Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лозовой Н.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Лопаткиной Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Остапенко Натальи Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью "Альтернативные коммунальные системы" о защите прав потребителей при предоставлении некачественных коммунальных услуг, по кассационной жалобе Остапенко Натальи Владимировны на решение Анапского городского суда от 27 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Остапенко Н.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альтернативные коммунальные системы" (далее - ООО "АКС"), в котором, с учетом уточненных требований, просила обязать ООО "АКС" обеспечить температуру горячей воды в точках водоразбора квартиры истца по адресу: "адрес", согласно пункту 84 СанПин 2.1.3684-21 не ниже плюс 60 градусов и не выше плюс 75 градусов; произвести перерасчет истцу за январь, февраль, март, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, применяя расчетный период - календарный месяц, то есть произвести снижение оплаты за каждый час нарушения от суммы, начисленной за тепловую энергию для подогрева горячего водоснабжения, за месяц в котором произошло нарушение; при предоставлении в расчетном периоде истцу коммунальной услуги ненадлежащего качества снижать размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период вплоть до полного освобождения истца от оплаты такой услуги, с отображением в квитанции за расчетный период, в котором произошло нарушение.
Решением Анапского городского суда от 27 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 25 мая 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе и в дополнениях к ней Остапенко Н.В. ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с неправильным применением норм материального права; ссылаясь на обстоятельства, послужившие основанием для обращения истца в суд; на несогласие с оценкой судов представленных доказательств, подтверждающих обоснованность иска, и анализ содержания судебных актов; на ответ Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, полученным ею ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО "АКС" производит перерасчет в неполном объеме с нарушением пункта 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
От Остапенко Н.В. поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в её отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Остапенко Н.В. является собственником "адрес", расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес".
ООО "АКС" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ согласно протокола N общего собрания собственников многоквартирного дома.
ООО "АКС" в интересах собственников многоквартирного дома заключило с АО "Теплоэнерго" договор теплоснабжения N от ДД.ММ.ГГГГ в отношении данного многоквартирного жилого дома.
В марте 2022 года Остапенко Н.В. обратилась в управляющую компанию с заявлением о перерасчете платы за горячую воду.
ООО "АКС" произвело перерасчет за период январь-февраль 2022 года на сумму "данные изъяты", в мае 2022 года произвело перерасчет за март 2022 года в сумме "данные изъяты", в сентябре 2022 года произвело перерасчет за июль, август 2022 года в сумме "данные изъяты"
Согласно представленных расчетов ООО "АКС", температура горячей вода в квартире истицы составляла в августе 2022 года 45°С, в июле 2022 года 47°С, в марте 2022 года 41, 9°С, в феврале 2022 года 41, 9°С, в январе 2022 года 41, 9°С.
По факту предоставления АО "Теплоэнерго" горячей воды ненадлежащей температуры ООО "АКС" предоставило подтверждения направления в АО "Теплоэнерго" претензий по качеству теплоносителя от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ N, в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования города - курорта Анапа от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ из Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования города - курорта Анапа ООО "АКС" получены ответы о проведении проверки АО "Теплоэнерго" по факту предоставления услуги ненадлежащего качества.
ООО "АКС" за январь 2022 года, февраль 2022 года, март 2022 года, июль 2022 года, август 2022 года произведен перерасчет за услугу горячее водоснабжение путем снижения на 0, 1% размера платы за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течении всего расчетного периода - месяца.
Истец, обратившись в суд с данным иском, указывает период оказания ответчиком некачественной услуги по предоставлению горячего водоснабжения за период январь, февраль, март, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года. Представитель ответчика не оспаривает период оказания некачественной услуги по предоставлению горячего водоснабжения за период январь, февраль, март, июль, август 2022 года.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 161 Жилищного кодекса РФ, положениями статей 11, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 95, 104, 105, 106, 107, 110, 111, пункта 5 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что требования Остапенко Н.В. о перерасчете платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение за январь, февраль, март, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года не обоснованы, поскольку перерасчет за период январь, февраль, март, июль, август 2022 года ответчиком произведен, а за период сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года истец к ответчику с заявлением о предоставлении услуги горячее водоснабжение ненадлежащего качества и замере температуры не обращался, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о необоснованности заявленных истцом исковых требований и об отказе в их удовлетворении.
Суд кассационной инстанции оснований для иного толкования норм материального права, для иной оценки представленных сторонами доказательств не находит, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными и обоснованными.
Положениями статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно пункту 84 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °С и не выше плюс 75 °С.
Целями управления многоквартирным домом является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (далее- Правила), определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 3.
Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период (пункт 98).
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N1 к данным Правилам.
В случае непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (пункт 105).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно- диспетчерской службой. При этом в качестве обязанности потребителя данный пункт предусматривает сообщение потребителем своих данных (фамилии, имени и отчества), а также точного адреса помещения, в котором обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вида такой коммунальной услуги, а в качестве обязанности сотрудника аварийно-диспетчерской службы - сообщение потребителю сведений о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилии, имени и отчества), номера, под которым зарегистрировано сообщение потребителя, и времени регистрации сообщения (пункт 106).
Согласно пункту 111 Правил, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 Правил); дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе, проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 Правил); дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Факт нарушения качества коммунальной услуги, подтвердившийся в ходе проверки, оформляется актом соответствии с требованиями пунктов 15, 109 Правил.
Истцом доказательств того, что в период сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года ответчиком оказывались некачественные услуги по предоставлению горячего водоснабжения с учетом правового механизма, предусмотренного разделом X "Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" Правил, не предоставлено.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции оснований для удовлетворения требований Остапенко Н.В. в части перерасчета платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение за период сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года не установил.
Довод кассационной жалобы о необходимости снижать размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества за расчетный период вплоть до полного освобождения истца от оплаты такой услуги, с отображением в квитанции за расчетный период, в котором произошло нарушение, не принимаются судебной коллегией как основанный на неправильном толковании норм материального права.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание выводов суда первой и апелляционной инстанции по существу спора, учитывается, что по смыслу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе изложенные в дополнениях к кассационной жалобе, также повлиять на отмену судебных актов не могут, так как направлены на иное толкование норм материального права и переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, а предоставленный истцом ответ ГЖИ Краснодарского края от 6 октября 2023 года в качестве доказательства судом кассационной инстанции в силу положений ч.3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ не принимается.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Анапского городского суда от 27 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 мая 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Остапенко Натальи Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Лозовая
Судьи Е.Н. Кудрявцева
Н.А. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.