Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А. и Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Раевской О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, поступившей с делом 24 октября 2023 г, на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30 января 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Раевская О.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила признать незаконным решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа N2 Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 3 октября 2022 г. N205549/22 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Раевской О.В.; обязать включить Раевской О.В, 9 апреля 1972 г.р. периоды работы в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении "Всероссийский детский центр "Алые паруса" с 12 сентября 1997 г. по 29 августа 1998 г. и с 13 сентября 1998 г. по 31 марта 2022 г. в должности педагога-психолога в расчет стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить страховую пенсию по старости с 28 октября 2022 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в назначении которой решением пенсионного органа отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа работы истца; спорные периоды работы истца не учтены, поскольку наименование учреждение не предусмотрено Списком N781.
Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратилась в суд с данным иском.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 10 января 2023 г. произведена замена ответчика государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30 января 2023 г. исковые требования удовлетворены частично; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить периоды с 12 сентября 1997 г. по 29 августа 1998 г. - в должности педагога психолога; с 13 сентября 1998 г. по 31 декабря 2014 г. в должности педагога психолога, в страховой стаж; назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права в соответствии с действующим законодательством; в остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 12 июля 2023 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Раевской О.В. о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 1 января 2015 г. по 31 марта 2022 г, признании незаконным решения пенсионного органа, а также в части возложения на пенсионный орган обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права, в отмененной части постановлено новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить Раевской О.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 1 января 2015 г. по 31 марта 2022 г. в должности педагога-психолога ФГБУ "Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с 11 марта 2022 г. переименованное в ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Алые паруса") и назначить Раевской О.В, 9 апреля 1972 г.р, досрочную страховую пенсию по старости с 7 июня 2022 г.
Признать незаконным решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа N2 Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 3 октября 2022 г. N205549/22 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Раевской О.В.
Это же решение суда в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж Раевской О.В. периоды работы с 12 сентября 1997 г. по 29 августа 1998 г, с 13 сентября 1998 г. по 31 декабря 2014 г. изменено, указано, что данные периоды подлежат включению в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочно назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 работа в должности социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименован и учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" писка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела Наименование учреждений" списка. Перечень учреждений является закрытым.
Таким образом, обязательным условием зачета работы в должности педагога-психолога в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости является не просто работа, а ее осуществление в конкретных образовательных учреждениях, поименованных в пунктах 1.3, 1.5, 1.6, 1.11 и 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Ответчик считает, что учреждение, в котором истец осуществляла трудовую деятельность в должности педагога-психолога, не поименовано в Списке N781, ввиду чего оснований учитывать работу истца в таком учреждении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, не имеется.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебные извещения вручены адресатам.
От истца Раевской О.В. и третьего лица - ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Алые паруса" поступили возражения на кассационную жалобу, в которых они просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 7 июня 2022 г. Раевская О.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
По результатам рассмотрения указанного заявления пенсионным органом принято решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа N2 Управления установления пенсий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 3 октября 2022 г. N205549/22 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Раевской О.В, в связи с отсутствием необходимого документально подтвержденного льготного стажа с применением части 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (т. 1 л. д. 6, 6 оборот).
Указанным решением отказано Раевской О.В. во включении в страховой страж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении "Всероссийский детский центр "Алые паруса" с 12 сентября 1997 г. по 29 августа 1998 г. и с 13 сентября 1998 г. по 31 марта 2022 г. в должности педагога-психолога.
