Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Парасотченко М.А, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Майкопскому району и Министерству внутренних дел по Республике Адыгея об обязании произвести расчет выслуги лет по кассационным жалобам Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Майкопскому району и Министерства внутренних дел по Республике Адыгея на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 20.06.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя Министерства внутренних дел по Республике Адыгея по доверенности ФИО5, представителя ФИО1 по доверенности ФИО6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Майкопскому району (далее - ОМВД России по Майкопскому району), Министерству внутренних дел по Республике Адыгея (далее - МВД по Республике Адыгея), в котором просил обязать ответчика произвести расчет выслуги лет исходя из одного дня службы за 3 дня с указанием выслуги лет 26 лет 1 месяц 10 дней.
Решением Майкопского районного суда от 07.12.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 20.06.2023 решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Судом признаны действия ОМВД России по Майкопскому району в части исчисления ФИО1 выслуги лет на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении 23 года 00 месяцев 16 дней, в льготном исчислении 24 года 08 месяцев 10 дней, незаконными.
Суд обязал ОМВД России по Майкопскому району произвести расчет выслуги лет ФИО1 исходя из 1 дня службы за 3 дня с указанием выслуги лет 26 лет 1 месяц 10 дней.
В кассационной жалобе ОМВД России по Майкопскому району просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом апелляционной инстанции неверно применены нормы Закона от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" поскольку данная норма применима к военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
В кассационной жалобе МВД по Республике Адыгея просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом апелляционной инстанции дана неверная оценка доказательствам, представленным ответчиком в материалы дела и подтверждающим непосредственное участие истца в боевых действиях.
В судебном заседании представитель МВД по Республике Адыгея по доверенности ФИО5 доводы кассационных жалоб поддержала, представитель ФИО1 по доверенности ФИО6 возражал относительно доводов кассационных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции из пояснений истца ФИО1, он был направлен в служебную командировку в н. "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 180 суток для несения службы в составе мобильного отряда МВД Республики Адыгея. При этом истец ссылался в своих доводах на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, из установленных решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22.11.2004 по гражданскому делу N обстоятельств судом установлено, что ФИО1 в соответствии с приказом N от ДД.ММ.ГГГГ МВД Республики Адыгея как сотрудник ППСМ МВД Республики Адыгея был откомандирован для несения службы в н "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 180 суток.
Вышеуказанным решением суда по гражданскому делу N
И постановлено: заявление ФИО1 об оспаривании действий должностного лица удовлетворить. Признать незаконными действия руководителя регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона России в части не включения в дни проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона России 170 суток пребывания ФИО1 в зоне боевых действий, в командировке в Чеченской Республике в период с 06.05.2002 по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МВД Республики Адыгея произвести оплату ФИО1 "боевых" за 170 суток нахождения его в командировке на территории Чеченской Республики из расчета 112 суток по 645, 16 руб. за каждые сутки и 58 суток по 666, 67 руб. за каждые сутки, что составляет 110 924, 78 руб.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в Майкопский городской суд Республики Адыгея был направлен запрос о предоставлении гражданского дела N.
Согласно ответу, поступившему из Майкопского городского суда 31.05.2023 (вх. N 5607), предоставить гражданское дело N по заявлению ФИО1 об оспаривании действий должностного лица не представляется возможным, поскольку в соответствии с Перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ данное гражданское дело уничтожено, в связи с чем направляется заверенная копия решения Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, вступившим в законную силу решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22.11.2004 подтверждается, что ФИО1 в спорный период принимал участие в контртеррористических мероприятиях в н. "адрес" Чеченской Республики, поскольку данным решением дни пребывания ФИО1 в служебной командировке в Чеченской Республике, а именно период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (180 дней), признаны днями фактического участия в контртеррористических мероприятиях.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1995 N 1210 "Об определении зоны вооружённого конфликта в Чеченской Республике", установив, что ФИО1, в судебное заседание не представил доказательств, привлечения его к проведению контртеррористических операций, и непосредственно в них участия в конкретные дату или периоды, а также, что сам по себе факт нахождения истца в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в составе Мобильного отряда МВД РА в Чеченской Республике, направленного для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо конкретных контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется соответствующими приказами, не может являться основанием для признания его участвовавшим в боевых действиях и контртеррористических операциях. Непосредственное участие в контртеррористических операциях должно быть доказано по делу и может быть подтверждено только определёнными средствами доказывания, а именно приказами уполномоченных должностных лиц о проведении таких операций и его в них участия.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции не согласился и руководствуясь ст. 61 ГПК РФ, принимая во внимание, что правоотношения между истцом и МВД России и обстоятельства фактического участия ФИО1 в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской Республики, установлены приведенным решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований истца ФИО1 о расчете выслуги лет в льготном исчислении один день за три дня периодов его непосредственного участия в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.
Между тем, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее по тексту также - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. "б" настоящей статьи, и их семей).
В силу части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, содержащемуся в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, периоды службы засчитываются в календарном исчислении.
В пп. "ж" пункта 3 названного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрены случаи зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов военной службы на льготных условиях - один службы полтора дня - время службы в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции.
В соответствии с пп. "е" пункта 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками (руководителями) органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, (федеральных государственных органов) военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г.
Действовавшим в спорный период Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" (утратил силу с 9 июля 2007 г.) установлено засчитывать с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.
В статье 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" содержится понятие контртеррористическая операция, под которой понимается комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
В соответствии с пп. "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г.) указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Возможность зачета военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий один день службы за полтора дня, а времени непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня, также предусмотрена частью 1 статьи 23 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Аналогичные положения относительно льготного порядка исчисления выслуги лет за время непосредственного участия в контртеррористических операциях, содержались в ранее действовавшей статье 22 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130 "О борьбе с терроризмом", утратившего силу с 1 января 2007 г. в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ.
Непосредственное участие сотрудников органов внутренних дел в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона может быть подтверждено приказами соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающих периоды выполнения задач указанными лицами, документами о полученных в связи с этим ранениями, контузиями или увечьями, либо реализованным наградным материалом.
Из указанного следует, что правовым основанием для исчисления выслуги лет в соответствии с пп. "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. является соответствующий приказ.
Таким образом, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (статья 60 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешилспор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, суд кассационной инстанции считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 20.06.2023 отменить, оставив в силе решение Майкопского районного суда от 07.12.2022.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 20.06.2023 отменить.
Решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 07.12.2022 оставить в силе.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи М.А. Парасотченко
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.