Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Парасотченко М.А, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым, третьи лица: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Межведомственная комиссия по вопросу оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, о признании решения незаконным и его отмене; о взыскании компенсации морального вреда по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29.03.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18.07.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым, в котором просил о признании незаконным и отмене решения от 29.09.2022 об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в виде заключении социального контракта для организации индивидуальной предпринимательской деятельности; о возмещении морального вреда в размере 1 000 000 руб.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29.03.2023 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признано решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации "адрес" Республики Крым об отказе ФИО1 в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта единовременно - с 2021 г, оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Отменено решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым об отказе ФИО1 в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта единовременно - с 2021 г, оформленное уведомлением от 29.09.2022 вынесенного на основании протокола от 29.09.2022.
Взыскано с Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18.07.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым просит отменить решение суда и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что истец злоупотреблял своим правом на обращение по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта. Указывает, что ФИО1 неоднократно - 22 раза за период с апреля 2022 года по январь 2023 года, обращался в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым с заявлениями, настаивая на одних и тех же, приемлемых для него, условиях заключения социального контракта. Между тем, анализ фактических обстоятельств, в том числе связанных с результатом ранее заключавшегося с ФИО1 социального контракта от 23.0.2021, указывает на отсутствие у ФИО1 стремления выйти из трудной жизненной ситуации; заключение нового социального контракта является нецелесообразным.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым с заявлением о заключении социального контракта и предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым принято решение, оформленное в виде протокола N, которым ФИО1 отказано в заключении социального контракта и назначении ГСП. Причина отказа: в соответствии с пунктом 10 "Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым", принятым Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа труд и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта. В соответствии с пунктом 27 указанного Порядка, по результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта (л.д. 133 т. 1).
Уведомлением N от ДД.ММ.ГГГГ Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым уведомил ФИО1 об отказе в предоставлении социального пособия на основании социального контракта, назначаемого в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК, согласно рекомендации межведомственной комиссии по вопросу оказания социальной помощи на основании социального контракта при администрации "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу межведомственной комиссии по вопросу оказания ГСП на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия пришла к выводу о нецелесообразности заключения социального контракта с ФИО1 по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно ДТСЗН было рекомендовано не выносить на рассмотрение межведомственной комиссии заявления ФИО1 без изменений в программу социальной реабилитации, касающихся изучения конкурентноспособности потребительского рынка сувенирной продукции, наличия предварительной договоренности по реализации сувенирной продукции, прохождение курсов обучения оператора лазерных установок для получения навыков работы на лазерном оборудовании.
Как следует из искового заявления ФИО1, поданного в суд в октябре 2022 года, предметом спора является законность вышеуказанного решения ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ДТСЗН, принимая решение об отказе в заключении социального контракта, в нарушение пунктов 26, 27 Порядка N, предварительно не направил заявление истца и прилагаемые к нему документы для рассмотрения межведомственной комиссией.
Суд учел, что ст. 9 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" предусмотрено основание для отказа в назначении государственной социальной помощи: в случае представления получателем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения отказывает получателю в назначении государственной социальной помощи.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении социального контракта не содержит оснований отказа, перечисленных в статье 9 ЗРК N 10-ЗРК, пунктах 11.14 Административного регламента; основано на протоколе (решении) межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, фактически изменившим установленную законодательством процедуру заключения социального контракта и назначения ГСП (рекомендовано органу труда и социальной защиты не выносить на рассмотрение комиссии заявления ФИО1 без внесения изменений в программу социальной реабилитации).
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта, предусмотренная Законом Республики Крым "О государственной социальной помощи в Республике Крым" от 27.11.2014 N10-ЗРК/2014, Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 N 612, относится к числу мер социальной поддержки граждан, с учетом уровня жизни этих граждан, не позволяющий им в полной мере обеспечить себе доход выше прожиточного минимума, направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности. Произвольное, то есть в отсутствие установленных нормами права оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, честь, доброе имя и достоинство его личности.
Назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта регламентируется Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Республики Крым от 24.12.2014 N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.08.2021 N 536 "Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта", постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 N 612 "О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым", которым утвержден Порядок предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым (далее - Порядок N 612), приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 05.06.2019 N 302 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 22.06.2017 N 334" (административный регламент N 302), Положением о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации города Евпатории Республики Крым, утвержденным постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 12.03.2021 N 3217-п.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с Законом Республики Крым "О государственной социальной помощи в Республике Крым" от 27.11.2014 N 10-ЗРК/2014 и Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 N 612 предоставляется гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Крым, из числа малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.