Причиной такого отказа является то, что учреждение Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Алые паруса", в котором работала истец в спорные периоды, не относится к образовательным учреждениям, поименованным в пунктах 1.3, 1.5, 1.6, 1.11 и 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка N781; учредительных документов Учреждения, в котором работает истец, в его состав как структурное подразделение школа не входит; ввиду чего оснований учитывать работу истца в таком Учреждении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, не имеется (т. 1 л. д. 6, 6 оборот).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж периоды трудовой деятельности Раевской О.В. с 12 сентября 1997 г. по 29 августа 1998 г, с 13 сентября 1998 г. по 31 декабря 2014 г, суд первой инстанции исходил из того, что данные периоды работы истца подтверждены надлежащим образом записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности работника, материалами дела подтверждено осуществление педагогической деятельности в указанные периоды; Учреждение, в котором работала истец в спорные периоды, обеспечивает необходимые условия для осуществления образовательной и медицинской деятельности, в том числе формирует социальную, культурную, спортивную и рекреационно-оздоровительную инфраструктуру для обучения, профессиональной деятельности, творческого развития и сохранения здоровья воспитанников, педагогических и других категорий работников Учреждения, то есть основными видами деятельности Учреждения, в том числе осуществляемыми в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), формируемого Учредителем, являются образовательная деятельность, в том числе реализация основных образовательных программ, дополнительных общеобразовательных программ и услуги по содержанию и воспитанию воспитанников Учреждения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода работы Раевской О.В. с 1 января 2015 г. по 31 марта 2022 г. в должности педагога-психолога ФГБУ "Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с 11 марта 2022 г. переименованное в ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Алые паруса"), суд первой инстанции исходил из того, что страхователем представлены индивидуальные сведения без кода льготной профессии, тип учреждения не предусмотрен Списком N 781.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, указав на то, что спорные периоды работы Раевской О.В. с 12 сентября 1997 г. по 29 августа 1998 г, с 13 сентября 1998 г. по 31 декабря 2014 г, подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а не в общий трудовой стаж, как ошибочно указал суд первой инстанции.
Вместе с тем, судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода работы Раевской О.В. с 1 января 2015 г. по 31 марта 2022 г. в должности педагога-психолога ФГБУ "Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исходя из того, что с 1997 г. истец продолжает осуществлять ту же самую педагогическую деятельность в должности педагога-психолога, в том же самом учреждении для детей.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г.;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию-за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии но старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 11 данных Правил работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Необходимым условием применения Списка, утвержденного Постановлением Правительства N 781, является соответствие наименований должностей и учреждений, в которых протекает (протекала) трудовая деятельность, наименованиям должностей и учреждений, поименованных в Списках.
В силу статьи 66 Трудового кодекса РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно пункту 2.2. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69 после указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью на первой странице (титульном листе) трудовой книжки заверяет правильность внесенных сведений. Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает также лицо, ответственное за выдачу прудовых книжек, после чего ставится печать организации (печать кадровой службы) (при наличии печати), в которой впервые заполнялась трудовая книжка.
В соответствии с данными трудовой книжки серии БТ-П N5359859 заполненной 12 сентября 1989 г. на имя Раевской О.В, последняя осуществляла трудовую деятельность в периоды с 1 сентября 1997 г. по 1 июня 2022 г, и по настоящее время, в должности педагога-психолога в Российском санаторно-реабилитационном центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дальнейшем переименованном в ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Алые паруса" (т. 1 л. д. 8-12).
Согласно справке, уточняющей особый характер работы и условия труда в должностях, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей от 7 сентября 2022 г. N 684, выданной ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Алые паруса", Раевская О.В. работала в указанном Учреждении в должности педагога- психолога с 1 сентября 1997 г. по 1 июня 2022 г.; имела постоянную занятость на соответствующих видах работ; данные справки полностью согласуются с данными, содержащимися в трудовой книжке истца и штатных расписаниях.
В названной справке указаны периоды, не подлежащие включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (согласно Постановления Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 г.), а именно: с 30 августа 1998 г. по 12 сентября 1998 г. - отпуск без сохранения заработной платы (приказ от 1 августа 1998 г. N101-лс); с 12 сентября 1997 г. по настоящее время: отпусков по уходу за ребенком до 1, 5 лет, отпусков по уходу за ребенком до 3 лет, учебных отпусков не предоставлялось, в выборных компаниях не принимала, государственных обязанностей в качестве народных заседателей не выполняла (т. 1 л. д. 87).
