Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В, Парасотченко М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудиненко А.В. к Федеральной службе судебных приставов России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, по кассационной жалобе главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, поступившей в суд 12 октября 2023 г, на решение Пролетарского районного суда города Ростова-на-Дону Ростовской области от 31 января 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 6 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя ответчика Малиеву Н.М, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кудиненко А.В. обратился в суд с административным иском к Федеральной службе судебных приставов России (далее ФССП России) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, оформленное протоколом N5 от 20 сентября 2022 г. заседания комиссии центрального аппарата ФССП по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов принудительного исполнения РФ и случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в органах принудительного исполнения РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложении обязанности поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента подачи заявления - 2 ноября 2020 г.
Определением от 14 декабря 2022 г. суд в соответствии с положениями статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 31 января 2023 г. исковые требования Кудиненко А.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 6 июля 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование указывает, что Комиссией Центрального Аппарата ФССП России установлено, что Кудиненко А.В, ФИО6 (супруга) и ФИО7 (сын) зарегистрированы в жилом помещении обшей площадью 196.9 кв. м по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности ФИО2 (отцу супруги истца).
Так, в соответствии со справкой о регистрации Администрации Грачевского сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ, в помещении, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности ФИО2 зарегистрированы 8 человек.
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Поскольку истец, его супруга и несовершеннолетний ребенок вселены ФИО2 (отцом супруги истца) в спорное жилое помещение в качестве членов его семьи, то основания для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отсутствуют, доказательств обратного истцом не представлено.
Полагает, что Комиссией правомерно рассчитывался уровень обеспеченности жилой площадью исходя из общей площади жилого помещения, с учетом положения пункта 11 Правил.
Истец Кудиненко А.В, ответчик - представитель ГУ ФССП России по Ростовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Кудиненко А.В, младший лейтенант внутренней службы, проходит службу в ГУФССП России по Ростовской области в должности старшего инспектора отдела организации исполнительного розыска, реализации имущества должников, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 19 лет.
Кудиненко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с ФИО6, от данного брака имеется сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Ни истец, ни члены его семьи жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации не имеют, что подтверждается выписками из ЕГРН и справками БТИ.
В настоящее время они зарегистрированы по адресу: "адрес". Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности отцу супруги истца - ФИО2 Согласно данным похозяйственной книги и справкам администрации сельского поселения в указанном жилом помещении зарегистрировано 8 человек.
Истец и члены его семьи имеют временную регистрацию сроком до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания. Указанное жилое помещение предоставлено в их пользование на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Кудиненко А.В. обратился в территориальную комиссию УФССП России по Ростовской области с заявлением о принятии на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 3 человек: он, супруга и сын.
ДД.ММ.ГГГГ территориальная комиссия УФССП по Ростовской области признала его нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и направила документы в Центральную комиссию ФССП России для принятия решения по его заявлению.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения принято решение о возврате его учетного дела для доработки.
О наличии принятого решения истец поставлен в известность в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщено о необходимости предоставления дополнительных документов, а именно указано, что в отчетном деле отсутствуют: сведения о наличии (отсутствии) регистрации сына заявителя до ДД.ММ.ГГГГ; документы о регистрации по месту пребывания на заявителя и членов его семьи, предусмотренные подпунктом "б" пункта 5 Правил; документы, предусмотренные подпунктом "з" пункта 5 Правил на жилые помещения, расположенные по адресам: "адрес"; представлены не все страницы паспорта сына.
ДД.ММ.ГГГГ указанные документы истцом были предоставлены в территориальную комиссию.
ДД.ММ.ГГГГ территориальная комиссия УФССП по Ростовской области вновь признала его нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и повторно направила документы в Центральную комиссию ФССП России для принятия решения по его заявлению.
Решением комиссии ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N Кудиненко А.В. отказано в постановке на учет.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что причиной отказа в постановке на учет является то обстоятельство, что он с супругой и сыном зарегистрированы в принадлежащем его тестю жилом доме, общей площадью 196, 9 кв. м по адресу: "адрес", в котором зарегистрировано 8 человек, и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 15 квадратных метров.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в постановке Кудиненко А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, оформленное протоколом N5 от 20 сентября 2022 г. вынесено с нарушением требований действующего законодательства, является незаконным и подлежит отмене.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает названные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на верном толковании норм материального права.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Разрешая заявленные требования, суды нижестоящих инстанций правильно исходили из того, что каких-либо жилых помещений на условиях социального найма или в собственности у Кудинёнко А.В. и членов его семьи не имеется, и не имелось, при этом доказательств, подтверждающих вселение Кудиненко А.В. в жилой дом, принадлежащий на праве собственности его тестю ФИО2, в качестве члена семьи собственника материалы дела не содержат.
Судом отмечено, что Кудиненко А.В. в указанное жилое помещение никогда не вселялся, более того не мог в нем проживать по причине территориальной отдаленности - на расстоянии 326 км (общедоступная информация в сети "Интернет") от места его работы в г. Ростове-на-Дону, где он работает более 19 лет и вынужден снимать жилые помещения, в связи с чем, пришел к правомерному выводу о том, что Кудиненко А.В. членом семьи ФИО2 не является, поскольку совместно с ним не проживает, совместного хозяйства не ведет, в составе своей семьи из трех человек в указанное жилое помещение не вселялся, соответственно площадь жилого дома по адресу: "адрес", при расчете обеспеченности жилой площадью истца и членов его семьи учету подлежать не может, а потому Кудиненко А.В. с учетом членов его семьи (супруга и несовершеннолетний сын) имеет право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение комиссии ФССП России от 20 сентября 2022 г. N5 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты вынесено с нарушением требований действующего законодательства, является незаконным и подлежит отмене.
При принятии решения судом также было учтено, что ответчиком был нарушен порядок принятия оспариваемого решения, поскольку в установленный законом срок поступившие документы для получения единовременной выплаты комиссия ФССП России не рассмотрела, а учетное дело было возвращено для доработки без законных к тому оснований, поскольку оснований для принятия таких решений действующее законодательство не содержит.
Доводы кассационной жалобы заявителя по существу сводятся к несогласию с принятыми по делу решением и апелляционным определением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они направлены на иную субъективную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене состоявшихся судебных актов.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда города Ростова-на-Дону Ростовской области от 31 января 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 6 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
М.А. Парасотченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.