Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В, Парасотченко М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бигильдеевой О.Л. к федеральному казенному учреждению "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление единой социальной выплаты, по кассационной жалобе федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации", поступившей в суд 10 октября 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя ответчика Азарову О.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, истца Бигильдееву О.Л, возражавшую против отмены судебного акта, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бигильдеева О.Л. обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее по тексту ФКУ "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения МВД России", ФКУ "СКОУМТС МВД России) о признании незаконным решения, возложении обязанности восстановить в очереди на социальную выплат, указав, что она с 21 февраля 2002 г. по 18 марта 2021 г. проходила службу в органах внутренних дел РФ, выслуга лет на момент увольнения в льготном исчислении составила 18 лет 8 месяцев 8 дней, в календарном исчислении 21 год 1 месяц 8 дней. 18 марта 2021 г. была уволена из органов внутренних дел РФ по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
В целях реализации социальных гарантий, закрепленных Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" она обратилась с заявлением в жилищно-бытовую комиссию ФКУ "СКОУМТС МВД России" о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
По результатам рассмотрения заявления она была принята на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек - Бигильдеева (ранее ФИО15) Ольга Лукьяновна, дочь - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (студентка ГАПОУ РО "Сократ" очной формы обучения), сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (студент ГБПОУ РО "РАТК" очной формы обучения).
ДД.ММ.ГГГГ она получила выписку из протокола заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которой было принято решение о снятии ее и членов ее семьи - мужа ФИО4, дочери - ФИО1, сына - ФИО2 с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты на основании пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", подпункта "б" пункта 19 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1223 - в связи с утратой основания для получения единовременной социальной выплаты, наличием обеспеченности более 15 кв.м, на одного человека. Данное решение Комиссии истец считает незаконным.
Истец просила признать незаконным решение Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ФКУ "СКОУМТС МВД России" и иным лицам, имеющим право на получение единовременной социальной выплаты от 20 декабря 2022 года N 22.
Обязать ФКУ "Северо-Кавказское окружное управление материально- технического снабжения МВД России" восстановить в очереди Бигильдееву О.Л. и членов семьи - ФИО4 (муж), ФИО1 (дочь), ФИО2 (сын) на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 29 мая 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 августа 2023 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
Признано незаконным решение Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ФКУ "СКОУМТС МВД России" и иным лицам, имеющим право на получение единовременной социальной выплаты от 20 декабря 2022 г. N22.
На ФКУ "Северо-Кавказское окружное управление материально- технического снабжения МВД России" возложена обязанность восстановить в очереди Бигильдееву О.Л. и членов семьи - ФИО4 (муж), ФИО1 (дочь), ФИО2 (сын) на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 августа 2023 г. в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование указывает, что квартира по адресу: "адрес" находилась в пользовании семьи Бигильдеевых на основании решения N о переоформлении ордера исполнительного комитета Первомайского районного совета депутатов трудящихся "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на часть квартиры из двух комнат площадью 30, 3 кв. м и по ордеру на вторую часть квартиры, который в настоящее время утерян, в ЖБК ФКУ "СКОУМТС МВД России", а также в суд не предоставлен.
Заявитель жалобы отмечает, что семья ФИО4 по факту проживает в трехкомнатной квартире, имеет доступ к трем комнатам, а также оплачивает коммунальные платежи из расчета трехкомнатной квартиры (с 1980 года}. При этом, в случае утраты ордера на третью комнату, семья ФИО4 в силу приобретательной давности приобретает право собственности на эту часть имущества (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обеспеченность на одного человека, с учетом сумм общих площадей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи составляет 16, 45 кв. м. = ((55, 1:4) х 3 + (73, 5:3)):4.
На основании пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпункта "б" пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, в связи с утратой основания для получения единовременной социальной выплаты, наличием обеспеченности более 15 кв. м, на каждого члена семьи Бигильдеевой О.Л. (она, супруг ФИО4, дочь ФИО1 2003 г.р, сын ФИО2 2004 г. Бигильдеева О.Л. была снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения пенсионера МВД России.
