Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лозовой Н.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Лопаткиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" к Галеевой Александре Викторовне, действующей в интересах несовершеннолетней Галеевой Таисии Александровны, о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, пени с наследника, по кассационной жалобе Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго", поданной представителем ФИО6, на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 29 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 4 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГУП города Севастополя "Севтеплоэнерго" обратилось в суд с иском, в котором просит взыскать с Галеевой А.В, действующей в интересах несовершеннолетней Галеевой Т.А, задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 29 мая 2023 года в удовлетворении исковых требований ГУП города Севастополя "Севтеплоэнерго" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 4 сентября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем истца ФИО6 ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование своих доводов заявитель кассационной жалобы ссылается на обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд; на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии обязанности оплачивать оказанные услуг по отоплению в связи с произведенным в 2014 году отключением квартиры от системы центрального отопления, поскольку таковые совершены самовольно в нарушение действующего законодательства; ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии разрешения, выданного в порядке действующего на тот момент приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года N4.
На кассационную жалобу от Галеевой А.В, действующей в интересах Галеевой Т.А, поступили возражения, в которых содержится критика и просьба оставить её без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 4 сентября 2023 года.
Судом первой инстанции установлено, что умерший ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 являлся собственником "данные изъяты" доли "адрес"
Согласно материалам наследственного дела N единственным наследником, принявшим наследство после смерти ФИО7, является несовершеннолетняя Галеева Т.А, законным представителем которой является Галеева А.В.
В настоящее время несовершеннолетняя Галеева Т.А. и Галеева А.В. являются долевыми собственниками "адрес" (по "данные изъяты" доле).
Данный многоквартирный дом подключен к централизованным тепловым сетям ГУПС "Севтеплоэнерго".
Квартира "адрес" фактически отключена от системы центрального отопления.
В тоже время судом установлено, что ранее ГУПС "Севтеплоэнерго" обращалось с иском к ФИО8, Галеевой А.В, ФИО7 о взыскании задолженности по оплате услуги отопления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 15 июня 2020 года (дело N2-114/2020, 33- 1437/2020) установлено, что "адрес" не является отапливаемой в том смысле, который заложен законодательством о теплоснабжении, сделан вывод об отсутствии обязанности у ответчиков (собственников квартиры) оплачивать фактически не оказанные услуги по отоплению данной квартиры, в связи с чем в удовлетворении исковых требований ГУПС "Севтеплоэнерго" отказано, при этом дана оценка соблюдению положений действующего законодательства при отключении от системы централизованного отопления.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 210, 249, 1175 Гражданского кодекса РФ, статьями 36, 39, 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", установив, что "адрес" отключена от системы центрального отопления, указав, что общим принципом оплаты коммунальных услуг является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю (в установленном количестве, соответствующего качества) и пользование ими потребителем в полном объеме, между тем из предоставленных в материалы дела стороной ответчика счетов-извещений на оплату жилищно-коммунальных услуг усматривается, что долгое время начисление платы за отопление до января 2023 года не производилось, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о необоснованности заявленных истцом исковых требований и об отказе в их удовлетворении.
Кроме того, суд принял во внимание, что настоящее исковое заявление подано в суд 3 апреля 2023 года, а потому в отношении взыскиваемых месячных платежей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (оплата за февраль 2020 г. должна производиться до 10.03.2020 в соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ) срок исковой давности на момент подачи иска истек, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований искового заявления в приведенной части.
Также, суды первой и апелляционной инстанции отметили, что требований о взыскании задолженности за услуги по отоплению мест общего пользования истцом не заявлено, соответствующие расчеты и сведения о примененных формулах такого расчета суду не предоставлены (приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354). В суде апелляционной инстанции представитель истца пояснила, что ответчику начислена плата за отопление жилого помещения, а не мест общего пользования.
Судебная коллегия с выводами судов первой и апелляционной инстанции согласиться не может и считает заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы представителя ГУП города Севастополя "Севтеплоэнерго".
В подтверждение фактического отключения ответчиком в материалы дела представлен Акт обследования системы ЦО и ГВС от ДД.ММ.ГГГГ, составленный представителем КП "Севтеплоэнерго" СГС, содержащий информацию об отключении квартиры от системы централизованного отопления путем демонтажа радиаторов, зафиксировано, что транзитные стояки зашиты гипсокартоном, 1 стояк заизолирован, в качестве альтернативного источника отопления установлен газовый котел.
Как указал заявитель жалобы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации этот акт не является основанием для не начисления платы за тепловую энергию и не может служить подтверждающим факт отключения квартиры ответчика от централизованных сетей ГУПС "Севтеплоэнерго".
Правоотношения в сфере предоставления услуг по теплоснабжению, возникшие между теплоснабжающей организацией и потребителями тепловой энергии, до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", регулировались законодательством Украины.
Отключение от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения производилось согласно, установленному законодательством порядку, на основании Постановления Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года N 630 "Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставки холодной и горячей воды и водоотведению" (далее Постановление), а также Приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года N 4 "Об утверждении Порядка отключения отдельных жилых домов от систем централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения" (далее Приказ).
Согласно п. 25 Постановления, отключение потребителей от систем централизованного отопления и горячего водоснабжения производилось в соответствии с Порядком, утвержденным центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Самовольное отключение от систем централизованного отопления и поставки горячей воды запрещалось.
