, как суда первой инстанции, так и апелляционной инстанции факт работы истца в спорный период времени и получение им заработной платы нашли свое подтверждение.
Судебная коллегия исходит из того, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.
Таким образом, неуплата войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированными в г. Севастополе, страховых взносов за спорные периоды работы истца, имевшие место на территории Украины и г. Севастополя в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации права истца своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию по старости.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 28 марта 2023 года, дополнительное решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 21 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.