Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черкасовой Е.В, судей Руденко Ф.Г, Парасотченко М.А.
рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Адыгея, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника" о признании незаконным решения об отказе в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты и возложении обязанности, по кассационной жалобе представителя ФИО1 - ФИО2 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Черкасовой Е.В, выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО2 по доверенности, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Адыгея, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника" о признании незаконным решения об отказе в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты и возложении обязанности по выплате единовременной компенсации.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано
Не согласившись с вышеуказанным решением, ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой в Верховный суд Республики Адыгея.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Адыгея от 23 июня 2023 года решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 марта 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив новое решение об удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец указывает, что ФИО1 переехала и зарегистрировалась по адресу Республика Адыгея, а. Афипсип, ул. ФИО7, 35, так же был собран и предоставлен в Министерство здравоохранения Республики Адыгея полный пакет документов, дающий право на заключение договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам. Считает, что решение Министерства здравоохранения Республики Адыгея, в котором отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, незаконное.
В судебное заседание явился представитель ФИО1 - ФИО2, действующая на основании доверенности, кассационную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 20 октября 2022 года истица обратилась в Министерство здравоохранения Республики Адыгея с заявлением о заключении с ней договора о выплате единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам.
27 октября 2022 года ФИО1 получила отказ ответчика, мотивированный отсутствием права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, на основании подп. "а" п. 5, п. 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек; п. 1, п. 9 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско- акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 18.04.2019 N 96 "О некоторых мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско- акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек" (с изменениями и дополнениями).
Как следует из трудовой книжкой TK-IV N 3051834 от 05 ноября 2013 года, ФИО1, имеющая высшее юридическое образование, квалификацию врача-стоматолога по специальности "Стоматология", 01 мая 2015 года принята на должность врача-стоматолога общей практики в ГБУЗ РА "Энемская районная больница".
30 апреля 2015 года принята на должность врача-стоматолога общей практики поликлинического отделения на 0, 5 ставки в ГБУЗ РА "Тахтамукайская ЦРБ".
08 октября 2015 года переведена на должность врача-стоматолога поликлинического отделения.
30 сентября 2020 года уволена в порядке перевода с согласия работника в ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника".
01 октября 2020 года принята в порядке перевода на должность врача- стоматолога в стоматологический кабинет п. Энем Тахтамукайского района Республики Адыгея.
01 июля 2022 года переведена на должность врача-стоматолога в стоматологический кабинет а. Афипсип Тахтамукайского района Республики Адыгея, заключен трудовой договор N 94 от 01 июля 2022 года на неопределенный срок. ГБУЗ РА "Энемская районная больница" реорганизована путем присоединения к ГБУЗ РА "Тахтамукайская ЦРБ".
В период с 20 марта 2009г. по 20 июля 2019г. ФИО1 значилась зарегистрированной по адресу: "адрес" с 20 апреля 2022г. по 13 октября 2022г. по адресу: "адрес"; с 13 октября 2022г. по адресу: "адрес".
Согласно справке администрации МО "Афипсипское сельское поселение" с 13 октября 2022г. и по настоящее время ФИО1 зарегистрирована по адресу: "адрес", "адрес"
Разрешая спор, и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч.12.1 ст.51 Федерального закона от 29 ноября 2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2019г. N 96 "О некоторых мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек", установив приведенные обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и, имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что одним из основных условий предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты, имеющий стимулирующий к переезду медицинского работника в сельскую местность характер, является факт переезда медицинского работника в сельскую местность. Вместе с тем, истица проживала в "адрес", начиная с 2009г, соответственно, переезд или прибытие на место работы в сельскую местность отсутствует, и восполнение кадрового дефицита медицинских учреждений сельской местности не произошло. В связи с чем, суд пришел к выводу, что истица не представила доказательства фактического переезда в сельскую местность по месту трудовой деятельности.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что истица не отвечает установленным критериям для получения единовременной компенсационной выплаты в соответствии с положениями ст.51 Федерального закона от 29 ноября 2010г. N 326-ФЗ, а также положению Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2019г. N 96.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ) установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт "а" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в пункте "а" данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (подпункт "в" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" этого же пункта (подпункт "г" пункта 3 части 12.2 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", одним из направлений которой является подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов здравоохранения", предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.
Приложением к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Условиями предоставления субсидии являются утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек (подпункт "а" пункта 5 Правил).
В целях реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2019 г. N 96 "О некоторых мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек" утвержден аналогичный государственной программе Российской Федерации Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на территории Республики Адыгея.
Единовременные компенсационные выплаты предоставляются Министерством однократно на основании заключенного между медицинским работником и медицинской организацией договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, по которому медицинский работник принимает обязательства, предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, 48, 53; 2019, N 5, 11, 15, 43, 49; 2020, N 14, 35, 51, 52).
Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями не только проживания, но и работы по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Право на получение выплаты по смыслу указанной выше части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предоставляется прибывшим на работу в сельский населенный пункт, или переехавшим на работу в сельский населенный пункт. Сама по себе территориальная смена места жительства значения не имеет. Право на выплату имеют специалисты, переехавшие или прибывшие не только на место жительства, но и на место работы в сельскую местность.
Как уже было отражено в актах нижестоящих судов, истица изначально была трудоустроена в медицинскую организацию ГБУЗ РА "Энемская районная больница" в 2015 году. В последующем данная организация была переименована и реорганизована путем присоединения к ГБЗ РА "Тахтамукайская ЦРБ", в связи с чем ФИО1 переводилась на должность врача-стоматолога. 30 сентября 2020 года была переведена в ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника", 01 октября 2020 года принята в порядке перевода на должность врача-стоматолога в стоматологический кабинет "адрес" Республики Адыгея, а 01 июля 2022 года переведена на должность врача-стоматолога в стоматологический кабинет а. "адрес" "адрес".
Следовательно, положения статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, согласно которым единовременные компенсационные выплаты осуществляются медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, а также положения Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2019 г. N 96, не могут при данных обстоятельствах применяться к истцу.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных актах отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Разрешая заявленные требования, судами первой и апелляционной инстанций правильно определены характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследованы обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 23 июня 2023 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 23 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Черкасова
Судьи М.А. Парасотченко
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.