Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лозовой Н.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Лопаткиной Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабанова Энвера Редвановича к Администрации г. Симферополя о признании незаконным постановления от 22 сентября 2022 N4978 "Об отказе гражданам во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями", по кассационной жалобе администрации города Симферополя Республики Крым, поданной представителем ФИО5, на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, выслушав представителя администрации города Симферополя Республики Крым ФИО6, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Шабанов Э. Р. обратился в суд с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым, в котором просит признать незаконным и отменить Постановление администрации города Симферополь Республики Крым от 22 сентября 2022 года N 4978 "Об отказе гражданам во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми смещениями"; обязать администрацию города Симферополь Республики Крым включить в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Шабанова Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано Постановление администрации города Симферополь Республики Крым от 22 сентября 2022 года N 4978 "Об отказе гражданам во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями" в части отказа Шабанову Э. Р. во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями - незаконным;
на Администрацию города Симферополь Республики Крым возложена обязанность включить Шабанова Э. Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 августа 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поступившей в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем администрации города Симферополя Республики Крым ФИО5 ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, необоснованных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Шабанов Э. Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В свидетельстве о рождении Шабанова Э. Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии 1-АП N, выданного ДД.ММ.ГГГГ (восстановлен), матерью записана ФИО9, отцом ФИО10.
В справке о рождении от ДД.ММ.ГГГГ N N указаны иные сведения: "Служебные отметки: ДД.ММ.ГГГГ. Ребенок найден, родители неизвестны, сведения о них внесены со слов заявителя".
Решением исполнительного комитета Джанкойского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N Шабанов Э. Р. определен в детское учреждение на полное государственное обеспечение.
Из Выписки из протокола N заседания Крымской областной медико-педагогической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ родители Шабанова Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения: отец ФИО11 (со слов матери), мать ФИО12 - умерла.
Согласно Свидетельству о регистрации по месту пребывания N (форма N), Шабанов Э.Р. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания по адресу: "адрес"Г.
Из справки, выданной ГБУ РК "Центр социальной поддержки семей, детей и молодежи" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что ГКУ "Центр социальной поддержки семей детей и молодежи" информирует о том, что Шабанов Э. Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р, с 1998 года по 2001 года, обучался в Гвардейской специальной общеобразовательной школе-интернат.
Шабанов Э. Р. после окончания 9-ого класса школы, в возрасте 15 лет выбыл для поступления в ПТУ.
Согласно данным, находящимся в архиве Центра (списки выпускников, ходатайства, исходящие письма школы) Шабанов Э. Р. являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно приказу Гвардейской республиканской специальной общеобразовательной школы-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - интернат) от ДД.ММ.ГГГГ N и Алфавитной книги записи учеников интерната Шабанов Э.Р. зачислен в 3-й класс интерната.
Согласно приказу интерната от ДД.ММ.ГГГГ N и Алфавитной книги записи учеников интерната Шабанов Э.Р. отчислен в г. Джанкой в связи с окончанием 9 классов.
Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Шабанову Э. Р. отказано во включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно Выписке из Приложения к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N, основанием для отказа Шабанову Э.Р. послужило то обстоятельство, что до достижения возраста 23 лет не обращался с заявлением о включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Уважительных причин, которые бы препятствовали обращению с заявлением о включении в указанный список, не представил.
Шабанов Э.Р. не имеет постоянной регистрации на территории муниципального образования городской округ Симферополь.
Зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания (форма N) по адресу: "адрес"Г. Жилого помещения в собственности не имеет.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 98.1, 109.1 Жилищного Кодекса РФ, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", пунктами 3, 13, 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации" и постановления администрации города Симферополь Республики Крым от 22 сентября 2022 года N 4978 "Об отказе гражданам во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями", пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об обоснованности заявленных истцом исковых требований и об их удовлетворении.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами и их правовым обоснованием.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 26 ноября 2014 года).
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями: по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Согласно ст. 3 Закона Республики Крым N 46-ЗРК/2014, учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без 7 попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Список).
Формирование и ведение Списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) в отношении лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым N 46-ЗРК/2014 жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 года N 20-КГПР 15-ll).
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Таким образом, только с момента включения лица в списки на получение жилья, у ответчика может возникнуть обязанность по предоставлению ей жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения или включения в Список.
