Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпенко А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности произвести корректировку индивидуального (персонифицированного) учета с учетом включения периодов трудовой деятельности, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, поступившей с делом 10 октября 2023 г, на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 10 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпенко А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором с учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным и отменить решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ NОРКЛС/0 N об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в отношении сведений о страховом стаже за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести корректировку индивидуального (персонифицированного) учета Карпенко А.В. с учетом включения периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ экспедитором на Предприятии снабжения Крымского "Жилдорресторана" г. Симферополь, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ слесарем-сборщиком ООО Фирма "Консоль ЛТД", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ официантом 3 разряда в ООО "Каравай", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поваром в кафе "Амиго", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сторожем Южного Отделения комплексных сейсмопрогностических и эколого-геологических исследований Украинского государственного геологоразведочного института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сторожем Крымского отделения Украинского государственного геологоразведочного института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ торговым агентом, менеджером по сбыту Частного предприятия "Баядера", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территориальным супервайзером Товарищества "Фараон ЛТД", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территориальным супервайзером Товарищества "Фараон ЛТД".
В обоснование требований истец указал, что ответчик отказал в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет, сославшись на то, что представленная трудовая книжка серии БТ-1 N от ДД.ММ.ГГГГ оформлена с нарушениями требований к её заполнению, поскольку заведена по месту обучения, а не работы истца, а также с учетом того, что наименования должностей не соответствуют действующему законодательству. Полагая указанные действия ответчика незаконными, истец обратился с иском в суд.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 апреля 2023 г. иск Карпенко А.В. удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 10 июля 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Карпенко А.В. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебное извещение, направленное в адрес Карпенко А.В, возвращено с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку истец уклонился от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем почтовое извещение возвращено в суд кассационной инстанции с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия приходит к выводу, что он о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Судебное извещение, направленное в адрес ответчика, вручено адресату.
От ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Крым поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что 19 июля 2022 г. Карпенко А.В. обратился в Клиентскую службу в г. Симферополе ОПФР по Республике Крым с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет.
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ NРОКЛ/0 N Карпенко А.В. отказано в корректировке и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в отношении сведений о периодах: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что трудовая книжка серии БТ-1 N заполнена с нарушением инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях N от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку заведена профессионально-техническим училищем N, в котором проходило обучение, а не осуществлялась трудовая деятельность, принять к рассмотрению трудовую книжку возможно после подтверждения периодов работы дополнительными документами, а также указано на то, что трудовая книжка содержит указание на должности, не предусмотренные статьей 30 Закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. (л. д. 12).
Как следует из записей, содержащихся в трудовой книжке серии БТ-1 N истец Карпенко А.В. ДД.ММ.ГГГГ зачислен в число учащихся для обучения по специальности "повар", ДД.ММ.ГГГГ закончил обучение по специальности "повар" в ПТУ-27 г. Симферополя, ДД.ММ.ГГГГ принят на работу на должность экспедитора в Предприятие снабжения крымского "Желдорресторан", ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят слесарем сборщиком в Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Консоль LTD", ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят официантом 3 разряда в ООО "Каравай", ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят в ООО "Амтек-Ялта" поваром в кафе "Амиго", ДД.ММ.ГГГГ уволен по соглашению сторон, ДД.ММ.ГГГГ принят на должность сторожа в Украинский государственный геологоразведовательный институт, ДД.ММ.ГГГГ уволен по сокращению штата, ДД.ММ.ГГГГ принят на должность торгового агента в Частное предприятие "Баядера", ДД.ММ.ГГГГ переведён на должность менеджера по сбыту, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят на должность территориального супервайзера в ООО "Фараон ЛТД", ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят на должность территориального супервайзера в ООО "Фараон ЛТД", ДД.ММ.ГГГГ уволен по соглашению сторон (л. д. 13-14).
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ NК-50, выданной архивным управлением (муниципальный архив) администрации г. Симферополя Республики Крым, Карпенко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на должности слесаря-сборщика окон 3 разряда в ООО фирма "Консоль ЛТД" (л. д. 58).
Из архивных справок, выданных архивным управлением (муниципальный архив) администрации г. Симферополя Республики Крым, установлено, что сведения по личному составу ООО "Каравай", ООО "Амтек-Ялта", Частного предприятия "Баядера", Украинского государственного геологоразведовательного института, ООО "Фараон ЛТД", Предприятия снабжения крымского "Желдорресторан" на государственное хранение в архивное управление не поступали (л. д. 60-65).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика законных оснований к отказу в корректировке индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет Карпенко А.В. с учетом спорных периодов трудовой и иной деятельности.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работающих и работавших по трудовому договору на получение такого обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования.
Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников (абзац пятнадцатый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (абзац пятнадцатый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования").
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть 3 статьи 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пунктам 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10 Правил). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Карпенко А.В. в пенсионный орган - 19 июля 2022 г.).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 12 Федерального закона N27-ФЗ зарегистрированные лица вправе обращаться в органы Фонда для включения сведений о трудовой деятельности в свой индивидуальный лицевой счет за периоды работы до 1 января 2020 г, записи о которых содержатся в трудовой книжке. Сведения о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 г. вносятся в раздел "Сведения о трудовой деятельности" согласно записям, содержащимся в трудовой книжке. В случае выявления несоответствия сведений о трудовой деятельности за периоды работы с 1 января 2002 г. сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, ранее учтенным на индивидуальном лицевом счете зарегистрированного лица, сведения за эти периоды работы включаются в раздел "Сведения о трудовой деятельности" с учетом результатов проверки их полноты и достоверности в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 14 Федерального закона N27-ФЗ зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право: в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Фонда или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.