Указывает, что в техническом паспорте, справке о проверке жилищных условий, сведения о смежной комнате отсутствуют.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление жилищной политики, имущественных и хозяйственных отношений МВД России, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции представителя не направил.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Бигильдеева О.Л. (сотрудник органов внутренних дел, проходившая службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) с семьей в составе четырех человек: она, супруг ФИО4, 1981 года рождения (не сотрудник), дочь ФИО1, 2003 года рождения, учащаяся в ГАПОУ РО (РКРСТ по очной форме обучения - дата окончания ДД.ММ.ГГГГ); сын ФИО2, 2004 года рождения, учащийся в ГБПОУ РО "РАТК" по очной форме обучения - дата окончания ДД.ММ.ГГГГ) состояла на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, уникальный номер N от ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело N. Дата подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ до момента снятия ее с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (ДД.ММ.ГГГГ) была зарегистрирована и проживала в жилом доме, площадью 55, 1 кв.м, по адресу: "адрес", пер. Быстрый, 2а, принадлежащем на праве собственности ее отцу ФИО5 (договор от ДД.ММ.ГГГГ, договор дарения доли в праве собственности на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о прекращении долевой собственности на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N N).
Также по данному адресу зарегистрированы и проживали: дочь истца ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ до момента снятия), сын ФИО2 (с ДД.ММ.ГГГГ до момента снятия), отец ФИО5 (с ДД.ММ.ГГГГ до момента снятия), проживал ее супруг ФИО4 на основании фактического предоставления тестем ФИО5 (с 2012 г. до момента снятия) (справка УМВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, выданная майором полиции ФИО9).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 до момента снятия зарегистрирован и проживал (до 2012 года) в трехкомнатной квартире, общей площадью 73, 5 кв.м, по адресу: "адрес", находящейся в муниципальной собственности (муниципальное образование - г. Ростов-на-Дону). Также по данному адресу зарегистрированы и проживали мать ФИО10 (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), брат ФИО11 (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), ранее был зарегистрирован и проживал до ДД.ММ.ГГГГ, его отец ФИО12 - свидетельство о смерти У-АН N от ДД.ММ.ГГГГ). Квартира по адресу: "адрес" находилась в пользовании данной семьи на основании решения N о переоформлении ордера исполнительного комитета Первомайского районного совета депутатов трудящихся г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ на часть квартиры из двух комнат, площадью 30, 3 кв м. и по ордеру на вторую часть квартиры, который в настоящее время утерян.
Впоследствии истец была снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения пенсионера МВД России, на основании пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпункта "б" пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 ввиду обеспеченности более 15 кв.м, на каждого члена семьи.
Как усматривается из раздела 7 Технического паспорта от 9 марта 2023 г. жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Быстрый, 2а, общей площадью 55, 1 кв.м, состоящего из трех комнат площадью 19, 8 кв.м, 9, 5 кв.м, и 6, 1 кв.м, комнаты являются жилыми (л. д. 61-65 т. 1).
Согласно справке о проверке жилищных условий от 3 декабря 2012 г. по адресу: "адрес" жилой дом, площадью 55, 1 кв.м, количество комнат - 3, вспомогательные комнаты - ванная, туалет (л. д. 102-103 т. 1).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 "Об утверждении Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российский Федерации", статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что истец правомерно был снят ответчиком с учета на получение единовременной социальной выплаты, в связи с чем, требования истца о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление единой социальной выплаты оставлены без удовлетворения.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда пришла к выводу, что оснований для снятия истца с учета для единовременной социальной выплаты у ответчика не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает названные выводы суда апелляционной инстанции основанными на верном толковании норм материального права.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
Пунктом 19 Правил регламентированы основания снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты.
Так, в соответствии с названным пунктом Правил в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере;
в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет);
д) в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Данный пункт Правил содержит исчерпывающий перечень оснований снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктом 8 названных правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в указанной выше части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Положения данных норм материального права судом апелляционной инстанции применены правильно.
