Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черкасовой Е.В, судей Бетрозовой Н.В, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, по кассационной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Черкасовой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области, в котором просил признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным; включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера Харабалинского ТГ "Транссельхозтехника"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности шофера колхоза "Родина"; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области назначить ФИО1 фиксированную выплату к страховой пенсии.
Решением Харабалинского районного суда города Астрахани от 28 марта 2023 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 июня 2023 года решение Харабалинского районного суда от 28 марта 2023 года отменено и принято по делу новое решение, которым решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N признано незаконным; в стаж работы ФИО1 в сельском хозяйстве включены периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера Харабалинского ТГ "Транссельхозтехника"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности шофера колхоза "Родина"; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области возложена обязанность назначить ФИО1 фиксированную выплату к страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в стаж работы в сельском хозяйстве периода с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера Харабалинского ТП "Транссельхозтехника" связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика указывает, что право на повышение фиксированной выплаты в размере 25 % к страховой пенсии в соответствии с п.14 ст.17 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" предоставлено лицам, проживающим в сельской местности и проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.20201 года N 167-ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Вместе с тем, работа на транспортном предприятии "Транссельхозтехника" пунктом 4 Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), не предусмотрена. Харабалинское транспортное предприятие "Танссельхозтехника" являлось организацией, оказывающей дополнительные услуги сельхозпредприятиям, то период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должности шофера в ТП "Транссельхозтехника" не может быть включен в "сельский" стаж для установления повышенной фиксированной выплаты.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является получателем пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области с заявлением о фиксированной выплате к страховой пенсии по старости ввиду наличия 30-летнего стажа работы в сельском хозяйстве.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области от 27.01.2023 N ФИО1 отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа работы в сельском хозяйстве, в стаж работы в сельском хозяйстве включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе "Родина"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СПК "Селитренное". Стаж работы ФИО1 в сельском хозяйстве составил 12 лет 4 месяца 15 дней. В подсчет стажа работы в сельском хозяйстве не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера Харабалинского ТП "Трансссельхозтехника", так как организация не поименована в перечне организаций, дающих право на установление повышенной фиксированной выплаты; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности шофера колхоза "Родина", так как в документах, имеющихся в пенсионном деле, должность указана без уточнения структурного подразделения, в котором работал заявитель.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности шофера Харабалинского ТГ "Транссельхозтехника"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности шофера колхоза "Родина" в специальный стаж работы, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, разделами 1, 2, 3, 4 Списка от ДД.ММ.ГГГГ N 1440 "Растениеводство", "Животноводство" и "Рыбоводство" исходил из того, что из представленных в дело доказательств не следует, что работа ФИО1 в колхозе "Родина" в должности водителя автомобиля была непосредственно связана с растениеводством, животноводством или рыбоводством, а ссылка на то, что в период работы в указанной должности работа истца непосредственно протекала в сельскохозяйственной организации, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как сам по себе факт работы с ДД.ММ.ГГГГ в сельскохозяйственном предприятии не дает права на повышение размера фиксированной выплаты. Также суд нашел недоказанным факт работы истцом в спорные периоды в организации -Харабалинское транспортное предприятие "Транссельхозтехника", основным видом деятельности которой являлось сельское хозяйство (в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных) либо занятости на работах, связанных с растениеводством, животноводством, рыбоводством.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении ФИО1 в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периода работы в должности шофера Харабалинского ТГ "Транссельхозтехника" и в должности шофера колхоза "Родина", поскольку при исчислении стажа работы истца в сельском хозяйстве осуществление ФИО1 трудовой деятельности в организациях, основным видом деятельности которых являлось сельское хозяйство, в качестве шофера свидетельствует об исполнении истцом функциональных обязанностей в сельскохозяйственном предприятии, в связи с чем отказ пенсионного органа во включении в сельский стаж истца, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, спорных периодов работы нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что работа истца в спорный период проходила в определенных условиях труда, поименованных в Списке и Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, что дает основание для включения указанных периодов работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве, учитываемого при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
На основании пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в ", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, выполнялись на территории Российской Федерации и производились начисления (уплачивались) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При одновременном соблюдении всех трех названных условий период работы засчитывается в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости.
Списками должностей и работ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", в разделе "Рыбоводство в колхозах, совхозах, крестьянско-фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах, артелях и в других организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство" значатся такие должности, дающие право на получение спорной надбавки: рабочие всех наименований, занятые рыбоводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов; член колхоза (колхозник, рядовой колхозник), член крестьянского (фермерского) хозяйства.
Как следует из трудовой книжки, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят на работу шофером 3-го класса в Харабалинское транспортное предприятие "Транссельхозтехника", ДД.ММ.ГГГГ уволен по ст. 31 КЗоТ РСФСР по собственному желанию.
Согласно архивной справке администрации муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области документы постоянного срока хранения и по личному составу, отложившиеся в результате деятельности Харабалинское транспортное предприятие "Транссельхозтехника" на хранение в архивный отдел не поступали.
Основным видом деятельности Харабалинского ТГ "Транссельхозтехника" и колхоза "Родина" является сельское хозяйство.
В трудовой книжке, архивных справках администрации МО "Харабалинский район" Астраханской области указано, что колхоз "Родина" является сельскохозяйственным, истец - член колхоза, место работы - автопарк колхоза.
Изложенное позволило суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что ФИО1, работая в сельском хозяйстве в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. шофером в колхозе "Родина" участвовал в производстве и уборке урожая, а выполнение истцом возложенных на него трудовых обязанностей было сопряжено с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве. Также суд пришел к выводу о доказанности работы истца в сельском хозяйстве в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в должности шофера в Харабалинском транспортном предприятии "Транссельхозтехника", в том числе, указанная работа имела место до ДД.ММ.ГГГГг.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о доказанности работы ФИО5 в сельском хозяйстве в спорный период в должности шофера, поскольку работа истца в спорный период проходила в определенных условиях труда, поименованных в Списке и Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N, что дает основания для включения указанных периодов работы ФИО1 в стаж работы в сельском хозяйстве, учитываемого при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы о том, что период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должности шофера в ТП "Транссельхозтехника" не может быть включен в "сельский" стаж для установления повышенной фиксированной выплаты отклоняется, так как противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеуказанный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Пунктом 1 Списка, в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" указаны: растениеводство (производство сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, заготовки, хранения, включая формы органического сельского хозяйства, мелиорацию).
Вышеуказанным списком в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" указан водитель автомобиля (шофер).
В соответствии с пунктом 4 Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышенный размер фиксированной выплаты, работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) до 1 января 1992 года, засчитывается в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Связь Харабалинского ТГ "Транссельхозтехника" с сельским хозяйством прослеживается из содержания Постановления Совета Министров СССР от 14 ноября 1969 года N 886 "О развитии централизованных перевозок грузов в сельском хозяйстве", в соответствии с которым в целях дальнейшего улучшения обслуживания колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий и организаций транспортными средствами и развития централизованных перевозок грузов в сельском хозяйстве постановлено создать в 1969 - 1970 годах в сельской местности для обслуживания колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий и организаций для уборки урожая и заготовки сельскохозяйственных продуктов, а также для осуществления межреспубликанских перевозок сельскохозяйственной продукции транспортные предприятия "Транссельхозтехника", а отсутствие документов в подтверждение основной деятельности предприятия не может нарушать прав гражданина на меры социальной поддержки и пенсионное обеспечение. В том числе, трудовая деятельность истца в Харабалинском транспортном предприятия " Транссельхозтехника" имело место до 1 января 1992г.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 июня 2023 года является законным, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Черкасова
Судьи Н.В. Бетрозова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.