Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А, Мотиной И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свидан С.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, назначить и выплатить страховую пенсию по старости с момента приобретения на нее права, произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Свидан С.И. на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 04 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03 августа 2023 года
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Свидан С.И, обратилась в суд с иском Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, назначить и выплатить страховую пенсию по старости с момента приобретения на нее права, произвести перерасчет пенсии, указав в обоснование требований, что 26.01.2015г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в г.Таганроге по Ростовской области N от 17.04.2015г. в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия документально подтверждённого стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера требуемой продолжительности.
Свидан С.И. считает, что включению в ее страховой стаж подлежит период обучения в техникуме с 01.09.1980г. по 30.06.1982г, а в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01.12.1995г. по 31.12.1998г, с 01.01.2002г. по 11.03.2002г, с 01.05.2002г. по 31.12.2002г.
С учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК Российской Федерации исковых требований просила суд: обязать ответчика исправить ошибку, допущенную при расчете стажа работы в РКС, вместо ошибочной продолжительности периода - 14 лет 05 месяцев 22 дня указать - фактическую продолжительность - 16 лет 07 месяцев 15 дней; произвести перерасчет специального страхового стажа с применением индивидуального пенсионного коэффициента 1, 4 для работавших в районах Крайнего Севера; включить в ее страховой стаж период обучения в техническом училище N 20 г. Донецка с 01.09.1980г. по 30.06.1982г.; включить в специальный страховой стаж периоды работы в районах Крайнего Севера с 01.12.1995г. по 31.12.1998г, с 01.01.2002г. по 11.03.2002г, с 01.05.2002г. по 31.12.2002г, произвести перерасчет выплачиваемой ей с 03.02.2015г. страховой пенсии по старости с 26.01.2025г..
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 04 мая 2023г. исковые требования Свидан С.И. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03 августа 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Свидан С.И, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что пенсионный фонд допустил ошибки при подсчёте стажа РКС истца. Все факты и доказательства в подтверждение позиции кассатора были предъявлены суду, однако неправильно истолковав обстоятельства дела, суд необоснованно принял строну пенсионного органа.
На указанную кассационную жалобу ОСФР по Ростовской области подало возражения, в которых просило в удовлетворении кассационной жалобы отказать в полном объеме, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда оставить без изменения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, доводы письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Свидан С.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", назначенной с 03.02.2015г.
Из материалов дела усматривается, что при назначении пенсии ответчиком учтены все периоды работы истца согласно трудовой книжке, справкам о стаже и сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В результате чего, продолжительность страхового стажа в календарном исчислении на дату назначения пенсии составила 23 года 06 месяцев 20 дней, в том числе стаж работы в РКС - 13 лет 02 месяца 29 дней: с 04.12.1990г. по 04.05.1992г. - повар в Вышкомонтажном производстве объединения "Коминефть", с 05.05.1992г. по 10.02.1993г. - повар в Производстве технологического транспорта объединения "Коминефть", с 08.06.1993г. по 30.11.1995г. - гладильщица, машинист по стирке и ремонту одежды вахтовым методом в Нефтегазодобывающем управлении "Архангельскнефтегаз" объединения "Коминефть", с 01.12.1995г. по 31.12.1998г, с 01.01.2002г. по 11.03.2002г, с 01.01.2003г. по 05.01.2003г. - предпринимательская деятельность на основании справки от 17.06.2014г. УПФР в г. Усинске, с 12.03.2002г. по 30.04.2002г. - рабочая по стирке и ремонту спецодежды в Нефтегазодобывающем управлении "Архангельскнефтегаз" объединения "Коминефть", с 01.05.2002г. по 31.12.2002г, с 06.01.2003г. по 11.09.2006г. - оператор пульта управления в добыче нефти и газа пятого разряда цеха по добыче нефти и газа в ООО "Лукойл" НГДУ "Комиарктикнефть".
При определении права на назначение пенсии по старости применялся п. 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516, в части суммирования к работе в РКС периодов работы женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (6 лет 09 месяцев 07 дней ткачом на Донецком хлопчатобумажном комбинате с 30.06.1982г. по 06.04.1989г.).
В результате продолжительность стажа в РКС при определении права на пенсию составила 20 лет 0 месяцев 6 дней.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", разъяснениями п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2012г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", и исходил из того, что расчет пенсии Свидан С.И. произведен в соответствии с действующим законодательством по наиболее выгодному варианту расчета. Периоды предпринимательской деятельности с 01.12.1995г. по 31.12.1998г, с 01.01.2002г. по 11.03.2002г, с 01.05.2002г. по 31.12.2002г, включены ответчиком в подсчет страхового стажа; включение в страховой стаж периода обучения с 01.09.1980г. по 30.06.1982г, не повлияет на величину ИПК и размер пенсии; в случае перерасчета пенсии по п.4 ст. 30 размер пенсии уменьшится.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для отмены судебного постановления не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
С 1 января 2015 года страховые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01.01.2002.
Оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 производится из общего трудового стажа и заработка застрахованного лица, имевших место до этой даты. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается не свыше 1, 2, кроме лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
С 01.01.2002 на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
Согласно статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица: в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который включается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, исчисленный в календарном порядке по его фактической продолжительности и не включается период учебы; либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который включается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, при этом периоды военной службы по призыву включаются в общий трудовой стаж в двойном размере вменяются формулы, указанные в данных пунктах - при расчете по пункту 3 изменяются формулы, указанные в пункте 3, при расчете по пункту 4 применяются формулы, указанные в пункте 4.