Предоставляя справку, уточняющую особый характер работы Раевской О.В, работодатель указал, что должность педагога-психолога относится к Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим и педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Устава "Российского санаторно-реабилитационного центра для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного 9 июня 1992 г, данный Центр создан приказом Министерства образования от 5 июня 1991 г. N 180 и на основе протокола о намерениях сотрудничества в области психолого-медико-педагогической реабилитации детей-сирот между Министерством образования Российской Федерации и управлением народного образования Республики Крым является совместной собственностью. В состав Центра входит: психолого-медицинский комплекс, учебно-воспитательный комплекс, спортивно-оздоровительный, хозяйственный комплекс. Целью деятельности Центра является психолого-медико-педагогическая реабилитация детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающих затруднения в учении, имеющих отклонения в здоровье, относящихся к группе риска. Предмет деятельности Центра - оздоровление и образование детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прибывших из интернатных учреждений Российской Федерации и Республики Крым (т. 1 л. д. 92-95).
Согласно данной редакции устава от 4 мая 2000 г. Центр является оздоровительным образовательным учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. Центр создан для обеспечения и проведения комплекса реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, получения образования, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих малыми и затихающими формами туберкулеза. Учредителем Центра является Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. В состав Центра входят: лечебно-оздоровительный комплекс, учебно - воспитательный комплекс, психолого-педагогическая лаборатория, спальные помещения, помещения культурно-массового назначения, административные помещения, хозяйственная зона, пляжный павильон. Предмет деятельности Центра - лечение, оздоровление и обучение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прибывающих из интернатных учреждений Российской Федерации.
Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что Центр реализует образовательные программы основного общего образования. Образовательный процесс в Центре осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утвержденного Центром самостоятельно на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, и регламентируется расписанием занятий, составленным с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий с воспитанниками. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда, лечения и отдыха, составляется с учетом дифференциации по возрасту, форме заболевания и корректируется в зависимости от сезона года (пункт 3.2). Срок пребывания детей в Центре - 10 месяцев в период с 15 сентября по 15 июля. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 36 календарных дней (пункт 3.3). На должности педагогических и медицинских работников могут быть приняты лица, имеющие необходимую профессиональную педагогическую и медицинскую квалификацию, подтвержденную дипломами об образовании, документами о повышении специальной (производственной, предметной) или психолого-педагогической квалификации. Педагогические кадры и администрация Центра несут ответственность за уровень образования и воспитания детей. Указанная ответственность определяется Положением об аттестации учебного заведения, утвержденным Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации (т.1 л. д. 96-100).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 1157 РСРЦ переименован в федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский санаторно-реабилитационный центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и утверждена новая редакция Устава (т. 1 л. д. 101).
В соответствии с новой редакцией устав ФГБУ "РСРЦ для детей сирот и детей" от 29 августа 2014 г, Центр является унитарной некоммерческой организацией, созданной для обеспечения и проведения комплекса реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих малыми и затихающими формами туберкулеза, в целях охраны здоровья граждан, а так же для осуществления педагогических, социальных и культурных функций.
Целями деятельности Учреждения, отраженными в Уставе, в том числе, являются реализация основных общеобразовательных программ образовательных программ основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (часть 2 пункт 2.2.).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2015 г. N 65 внесены изменения в устав в федерального государственного бюджетного учреждения "Российский санаторно-реабилитационный центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (т.1 л. д. 110).
Согласно внесенных изменений в Устав ФГБУ "РСРЦ для детей сирот и детей" от 9 февраля 2015 г, пунктом 1.8 Устава предусмотрено, что Учреждение обеспечивает необходимые условия для осуществления образовательной и медицинской деятельности, в том числе формирует социальную, культурную, спортивную и рекреационно-оздоровительную инфраструктуру для обучения, профессиональной деятельности, творческого развития и сохранения здоровья воспитанников, педагогических и других категорий работников Учреждения.
Право Учреждения осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешение (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии), или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).