Во исполнение п. 25 Постановления, Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года N 4 был утвержден Порядок отключения отдельных жилых домов от систем централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения.
Согласно положениям статьи 152 Жилищного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент отключения ответчиком своей квартиры от системы центрального отопления), переоборудование и перепланировка, в том числе устройство в отдельных квартирах многоквартирных домов индивидуального отопления и другого инженерного оборудования, перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов жилого дома (квартиры), принадлежащей гражданину на праве частной собственности, осуществлялась с разрешения исполнительного комитета местного совета народных депутатов.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 6 ноября 2007 года N 4 предусматривалось, что собственник (наниматель) помещения должен был обратиться с письменным заявлением в Комиссию и получить соответствующее разрешение. При положительном решении Комиссии заявителю предоставлялся перечень организаций, к которым необходимо было обратиться для разработки технической документации на установку индивидуального (автономного) теплоснабжения и получения технических условий на отключение от системы централизованного отопления и ГВС.
Также, Приказом были определены обязательные условия, при наличии которых, было возможно отключение отдельных жилых домов от систем централизованного отопления и горячего водоснабжения, а именно: решение об отключении дома от системы централизованного отопления с установлением индивидуального отопления должно быть поддержано всеми собственниками помещений в жилом доме; при наличии утвержденной органом местного самоуправления, в установленном порядке, оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта и в соответствии с ней.
Единственным документом, подтверждающим факт отключения от системы централизованного теплоснабжения, являлся Акт об отключении от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения, установленного законодательством образца.
Вопрос о переустройстве жилых помещений, в том числе и рассмотрение вопроса об отключении объектов от системы централизованного теплоснабжения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, на основании ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Частью 1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Статьями 26, 28 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения; документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии; Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Перечень коммунальных услуг, предоставляемых проживающим в многоквартирном доме гражданам, определяется степенью и уровнем благоустройства дома, а не волеизъявлением самих граждан. В случае, когда многоквартирный дом оборудован системой отопления по присоединенной сети, объектом теплоснабжения является именно многоквартирный дом, а не отдельные в нем помещения. Отопление дома, а следовательно предоставление соответствующей коммунальной услуги проживающим в нем гражданам, является обязательным условием содержания такого дома. Желание самостоятельно определять способ поддержания в жилом помещении нормативной температуры, гражданин может реализовать в многоквартирном доме с иным уровнем благоустройства или индивидуальном жилом доме.
Наличие системы централизованного отопления и горячего водоснабжения предусмотрено первоначальным проектом постройки многоквартирного дома.
Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета.
При условии, что обогревающие элементы отнесены к составу общего имущества в многоквартирном доме, любые действия по их отключению подлежат согласованию общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, в случае отключения обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома происходит ее (системы) уменьшение, а следовательно, уменьшение состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Анализ изложенного позволяет прийти к выводу о неправомерности отключения обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома в случае, когда они отнесены к составу общего имущества в многоквартирном доме.
Отнесение обогревающих элементов к составу имущества, индивидуально принадлежащего собственнику помещения, не требует согласования их демонтажа с другими собственниками. Но, выполнение таких работ относится к переустройству такого помещения и должно быть согласовано в установленном Жилищным кодексом порядке.
В силу пунктов 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и внутридомовая система отопления относятся к общему имуществу собственников. Находящиеся в квартире ответчика трубопроводы отопления (стояки) служат не только для обогрева одного помещения, но также и для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие его помещения, в связи с чем предназначены для обслуживания более одной квартиры, что позволяет их отнести к составу общего имущества многоквартирного дома.
Установление факта самовольного отключения квартиры от системы центрального отопления не влечет последствий в виде не начисления оплаты за указанные услуги, поскольку разрешение на отключение органом местного самоуправления или местным органом исполнительной власти ответчику не выдавалось. При этом произведенный самовольный демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия не поставляется истцом в многоквартирный "адрес", в котором находится принадлежащая ответчику "адрес".
В соответствии с частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Ответчиком факт соблюдения установленного действующим законодательством порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент проведения такого рода работ, не подтвержден. Доказательств факта отключения квартиры ответчика от системы централизованного отопления дома в соответствии с действующими правилами как Украине, так и Российской Федерации материалы дела не содержат.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 15 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-114/2020 (33-1437/20201 по иску ГУПС "Севтеплоэнерго" к ФИО9, Галеевой А.В, ФИО7 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуге, на которое суды первой и апелляционной инстанции как на преюдицию, установлено, что ФИО9 (предыдущим собственником жилого помещения) отключение от системы централизованного отопления проведено без полного соблюдения установленной процедуры такого отключения.
Как указано заявителем жалобы, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчики с заявлением с просьбой выдать соответствующий акт не обращались, иных мер по приведению разрешительной документации в соответствие с действующим законодательством не предпринято.
Учитывая изложенное, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 4 сентября 2023 года, оставившего решение суда первой инстанции без изменения несмотря на вышеприведенные доводы истца, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для его отмены и направления материалов гражданского дела на новое апелляционное рассмотрение в Севастопольский городской суд.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон, в том числе изложенным в кассационной жалобе и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 4 сентября 2023 года отменить.
Материалы гражданского дела направить на новое апелляционное рассмотрение в Севастопольский городской суд.
Председательствующий Н.В. Лозовая
Судьи Е.Н. Кудрявцева
Н.А. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.