Согласно п. 7 Порядка N 612 социальный контракт заключается между заявителем и органом труда и социальной защиты населения в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации заявителем.
Пунктом 11 Порядка установлено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается органом труда и социальной защиты населения исходя из содержания программы социальной адаптации.
Программа социальной адаптации предусматривает обязательные для реализации мероприятия:
1) по поиску работы;
2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
3) по ведению личного подсобного хозяйства;
4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде денежных выплат и возмещения расходов, связанных с реализацией мероприятий программы социальной адаптации (п. 12 Порядка N 612).
В соответствии с п. 14 Порядка N 612 при реализации мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину:
1) предоставляется единовременная денежная выплата не более 350 000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований федеральных законов от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", исходя из сметы затрат, предусмотренных программой социальной адаптации (на индивидуальную предпринимательскую деятельность) (в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 08.07.2022 N 504);
2) возмещаются расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика, налога на профессиональный доход в размере фактически понесенных расходов, но не более 5% от суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта.
Согласно п. 18 Порядка N 612 орган труда и социальной защиты населения осуществляет организацию работы по оформлению и назначению государственной социальной помощи на основании социального контракта:
прием заявлений и документов, дающих право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта;
исчисление среднедушевого дохода малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, размера государственной социальной помощи на основании социального контракта;
подготовку программы социальной адаптации на период действия социального контракта;
заключение социального контракта;
формирование и хранение личных дел получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта с включением в них документов, дающих право на ее получение, не менее пяти лет со дня выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта;
направление уведомления о назначении (отказе в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Пунктом 19 Порядка N 612 предусмотрено, что для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, граждане из числа лиц, указанных в п. 3 настоящего Порядка, обращаются в орган труда и социальной защиты населения с заявлением о заключении социального контракта и предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - заявление) в форме электронного документа, либо в письменной форме, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Согласно п. 20 Порядка N 612 к заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта, в том числе членов семьи, включая несовершеннолетнего ребенка (детей) старше 14 лет; копии документов о доходах заявителя и членов его семьи за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления; справка (справки) из воинской части о прохождении военной службы в случае, если в семье имеются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; справка (справки) с места учебы, подтверждающая (ие) факт обучения в образовательной организации независимо от ее организационно-правовой формы, типа и вида по очной форме обучения, в случае если в семье имеются лица, обучающиеся в указанных заведениях, в возрасте старше 18 лет; документ медицинской организации, подтверждающий прохождение лечения продолжительностью более двух месяцев подряд, в случае если в семье имеются лица, находящиеся на длительном лечении; письменное согласие на обработку персональных данных заявителя и совершеннолетних дееспособных членов его семьи по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Заявитель, претендующий на заключение социального контракта, предоставляет копии необходимых документов с одновременным представлением оригиналов для обозрения.
Заявитель имеет право по собственной инициативе представить иные сведения и документы, влияющие на рассмотрение вопроса о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Заявители несут ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в представляемых документах и сведениях, являющихся основанием для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Пунктом 23 Порядка N 612 установлено, что орган труда и социальной защиты населения после регистрации заявления: проверяет документы и сведения, указанные в пунктах 20 - 22 настоящего Порядка; составляет акт обследования материального положения и жилищно-бытовых условий семьи (одиноко проживающего гражданина) по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку, совместно с заявителем оформляет анкету о семейном и материально-бытовом положении (оценку ситуации) по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку, на основании акта обследования материального положения и жилищно-бытовых условий семьи (одиноко проживающего гражданина) и анкеты о семейном и материально-бытовом положении (оценка ситуации) разрабатывает программу социальной адаптации на период действия социального контракта по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку, заключает соглашения (договоры) с органами образования, здравоохранения и занятости населения о взаимодействии в части стимулирования активности гражданина по выходу из трудной жизненной ситуации путем заключения социальных контрактов.
В соответствии с п. 24 Порядка N 612 орган труда и социальной защиты населения по мероприятиям, указанным в подпунктах 1 - 3 пункта 11 настоящего Порядка, в течение двух рабочих дней со дня получения заявления направляет в орган занятости населения запрос о проведении профессиональной консультации заявителя в целях выявления у него факторов мотивации к выбору вида профессиональной (трудовой, служебной, предпринимательской) деятельности; профессии (специальности) для профессионального обучения или дополнительного профессионального образования; профессиональных устремлений, предпочтений, способностей, физических и (или) психологических качеств гражданина и подбора (определения) для малоимущей семьи (малоимущего гражданина) мероприятий, необходимых для включения в программу социальной адаптации (далее - профессиональная консультация).