Требование гражданина об обеспечении его жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
В силу положений части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства для целей данного федерального закона являются: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 этой же статьи).
Как установлено судом первой инстанции, к моменту выявления органами внутренних дел в 1996 году, как Шабанов Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р, так и Шабанов Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р, не достигли 18-летнего возраста, какое-либо жилье в собственность не перешло и не сохранялось за истцом, в органах опеки и попечительства какие-либо сведения о Шабанове Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р, как лице, лишенном родительской опеки, несмотря на наличие таковых относительно Шабанова Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р, отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии должного реагирования и контроля со стороны государственных институций в сфере контроля и пропорционального вмешательства в институт семьи.
Более того, как установлено судом, после его выявления при бродяжничестве в 1996 году, как Шабанов Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р, так и Шабанов Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р, были устроены в специализированное детское учреждение - школу-интернат, на полное государственное обеспечение.
При этом, сведений о том, что по отношению к Шабанову Э.Р, 1987 г.р, было оформлено опекунство в материалы дела не представлено.
Относимых и допустимых доказательств того, что органы опеки и иные специализированные организации органа местного самоуправления до достижения Шабановым Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р, 23-летнего возраста (до 2010 года), проявили какую-либо заинтересованность в вопросе его опеки и попечительства, а также материальном обеспечении и обустройстве жизненного уклада, несмотря на закреплённую законодательно обязанность таковых, в материалы дела судам первой и апелляционной инстанции не представлено.
Сведений того, что Шабанову Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р, государственными органами было разъяснено наличие у него соответствующего права, в материалы дела также не представлено.
После 2014 года, Шабанов Э.Р, как формально утративший соответствующее правомочие по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, также был лишен возможности, с учетом вновь установленного правового регулирования, получить соответствующие разъяснения о наличии у него соответствующего права. Учитывая необходимость оценки значительного числа фактов, с наличием которых закон связывает возникновение обязанности по контролю за детьми, лишенными родительской опеки, а в дальнейшем - права на материальное обеспечение указанных лиц, совершение органами, осуществляющими соответствующий контроль и дальнейшее обеспечение, при установлении обстоятельств лишения родительского попечения, включение в соответствующий список, наличие тех или иных ошибок, в том числе и носящих технический характер, полностью исключить невозможно.
Учитывая тот факт, что Шабанов Э.Р, действуя как добросовестный участник сложившихся правоотношений обоснованно мог полагаться на должный контроль со стороны государственных институций, который должен был исполняться своевременно, а орган местного самоуправления не был лишен возможности затребовать документы самостоятельно и (или) разъяснить лицу, при наличии его под контролем и надзором при отсутствии сведений по информированию компетентным органом Шабанова Э.Р. о необходимости предоставления соответствующих сведений относительно обстоятельств достижения 18 летнего возраста, дальнейшего обучения и дальнейшего пребывания, к сложившимся правоотношениям не применимы общие положения о последствиях давности не совершения юридически значимых действий в виде утраты соответствующего интереса.
Вышеперечисленные обстоятельства в совокупности с принципом равенства участников гражданских правоотношений, учитывая факты принятия распорядительных решения в части обеспечения жильем Шабанова Э.Р, 1989 г.р, наличием безусловного интереса в обеспечении жильем, и неоднократными мерами реализации своих прав путем обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, сами по себе с достаточной и разумной степенью достоверности, суды первой и апелляционной инстанции признали в качестве уважительных причин не реализации Шабановым Э.Р. своих прав.
Судом апелляционной инстанции дана оценка обстоятельствам дела, связанным с бездействием органа опеки и попечительства, администрации муниципального образования и государственных институций по поводу отсутствия должного внимания к жизненной ситуации ребенка, оставшегося без родительской опеки, и фактически оставшегося на попечении органов местного самоуправления без надлежащих на то распорядительных и уполномочивающих действий (в своих пояснениях сторона истца ссылалась на данные обстоятельства как уважительные, препятствующие ему своевременно реализовать право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленный законом срок).
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, приведенные истцом в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, являлись предметом оценки, которая мотивированно приведена в обжалуемых судебных актах.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание выводов суда первой и апелляционной инстанции по существу спора, учитывается, что по смыслу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определил:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым, поданную представителем ФИО5, - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Лозовая
Судьи Е.Н. Кудрявцева
Н.А. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.