Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А, Мотиной И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошкидько Николая Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о включении периодов работы в страховой стаж, обязании осуществить перерасчет страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 10 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 27 июля 2023 года, Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения представителя Кошкидько Н.А. - Юникова А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы и полагавшего оспариваемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кошкидько Н.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, в котором, с учетом уточненных требований просил суд:
- признать незаконным и отменить решение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю N от 15.08.2022 об отказе Кошкидько Н.А. в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю включить в страховой стаж Кошкидько Н.А. периоды работы:
- с 27.05.1992 по 14.01.1993 в ЧАО "Электрометаллургический завод "Днепроспецсталь" им. А.Н. Кузьмина";
- с 18.01.1993 по 20.02.1998 в ООО "Кронос Запорожье";
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Кошкидько Н.А. с даты назначения страховой пенсии по старости, т.е. с 07.07.2021.
В обоснование заявленных требований истец указал, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, ответчиком не были включены в страховой стаж вышеуказанные периоды по причине отсутствия ответов из компетентных органов Украины. Истец полагает, что он имеет право на включение спорных периодов работы в страховой стаж для полного формирования страховой пенсии по старости.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 10 апреля 2023 года иск удовлетворен, судом постановлено:
- признать незаконным и отменить решение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю N от 15.08.2022 об отказе Кошкидько Н.А. в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (ИНН 7706808515) включить в страховой стаж Кошкидько Н.А. (паспорт гражданина РФ N) следующие периоды работы:
- с 27.05.1992 по 14.01.1993 в ЧАО "Электрометаллургический завод "Днепроспецсталь" им. А.Н. Кузьмина";
- с 18.01.1993 по 20.02.1998 в ООО "Кронос Запорожье";
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (ИНН 7706808515) произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Кошкидько Н.А. (паспорт гражданина РФ N) с даты назначения страховой пенсии по старости, т.е. с 07.07.2021.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 27 июля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территориях государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, следует осуществлять в соответствии с нормами этих договоров. Согласно нормам пенсионного законодательства Российской Федерации, периоды стажа на территории государств-участников Соглашения после распада СССР требуют документального подтверждения компетентных органов названного государства. Поскольку ответы на направленные территориальным органом ПФР соответствующие запросы в компетентные органы Украины о подтверждении периодов работы истца на территории Украины после распада СССР и по 2011 год в органы ПФР г. Севастополя не поступили, оснований для удовлетворения требований Кошкидько Н.А. у судов не имелось.
В возражениях на кассационную жалобу пенсионного органа Кошкидько Н.А. в лице своего представителя Юникова А.В. просил судебные акты нижестоящих судов оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Кошкидько Н.А. - Юникова А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Кошкидько Н.А, является получателем страховой пенсии по старости с 07.07.2021, назначенной ему в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ.
При исчислении страховой пенсии по старости государственным учреждением-Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (далее - ОПФР по г. Севастополю) исключило из страхового стажа истца периоды работы:
- с 27.05.1992 по 14.01.1993 в ЧАО "Электрометаллургический завод "Днепроспецсталь" им. А.Н. Кузьмина";
- с 18.01.1993 по 20.02.1998 в ООО "Кронос Запорожье", по причине не поступления ответов из компетентных органов Украины.
02.08.2022 истец обратился в ОПФР по г. Севастополю с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии со статьей 18 Федерального закона N400- ФЗ.
Решением ОПФР по г. Севастополю от 15.08.2022 N истцу отказано и указано на необходимость подтверждения страхового стажа компетентными органами Украины.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные Кошкидько Н.А. требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", исходил из того, что истец не является гражданином, прибывшим на территорию Российской Федерации, в связи с чем, на него распространяются положения Федерального закона N 208-ФЗ, предусматривающего иной порядок пенсионного обеспечения граждан проживающих в Республике Крым на момент ее вхождения в состав Российской Федерации. Поскольку спорные периоды с 27.05.1992 по 14.01.1993, с 18.01.1993 по 20.02.1998 подтверждаются соответствующими справками, выданными работодателями суд пришел к выводу о том, что оснований для отказа в зачете данных периодов работы в страховой стаж у пенсионного органа не имелось.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для отмены судебного постановления не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 6 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
Федеральным конституционным законом N 6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от 21 июля 2014 г, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ определено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Письменным материалами дела установлено, что факт постоянного проживания истца Кошкидько Н.А. в г. Севастополе на юридически значимую дату подтверждается паспортом, где указано, что истец зарегистрирован в г. Севастополе с 31.01.2012.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что истец не является гражданином, прибывшим на территорию Российской Федерации, в связи с чем, на него распространяются положения указанного выше Федерального закона N 208-ФЗ, предусматривающего иной порядок пенсионного обеспечения граждан проживающих в Республике Крым на момент ее вхождения в состав Российской Федерации.
Спорные периоды работы истца в Украине в соответствии с Федеральным законом N 208-ФЗ с 1 января 1991 г. по 31 декабря 2001 г. засчитываются в страховой стаж при условии их документального подтверждения справками работодателя, трудовой книжкой, или справками, выдаваемыми соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Помимо записей в трудовой книжке, спорные периоды работы истца подтверждены архивной справкой N от 17.04.2019, выданной "Электрометаллургический завод "Днепроспецсталь" им. А.Н. Кузьмина", согласно которой Кошкидько Н.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, работал на заводе "Днепроспецсталь" с 27.05.1992, ОМТС, грузчик-экспедитор (пр. зап. N от 27.05.1992), с 06.07.1992 переведен контролером 1 категории, с 09.10.1992 водителем автомобиля Q 06-30т по разряду 3, уволен с завода 14.01.1993 ст. 38 соб. жел. (ув. зап. N от 15.01.1993). Справка выдана на основании л/дела N.
Также, справкой N от 09.12.2019, выданной ООО "Кронос Запорожье", подтвержден факт работы истца Кошкидько Н.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ООО "Кронос Запорожье", с 18.01.1993 на должности главного инженера предприятия, приказ о принятии на работу N-ок от 18.01.1993 по 20.02.1998, приказ об увольнении N-ОК от 20.02.1998 по ст. 38 КЗоТ Украины (по собственному желанию).
Учитывая указанное, что спорные периоды с 27.05.1992 по 14.01.1993, с 18.01.1993 по 20.02.1998 подтверждаются как записями в трудовой книжке, а также имеющимися в деле справками, выданными работодателями, выводы судов нижестоящих инстанций о необоснованном исключении ответчиком данных периодов из страхового стажа истца, являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о невозможности включения в страховой стаж истца спорных периодов работы по причине того, что данные периоды имели место на территории Украины, в связи с чем периоды работы подлежат подтверждению в соответствии с Соглашением о гарантии прав граждан государств- участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, били предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм права, поскольку в силу положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ, установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, к числу которых относится истец.
В целом все приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, субъективной оценке представленных в материалы гражданского дела доказательств, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 10 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.