Орган занятости населения в течение двух рабочих дней со дня получения запроса органа труда и социальной защиты населения проводит профессиональную консультацию, по результатам которой разрабатывает и направляет в орган труда и социальной защиты населения предложения по мероприятиям, необходимым для включения в программу социальной адаптации (п. 25 Порядка).
Из содержания п. 26 Порядка N 612 следует, что программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии.
В состав межведомственной комиссии, которая образуется администрацией муниципального образования, включаются представители организаций образования, здравоохранения, органов занятости населения, комиссии по делам несовершеннолетних, общественных и иных заинтересованных организаций
Постановлением Администрации г. Евпатории Республики Крым от 12.03.2021 N 327-п "Об утверждении положения и состава межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации города Евпатории Республики Крым" создана межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации города Евпатории Республики Крым и утверждено положение о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при Администрации г. Евпатории Республики Крым с утверждением состава межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных предоставлением государственной социальной помощи на основании социальной контракта при Администрации г. Евпатории Республики Крым. Признаны утратившими силу постановления администрации города Евпатории Республики Крым: от 06.09.2016 N 2376-п "Об утверждении положения и состава комиссии по вопросам оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации города Евпатории Республики Крым" и от 03.09.2020 N 1520-п "О внесении изменений в постановление администрации города Евпатории Республики Крым от 06.09.2016 N 2376-п "Об утверждении положения и состава комиссии по вопросам оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации города Евпатории Республики Крым".
Согласно п. 1.4 Положения о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации города Евпатории Республики Крым основной целью работы межведомственной комиссии является предоставление заключений о возможности (невозможности) заключения социального контракта в департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым для принятия решений о назначении или об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, обратившимся от имени своей семьи и одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Межведомственная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом при администрации города Евпатории Республики Крым (п. 1.5 Положения).
Задачами межведомственной комиссии являются: рассмотрение программ социальной адаптации и документов граждан, проживающих на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, обратившихся в департамент для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 2.1.1 Положения); формирование и направление в департамент не позднее пяти дней после поступления в межведомственную комиссию программы социальной адаптации и документов граждан, проживающих на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, обратившихся в департамент для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключения для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с постановлением от 13.10.2015 N 612 (п. 2.1.2 Положения).
Согласно п. 4.8 Положения решения межведомственной комиссии оформляются протоколом, который подписывается секретарем межведомственной комиссии и утверждается председателем межведомственной комиссии. В случае отсутствия председателя межведомственной комиссии, протокол утверждается заместителем председателя межведомственной комиссии.
Заключение (протокол заседания межведомственной комиссии) направляется в департамент не позднее пяти дней после поступления в межведомственную комиссию программы социальной адаптации и документов граждан, проживающих на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, обратившихся в департамент для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 4.9 Положения) (л.д. 146).
Постановлением администрации города N 451-п от 14.03.2022 внесены изменения в постановление администрации города Евпатории Республики Крым от 12.03.2021 N 327-п "Об утверждении положения и состава межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации города Евпатории Республики Крым", данным постановлением утвержден состав межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации города Евпатории Республики Крым и признано утратившим силу постановление администрации города Евпатории Республики Крым от 03.08.2021 N 1552-п "О внесении изменений в постановление администрации города Евпатории Республики Крым от 12.03.2021 N 327-п "Об утверждении положения и состава межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации города Евпатории Республики Крым".
Суды первой и апелляционной инстанции при разрешении спора верно указали, что решение ответчика от 29.09.2022 об отказе в заключении социального контракта не содержит оснований отказа, перечисленных в ст. 9 ЗРК N 10-ЗРК, пунктах 11.14 Административного регламента; основано на протоколе (решении) межведомственной комиссии N 13 от 4.08.2022, фактически изменившим установленную законодательством процедуру заключения социального контракта и назначения ГСП (рекомендовано органу труда и социальной защиты не выносить на рассмотрение комиссии заявления ФИО1 без внесения изменений в программу социальной реабилитации).
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29.03.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18.07.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатория Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи М.А. Парасотченко
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.