Основными видами деятельности Учреждения, в том числе осуществляемыми в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), формируемого Учредителем, являются: проведение лечебно-оздоровительных, реабилитационных, санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий для детей, нуждающихся в длительном лечении, в том числе организация мероприятий по социальной адаптации воспитанников, оказание санаторно-курортной помощи по фтизиатрии; образовательная деятельность, в том числе реализация основных образовательных программ, дополнительных общеобразовательных программ; услуги по содержанию и воспитанию воспитанников Учреждения" (пункт 2.3) (т. 1 л. д.102-109)
3 июня 2010 г. учреждению была выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам основного общего образования сроком на 5 лет (т.1 л. д. 116).
11 мая 2018 г. учреждению выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности по уровню основное общее образование бессрочно (т.1 л. д. 118-120).
Согласно предоставленным штатным расписания Центра за 1996 г, 1998 г. (т. 1 л. д. 218-223); за период с 1 января 2000 г. по 2020 г. в структуру Центра входит должность психолог-педагог (т. 1 л. д. 121-217).
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 марта 2022 г. N127 ФГБУ "РСРЦ для детей-сирот" переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Алые паруса" (ФГБОУ "ВДЦ Алые паруса"), о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ от 1 апреля 2022 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 4 ФЗ-208 установлено, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий, гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 г. включительно и на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом е статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 г. N1788-ХП, действовавшего на период осуществления трудовой деятельности Раевской О.В. работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с перечнем, который утвержден в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Перечнем, который определяет работников образования, имеющих право на пенсию за выслугу лет, является Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением КМУ от 4 ноября 1993 г. N 909 (далее - Перечень, утвержденный Постановлением КМУ от 4 ноября 1993 г. N 909).
В Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работы которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением КМУ от 4 ноября 1993 г N909, включены, в том числе, должность педагога - психолога общеобразовательного учебного учреждения включена в Список должностей учреждений образования, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Причем законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный (льготный) педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, работу на 1 ставку.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, спорные периоды работы Раевской О.В. с 12 сентября 1997 г. по 29 августа 1998 г, с 13 сентября 1998 г. по 31 декабря 2014 г, правильно включены судом в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Ответчик, отказывая во включении периода работа истца с 1 января 2015 г. по 31 арта 2022 г. в специальный стаж, ссылается на то, что пунктом 1.4 Списка 29 октября 2002 г. N 781 учреждение "санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не поименовано.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 20 октября 2005 г. N 392-0, от 18 апреля 2006 года N 83-0 и от 21 декабря 2006 г. N 584-0, 19 июня 2007 г. N 436-0-0 в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Следовательно, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности (связана с воспитанием детей).
Пунктом 1.4 Списка от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрены учреждения: оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении: санаторная школа-интернат; санаторно-лесная школа, учреждение "санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Списком не поименовано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" постановлено Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
Приказом Минтруда России от 24 сентября 2015 г. N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях" (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2015 г. N 40284) по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей, нуждающихся в длительном лечении, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты; санаторно-лесные школы), предусмотренных пунктом 1.4 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 г. N781.
Судом апелляционной инстанции исследован Устав Российского санаторно-реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный 9 июня 1992 г, из которого следует, что Центр создан приказом Министерства образования от 5 июня 1991 г. N180 и на основе протокола о намерениях о сотрудничестве в области психолого-медико-педагогической реабилитации детей-сирот между Министерством образования Российской Федерации и управлением народного образования и управлением народного образования Республики Крым является совместной собственностью. В состав Центра входит: психолого-медицинский комплекс, учебно-воспитательный комплекс, спортивно-оздоровительный, хозяйственный комплекс. Целью деятельности Центра является психолого-медико-педагогическая реабилитация детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающих затруднения в учении, имеющих отклонения в здоровье, относящихся к группе риска. Предмет деятельности Центра - оздоровление и образование детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прибывших из интернатных учреждений Российской Федерации и Республики Крым.