Как установлено судом, допущенная Комиссией в решении от ДД.ММ.ГГГГ N ошибка в расчетах площади жилых помещений и нашедшая свое отражение в решении, связана с тем, что супруг истца ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу "адрес" (находящейся в муниципальной собственности МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района г. Ростова-на-Дону". В данной квартире, помимо супруга истца, зарегистрированы его мать - ФИО10 и его брат - ФИО11
Квартира состоит из трех комнат, однако семья занимает две из них. На данную квартиру в заключении договора социального найма было отказано МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района г. Ростова-на-Дону", поскольку согласно сохранившемуся ордеру на предоставление жилого помещения семье предоставлялись в пользование только две жилые комнаты, общей площадью 30, 3 кв.м, а не все жилое помещение. Указанный отказ в заключении договора найма жилого помещения послужил поводом для обращения нанимателя в суд с иском об обязании заключить договор найма.
Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 29 июня 2020 г, вступившим в законную силу, в заключении договора найма жилого помещения на квартиру площадью 73, 5 кв.м, было отказано, была определена нуждаемость семьи в общей жилой площади только в размере 30, 3 кв.м. (л. д. 72-75 т. 1).
Супруг истца не является ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения, в собственности не имеет жилого помещения, следовательно, не является обеспеченным жилой площадью, принимая во внимание, что судом неправильно произведен расчет площади обеспеченности жилой площадью, необоснованно включена в расчет обеспеченности жилой площадью супруга площадь жилого помещения по адресу "адрес" размере 73, 5 кв. м и принимая во внимание, что по договору найма была определена нуждаемость семьи в общей жилой площади только в размере 30, 3 кв.м, одновременно было отказано в заключении договора найма жилого помещения на квартиру площадью 73, 5 кв.м.
Также суд апелляционной инстанции правильно указал, что на момент подачи заявления о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец зарегистрирована (с ДД.ММ.ГГГГ) и проживала совместно с дочерью, сыном и отцом ФИО5 по адресу: "адрес" в жилом доме, обшей площадью 55, 1 кв.м, принадлежащем на праве собственности отцу истца ФИО5
Суду были представлены нотариально заверенные пояснения собственника дома ФИО5, согласно которым он проживает в смежной комнате совместно с дочерью, что он и ее семья ведут раздельный бюджет, коммунальные платежи оплачивают раздельно (л.д. 194). Вышеуказанное жилое помещение имеет общую площадь 55, 1 кв. м, жилую - 35.4 кв. м, состоит и трех комнат площадью 19, 8 кв. м, 9, 5 кв. м, и 6, 1 кв. м, одна из которых - 9, 5 кв. м, является смежной неизолированной (проходной), что подтверждается техническим паспортом на жилой дом. Вход в комнаты размером 19, 8 кв. м, и 6, 1 кв. м, осуществляется через комнату площадью 9, 5 кв. м, отдельного входа из мест общего пользования указанные комнаты не имеют, сложился устный порядок пользования помещением.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции изучила технический паспорт домовладения, составленный по состоянию на 9 марта 2023 г, в котором в разделе 1 пункта 8 - примечание указано, что комната N 2 площадью 9.5 кв. м, является смежной неизолированной (проходной) комнатой (л. д. 61 оборот т. 1), кроме того, наличие смежной комнаты подтверждается планом домовладения (л. д. 63 т. 1). Таким образом, факт проживания истца в смежных комнатах подтверждается не только представленными нотариально заверенными пояснениями собственника дома ФИО5, соседей (л. д. 192, 193, 194 т. 1), но и технической документацией на домовладение по пер. Быстрый, 2а.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что на дату принятия решения о снятии истца с учета (20 декабря 2022 г.) право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не прекратилось, жилищные условия истца не изменились (не улучшились), основания для получения единовременной выплаты (в частности по пункту 2, 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") не отпали.
Доводы кассационной жалобы заявителя со ссылкой на то, что фактически супруг истца проживает в трехкомнатной квартире и пользуется тремя комнатами, впоследствии может приобрести право собственности на третью комнату в силу статьи 234 Гражданского кодекса РФ, по существу сводятся к несогласию с принятым по делу решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они направлены на иную субъективную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом апелляционной инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене состоявшегося судебного акта.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилсудебный акт, отвечающий нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
М.А. Парасотченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.