Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романенко В.В. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому Федеральному округу о признании решения незаконным, изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому Федеральному округу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 6 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения представителей Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу - Панфилова И.В, Гайдуковой Е.А, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романенко В.В. обратился в суд с иском к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - УТ МВД России по СКФО) о признании решения незаконным, изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, В обоснование исковых требований указано, что 10.10.2012, в период службы в органах внутренних дел, истец обратился в центральную жилищно-бытовую комиссию УТ МВД России по СКФО с заявлением о постановке в очередь на получение единовременной социальной выплаты (далее также-ЕСВ), приложив необходимые документы. На момент обращения к ответчику стаж его службы в органах внутренних дел составлял более 19 лет.
В день обращения (10.10.2012) истцу выдана справка о принятии заявления, в связи с чем он полагал, что поставлен на учет для получения ЕСВ именно с этой даты.
Однако, не ранее 01.03.2020, то есть со дня опубликования соответствующей информации на официальном сайте МВД России в сети "Интернет", истцу стало известно, что на учет на получение ЕСВ он поставлен только 19.02.2013, то есть более чем через четыре месяца со дня подачи соответствующего заявления и необходимого перечня документов ответчику, что противоречит Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 30.12.2011 N 1223.
Истец указывает, что такие действия ответчика являются незаконными, нарушают его права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать действия УМВД России по СКФО по принятию его на учет для получения ЕСВ с даты вынесения решения (распоряжения) центральной жилищно-бытовой комиссией УТ МВД России по СКФО - с 19.02.2013 незаконными, установить очередность и право истца с составом семьи из двух человек на получение ЕСВ с даты подачи документов, то есть с 10.10.2012, возложить на ответчика обязанность внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников, в порядковый номер очереди в пределах УТ МВД России по СКФО, принятых на учет для получения ЕСВ, в том числе в части даты принятия на учет, то есть с 10.10.2012, путем изменения уникального номера в базе данных в отношении истца.
Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований Романенко В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 6 июля 2023 года решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 марта 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым иск Романенко В.В. удовлетворен.
Судом постановлено признать действия УТ МВД России по СКФО по принятию Романенко В.В. на учет для получения единой социальной выплаты с даты вынесения решения (распоряжения) центральной жилищно-бытовой комиссией УТ МВД России по СКФО - с 19.02.2013 незаконными; установить очередность и право Романенко В.В. с составом семьи из двух человек на получение ЕСВ с момента подачи документов, то есть с 10.10.2012, но не позднее 10.12.2012; возложить на УТ МВД России по СКФО внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников, в порядковый номер очереди в пределах УТ МВД России по СКФО, принятых на учет для получения ЕСВ, в том числе в части даты принятия на учет, путем изменения уникального номера в базе данных в отношении Романенко В.В.
В кассационной жалобе представитель УТ МВД России по СКФО просит апелляционное определение отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции истец Романенко В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От его представителя Рейзвиг А.А. поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с нахождением истца на лечении и с просьбой обеспечить возможность участия в судебном заседание посредством видеоконференцсвязи.
Обсудив данное ходатайство, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усмотрела оснований для его удовлетворения.
При этом судебная коллегия учитывала, что первоначально рассмотрение данного дела было назначено на 6 декабря 2023 года. Истец в судебное заседание в этот день не явился, от его представителя поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с нахождением истца на лечении, представитель истца также просил провести судебное заседание с использованием видеоконференцсвязи. Данное ходатайство удовлетворено, судебное разбирательство отложено на 20 декабря 2023 года, организовано проведение судебного заседания с использованием видеоконференцсвязи. Однако, истец в суд вновь не явился, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, документов подтверждающих факт нахождения на лечении не предоставил.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без участия истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Романенко В.В. проходил службу в органах внутренних дел.
На основании приказа УТ МВД России по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ N л/с подполковник полиции Романенко В.В, находившийся в распоряжении УТ МВД России по СКФО, бывший заместитель начальника полиции (по оперативной работе) Таганрогского ЛО МВД России на транспорте, уволен со службы в органах внутренних дел на основании пункта 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел (т. 1, л.д. 10).
10.10.2012, в период прохождения службы в УТ МВД России по СКФО, Романенко В.В. обратился с заявлением о принятии его на учет для получения ЕСВ, с целью приобретения или строительства жилого помещения, с указанием членов семьи и с приложением перечня документов, указанных в заявлении.