Согласно Уставу Российского санаторно-реабилитационного Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 4 мая 2000 г, Российский санаторно-реабилитационный Центр для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является оздоровительным образовательным учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. Центр создан для обеспечения и проведения комплекса реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, получения образования, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты. Учредителем Центра является Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. В состав Центра входит, в том числе воспитательный комплекс, предметом деятельности является лечение, оздоровление и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что Центр реализует образовательные программы основного общего образования. Образовательный процесс в Центре осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утвержденного Центром самостоятельно на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, и регламентируется расписанием занятий, составленным с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий с воспитанниками (пункт 3.2). Срок пребывания детей в центре - 10 месяцев в период с 15 сентября по 15 июля. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 3 календарных дней (пункт 3.3). На должность педагогических работников могут быть приняты лица, имеющие необходимую профессиональную педагогическую квалификацию, подтвержденную дипломами об образовании. Педагогические кадры и администрация Центра несут ответственность за уровень образования и воспитания детей. Указанная ответственность определяется Положением об аттестации учебного заведения, утвержденным Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Из Устава ФГБУ "Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения" в редакции от 29 августа 2014 г. указанное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для достижения социальных, культурных и образовательных целей, способствующих удовлетворению духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в целях охраны здоровья граждан и в иных целях, направленных для достижения общественных благ. Учреждение создано приказом Министерства образования РСФСР от 5 июня 1991 г. N180 как Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2014 г. переименован в ФГБУ "Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения". Пунктами 1.8, 2.2, 2.3 Устава предусмотрено, что Учреждение обеспечивает необходимые условия для осуществления образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой на основании лицензии. Целями Учреждения, в том числе являются реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования в соответствии. с федеральным государственным образовательным стандартом. Основными видами деятельности Учреждения, в том числе, является лечебно-профилактическая и образовательная деятельность, в том числе реализация общеобразовательных программ основного общего образования и дополнительных общеразвивающих программ.
Согласно сведениям, содержащихся в справке N684 от 7 сентября 2022 г, выданной ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Алые паруса", Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переименован в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский санаторно- реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приказом Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. N1157; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей" переименован в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Алые паруса" приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 марта 2022 г. N127 (т. 1 л. д. 87, 87 оборот).
Анализ документов, регламентирующих деятельность учреждения, позволяет прийти к выводу о том, что с момента создания ФГБУ "Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения" является оздоровительным образовательным учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, а истец осуществляла педагогическую деятельность.
Учитывая, что Приказом Минтруда России от 24 сентября 2015 г. N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях" установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей, нуждающихся в длительном лечении, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, предусмотренных пунктом 1.4 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, период работы истца в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (переименованном в ФГБОУ "ВДЦ Алые паруса") с 1 января 2015г. по 31 марта 2022 г. в должности педагога- психолога подлежит включению в специальный стаж истца.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и представление им пенсии за выслугу лет, предусмотренное в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N869-0-0).
Проведение истцом психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом профиля образовательного учреждения, свидетельствует об особом характере деятельности истца, дающем право на включение спорного периода в стаж работы для досрочного назначения пенсии по старости.
Судом апелляционной инстанции учтено, что с 1997 г. истец продолжает осуществлять ту же самую педагогическую деятельность в должности педагога-психолога, в том же самом учреждении для детей.
Исходя из приведенных выше норм материального права, с учетом предоставленных в материалы документов, пояснений представителя работодателя истца, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что с момента создания и по настоящее время ФГБОУ "ВДЦ Алые паруса" является оздоровительным образовательным учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, потому период работы истца в должности педагога-психолога в ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Алые паруса" с 1 января 2015 г. по 31 марта 2022 г. необоснованно исключен из подсчета специального стажа работы истца.
Поскольку с учетом включенного судом периода работы истца продолжительность специального стажа Раевской О.В. по состоянию на 7 июня 2022 г. составит 26 лет 05 месяцев 03 дня (при необходимых 25 годах), суд апелляционной инстанции обоснованно возложил на пенсионный орган обязанность назначить Раевской О.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 7 июня 2022 г.
Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 30 января 2023 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.