При установлении пенсии расчет пенсии всегда производится по более выгодному для пенсионера варианту.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлением об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства.
С 01.01.2002 трудовые пенсии устанавливались и выплачивались в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Статьей 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации" установлено, что размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию надень, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
В целях определения размера страховой части трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии со статье 30 указанного закона производится оценка пенсионных прав лица по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) х Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбор застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии истцу определен в соответствии с п. 3 ст. 30 указанного Федерального закона по следующей формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа единиц, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих идах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2, для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера не более 1.7.
Как усматривается из материалов пенсионного дела, конвертация пенсионных прав на 01.01.2002г. произведена по п.3 ст.30 Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г. и выбран вариант расчёта индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), где учтены: общий трудовой стаж по состоянию на 31.12.2001г. - 18 лет 09 месяцев, стаж, отработанный до 1991г. - 08 лет 00 месяцев 28 дней, учтенный для валоризации; среднемесячный заработок за период с 01.12.1990г. по 30.11.1995г. Фактическое отношение заработной платы пенсионера к заработной плате по стране составило 1, 886.
В соответствии с п. 3 ст. 30 закона N 173-ФЗ отношение заработных плат учитывается в повышенном размере - 1, 7 так как с 08.06.1993г. по 30.11.1995г. Свидан С.И. работала в п. Харьягинский Ненецкий автономный округ, где к заработной плате работников непроизводственных отраслей установлен районный коэффициент 1, 5; страховые взносы в сумме 350 419, 95руб, поступившие на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в ПФР с 01.01.2002 на дату назначения пенсии; 252 мес. (Т) величина ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, для тип, которым устанавливаются досрочные пенсии (п. 2 ст. 32 Закона N 173- ФЗ).
Индивидуальный пенсионный коэффициент на дату назначения пенсии - 03.02.2015 составил 129, 486. (ИПК).
Так ответчиком в материалы дела представлен сравнительный расчет размера пенсии истца по п. 3 ст. 30 и п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", из которого установлено следующее.
Согласно расчету ответчика, представленному в материалы дела, расчет пенсионного капитала по п. 4 ст. 30 закона N173-ФЗ невыгоден, т.к. стажевый коэффициент составил бы - 0, 59; 0, 55 - за 20 лет стажа и повышается на 0, 04 за 4 года, отработанных сверх требуемого стажа.
Стаж до 1991 года по п. 4 ст. 30 закона составил 9 полных лет, для валоризации было бы учтено 0, 9 (10 + 9)% среднемесячный заработок с 01.12.1990г. по 30.11.1995г. осовремененный на 31.12.2001г. в сумме 2426, 98 руб.
Расчетный размер пенсий составил бы: РП ЗР (осовремененный среднемесячный заработок) х СК (стажевый коэффициент) = 2426, 98 х 0, 59 - 1431, 92руб.
Согласно абз.40 п.4 ст. 30 закона расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с этим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 20 лет для женщин, не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп. За каждый полный год, превышающий 20 лет, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. Расчетный размер пенсии на 01.01.2002, составил бы: 555, 96 х 1, 04 (за-4 года; сверх требуемого стажа) х 1, 3 (районный коэффициент г. Усинск) + 130, 00 руб. (компенсационная выплата, с учетом районного коэффициента по месту проживания на 01.01.2002г, г. Усинск Республика Коми) 881, 66 руб, ПК = (881, 66 руб. 450, 00р.) х 252, мес. = 108778, 32руб с учетом индексации составил бы 610770, 29 руб.
Сумма валоризации - 610770, 29 х 0, 19 116046, 36 руб, ИПК до 2002- (610770, 29+116046, 36)/252/64, 10 (стоимость пенсионного коэффициента на 01.01.2015г.) 44, 995, ИПК с 2002 до 2015-350419, 95 (страховые взносы) /252/64, 10 21, 694*ИПК=66, 689 руб.
Размер пенсии Свидан С.И. исчисленные по п.3 ст.30 в настоящее время составляет 23 593, 81 руб, в случае перерасчета по п.4 ст.30 размер пенсии будет составлять 15, 821, 43 руб, т.е. размер пенсия будет уменьшен.
Ссылаясь на отсутствие со стороны истца доказательств неправильного расчета пенсии, суды первой и апелляционной инстанции, установив, что размер пенсии Свидан С.И. исчислен ответчиком в полном соответствии с нормами пенсионного законодательства, исходя из имеющейся у истца продолжительности общего трудового стажа, максимальной величины отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации, суммы начисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов после 1 января 2002 года, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Расчет конвертации пенсии произведен ответчиком в интересах истца по более выгодному варианту, то есть путем сравнения расчетов по п. 3 ст. 30 и по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Расчет пенсии истца произведен ответчиком правильно, в наиболее выгодном для него варианте, в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающим включение только периодов, перечисленных в указанном пункте, а продолжительность этих периодов исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности, в отличие от пункта 4 настоящей статьи, предусматривающей включение в общей трудовой стаж периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в полуторном размере.
В целом все приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, субъективной оценке представленных в материалы гражданского дела доказательств, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Ростова-на- Дону от 04 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Свидан С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.