В свою очередь, в силу статьи 16 Закона N27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации (в настоящее время Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу.
Согласно пункту 4 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления ПФ РФ от 15 октября 2019 г. N 519п в целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет зарегистрированное лицо (представитель зарегистрированного лица) представляет заявление, документ, удостоверяющий личность гражданина; а также документы, подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
Согласно пункту12 указанного Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" уполномоченный территориальный орган ПФР: принимает решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее - решение о корректировке) либо об отказе в их корректировке.
В силу пункта 12 Порядка от 15 октября 2019 г. N 519п решение об отказе в корректировке принимается в случае, если документы, представленные заявителем (в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка), и (или) документы, имеющиеся в распоряжении территориальных органов ПФР, и (или) документы, запрошенные территориальным органом ПФР у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, не подтверждают наличия фактов, указанных в поданном зарегистрированным лицом заявлении и являющихся основанием для корректировки сведений.
В силу статьи 66 Трудового кодекса РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно пунктам 2.2, 2.3, 2.5, 2.7, 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР N 162 от 20 июня 1974 г, действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Согласно пункту 18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих" ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и вы; трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно пункту 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу пунктов 6, 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Как установлено пунктом 22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом, действующее законодательство не ставит осуществление пенсионным органом корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в зависимость от достижения гражданином пенсионного возраста либо возникновения у него права на досрочное назначение пенсии, равно как и в зависимость от наличия у компетентного органа такой технической возможности, на отсутствие которой указывал пенсионный орган как в возражении на иск, так и в апелляционной жалобе. В данном случае целью указанной корректировки по сути является обеспечение полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении конкретного гражданина и обеспечение ему права на включение в стаж всех периодов работы и иной деятельности при наступления права на ее назначение независимо от наличия на момент возникновения права соответствующих подтверждающих документов, то есть цифровизация имеющейся информации на случай ее возможной утраты.
При исследовании трудовой книжки Карпенко А.В. установлено, что она заведена ПТУ-27 и в нее внесены записи о периоде обучения истца в указанном учебном заведении. До поступления в учебное заведение истец не имел места работы и трудовой книжки.
При этом, указанное несоответствие трудовой книжки истца Инструкции N 162 от 20 июня 1974 г. не свидетельствует о недостоверности внесенных в нее сведений о периодах его работы и занимаемых должностях и не свидетельствует о том, что в указанные периоды он не работал.
Записи в трудовой книжке истца последовательны, имеют надлежащие реквизиты, указаны даты приёма и увольнения, имеются реквизиты приказов о приеме и об увольнении истца, подписи должностных лиц, внесших в трудовую книжку данные сведения, записи скреплены соответствующими печатями работодателей. Трудовая книжка имеется в оригинале у истца, записи в ней никем не оспорены, недостоверными не признаны.
Соответственно, при разрешении вопроса о корректировке сведений индивидуального лицевого счета истца, ответчик должен был учитывать записи, внесенные в трудовую книжку, как основной документ, подтверждающий трудовой "стаж, а доводы ответчика в части отсутствия оснований для включения в страховой стаж спорных периодов работы истца ввиду того, что трудовая книжка заведена по месту учебы, а также содержит указание должностей, не предусмотренных действующим законодательством являются необоснованными, так как ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек возлагается на работодателя.
Из изложенного выше следует, что пенсионный орган необоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для корректировки сведений индивидуального лицевого счета истца по данным трудовой книжки.
Довод ответчика о том, что трудовая книжка содержит наименование должностей, не предусмотренные действующим законодательством, судебной коллегией отклоняется исходя из следующего.
В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника подразумевает под собой определенный уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Требования к квалификации установлены в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах. Такие требования определяют необходимый уровень профессиональной подготовки работника для выполнения им должностных обязанностей, требуемый стаж работы.
Трудовой кодекс Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 57, часть 1 статьи 195.3) устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах, в случаях, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений; Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.
Особенности применения профессиональных стандартов отдельными хозяйствующими субъектами установлены Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584.
В остальных случаях указанные требования носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (пункт 10 Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации (далее - Рекомендации)).
В настоящее время должность супервайзера не имеет соответствующего закрепления на законодательном уровне РФ.
Квалификационные требования к должности "супервайзер" указаны в Профессиональном стандарте "Специалист по дистанционному информационно-справочному обслуживанию" (утв. Приказом Минтруда России от 19 марта 2018 г. N 163н) (далее - Профессиональный стандарт).
Профессиональный стандарт содержит наименование обобщенной трудовой функции "Управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию на уровне структурных подразделений и групп специалистов", в графе "Возможные наименования должностей, профессий" указаны примеры наименования должностей и профессий работников, выполняющих обобщенную трудовую функцию, одной из которых является должность "супервайзер".
Следовательно, в тех сферах деятельности, в которых профессиональные стандарты не утверждены, квалификационные требования к супервайзеру могут быть установлены работодателем самостоятельно путем принятия соответствующего локального нормативного акта, при этом указанный профессиональный стандарт может быть применен как методический документ.
На основании вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций об отсутствии у ответчика законных оснований к отказу в корректировке индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет Карпенко А.В. с учетом спорных периодов трудовой и иной деятельности. Иной подход нарушает право истца на учет периодов его работы и иной деятельности для своевременного пенсионного обеспечения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 24 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 10 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.