Протоколом заседания центральной жилищно-бытовой комиссии от 25.01.2023 N 1, утвержденным распоряжением УТ МВД России по СКФО от 19.02.2013 N 560, Романенко В.В. поставлен на учет на получение ЕДВ с составом семьи из двух человек (истец, его супруга ФИО8) (т. 1, л.д. 105).
В настоящее время Романенко В.В. состоит на учете на получение ЕДВ для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из двух человек.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что датой принятия на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилья является дата принятия распоряжения УТ МВД России по СКФО от 19.02.2013 N 560, в то время как позиция истца о том, что датой постановки на учет следует считать дату подачи заявления, противоречит действующему законодательству.
Также суд указал, что сведения о Романенко В.В. внесены в базу данных о лицах, состоящих на учете для получения ЕСВ в порядке очередности, с учетом стажа службы и даты подачи заявления, соответственно оснований полагать, что принятие решения о постановке истца на учет за пределами двухмесячного срока с даты подачи соответствующего заявления привело к ущемлению законных интересов истца, не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда не согласилась с выводами районного суда.
Отменяя постановленное судом первой инстанции решение, суд апелляционной инстанции указал, что поскольку истец значится в списке очередников по дате решения комиссии (протокол от 19.02.2013N 560), при этом заявление о постановке на учет для получения ЕСВ подано им 10.10.2012, то ответчиком в отношении истца нарушен установленный пунктом 2 Правил предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации принцип очередности постановки на учет для получения выплаты.
Отметив, что дата подачи Романенко В.В. заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении очередности для предоставления единовременной выплаты, суд апелляционной пришел к выводу о том, что реализация прав истца на получение социальной выплаты не может быть поставлена в зависимость от даты принятия решения комиссией - 25.01.2013.
Признав за истцом право состоять на учете для получения ЕСВ с даты подачи заявления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возложении на УТ МВД России по СКФО обязанности внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников, в порядковый номер очереди в пределах УТ МВД России по СКФО, принятых на учет для получения ЕСВ, в том числе в части даты принятия на учет, путем изменения уникального номера в базе данных в отношении Романенко В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые выразились в следующем.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются на основании положений Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
В силу части 1 статьи 4 Закона N 247-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 4 статьи 4 Закона N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Исходя из части 5 статьи 4 Закона N 247-ФЗ, правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
Согласно пункту 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
В соответствии с пунктом 18 Правил выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правого акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Согласно пункту 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Закона N 247-ФЗ.
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 207 (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 - код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Закона N 247-ФЗ.
В связи с изложенным, дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет, но очередность предоставления единовременной социальной выплаты зависит от даты подачи сотрудником заявления и его стажа (выслуги лет).
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что порядок и условия принятия на учет сотрудников органов внутренних дел для получения единовременной социальной выплаты регулируются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты; сотрудники органов внутренних дел принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании решения комиссии не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и соответствующих документов; решения комиссии о принятии сотрудников внутренних дел на учет для получения единовременной социальной выплаты утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти; очередность предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты определяется датой принятия на учет, а дата принятия на учет определяется датой принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 24 сентября 2012 года N 1575-0, от 27 марта 2018 года N 693-0, от 27 сентября 2018 года N 2384-0, от 25 июня 2019 N 1649-0, такой порядок определения очередности предоставления гражданам жилищных гарантий соответствует конституционному и общеправовому принципу справедливости, а также природе жилищных гарантий, которые реализуются на основании волеизъявления граждан.
Возлагая на УТ МВД России по СКФО обязанность установить очередность и право Романенко В.В. на получение ЕСВ с 10.10.2012 - даты подачи заявления, но не позднее 10.12.2012, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией после подачи им заявления и документов, перечисленных в пункте 5 Правил, заявленное истцом требование о принятии его на учет с даты подачи заявления не основано на положениях Правил, регулирующих условия и порядок принятия на учет.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции по настоящему делу допущены существенные нарушения норм права, которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, их юридическую квалификацию.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 6 июля 2023 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть вышеизложенное и с учетом установленных фактических обстоятельств по делу и требований закона, подлежащего применению при рассмотрении данного дела, принять законное и обоснованное решение. Также суду следует проверить и оценить доводы ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 6 июля 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.