Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым к Мевлюдовой З.С. о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат, по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым, поступившей с делом 8 декабря 2023 года, на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым обратился в суд с иском к Мавлюдовой З.С. о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат.
Требования мотивированы тем, 11 июля 2019 года, 28 января 2020 года, 30 октября 2020 года ответчик Мавлюдова З.С. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым с заявлениями о назначении государственной социальной помощи (ГСП) в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", как малоимущей и многодетной семье.
22 августа 2019 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым принято решение о назначении Мавлюдовой З.С. государственной социальной помощи с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 3000, 00 рублей ежемесячно.
13 марта 2020 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым принято решение о назначении Мавлюдовой З.С. государственной социальной помощи с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 17 169, 99 рублей ежемесячно (л.д. 62).
9 ноября 2020 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым принято решение о назначении Мавлюдовой З.С. государственной социальной помощи с 1 октября 2020 года по 31 марта 2021 года в размере 14 632, 29 рублей ежемесячно.
Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым получен ответ из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 19 марта 2021 года, о наличии в собственности ответчика земельного участка площадью 1032 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", а в собственности супруга заявителя имеется земельный участок площадью 30700 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: "адрес".
Учитывая наличие в собственности малоимущей семьи земельного участка площадью свыше 0, 6 га, в соответствии с пунктом 4 Постановления Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 587 "Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия" истец 5 апреля 2021 года прекратил назначение ответчику государственной социальной помощи с 7 июля 2019 года, с 1 января 2020 года, с 1 октября 2020 года.
Протоколом заседания Комиссии по взысканию и списанию сумм социальных выплат, излишне выплаченных Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым от 1 июля 2021 года N 22 вынесено решение о возмещении Мавлюдовой З.С. излишне выплаченных сумм социальной выплаты за период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года в размере 273 496, 05 рублей, за период с 1 января 2021 года по 31 марта 2021 года в размере 43 896, 87 рублей, а всего 317 392, 92 рубля.
6 июля 2021 года в адрес Мавлюдовой З.С. направлено уведомление о необходимости возмещения излишне полученных денежных, во исполнение которого ответчиком погашена задолженность в общей сумме 76 896 рублей 87 копеек.
На основании изложенного, просил суд взыскать с ответчика в пользу истца излишне выплаченную сумму государственной социальной помощи в размере 240 496 рублей 5 копеек.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 сентября 2023 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 июня 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик - Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неправильного толкования закона и определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов жалобы ссылается на незаконность выводов судебных инстанций об отсутствии в действиях ответчика Мавлюдовой З.С. недобросовестности, поскольку она выражается в укрытии ответчиком факта наличия в собственности ее семьи земельных участков суммарной площадью 31732 кв. м равной 3, 17 га. Считает, что ответчик не имела права на получение социального пособия как малоимущей семье в виде государственной социальной помощи в виде социального пособия, при подаче заявлений. Указывает, что при заполнении заявления на ежемесячное получение государственной социальной помощи (ГСП) Мавлюдова З.С. отметила, что в собственности семьи имеется земельный участок площадью 8 соток. Полагает, что ответчиком неосновательно получена ежемесячная денежная выплата в виде государственной социальной помощи как малоимущей семье.
Представитель истца - Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым, ответчик Мавлюдова З.С, представитель третьего лица - Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам (21 и 22 декабря 2023 года).
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что
11 июля 2019 года ответчик Мавлюдова З.С, проживающая по адресу: "адрес", с составом семьи: супруг Мавлюдов Р.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Мавлюдов А.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Мавлюдов Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Мавлюдова М.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Мавлюдова Э.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать супруга Мавлюдова Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым с заявлением о назначении государственной социальной помощи (ГСП) в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", как малоимущей семье.
22 августа 2019 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым принято решение о назначении Мавлюдовой З.С. государственной социальной помощи с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 3000, 00 рублей ежемесячно.
28 января 2020 года Мавлюдова З.С. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым с заявлением о назначении государственной социальной помощи (ГСП) в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", как многодетной семье.
13 марта 2020 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым принято решение о назначении Мавлюдовой З.С. государственной социальной помощи с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 17 169, 99 рублей ежемесячно (л.д. 62).
30 октября 2020 года Мавлюдова З.С. обратилась в Департамент с заявлением о назначении государственной социальной помощи (ГСП) в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", как малоимущей семье.
9 ноября 2020 года Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым принято решение о назначении Мавлюдовой З.С. государственной социальной помощи с 1 октября 2020 года по 31 марта 2021 года в размере 14 632, 29 рублей ежемесячно.
Подавая заявления на получение мер социальной поддержки, Мавлюдова З.С. письменно предупреждена о том, что орган социальной защиты населения имеет право проверить достоверность представленных ею сведений о составе и доходах семьи. В случае выявления недостоверных сведений полученную заявителем сумму государственной социальной помощи в виде социального пособия обязалась возместить в полном объеме.
При проверке сведений, сообщенных заявителем Мавлюдовой З.С. при подаче заявлений, Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым получен ответ из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 19 марта 2021 года, о наличии в собственности ответчика земельного участка площадью 1032 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", а в собственности супруга заявителя имеется земельный участок площадью 30700 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: "адрес"
Оценив полученные доказательства, Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым, учитывая наличие в собственности малоимущей семьи земельного участка площадью свыше 0, 6 га, в соответствии с пунктом 4 Постановления Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 587 "Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия" 5 апреля 2021 года прекратил назначение государственной социальной помощи с 7 июля 2019 года, с 1 января 2020 года, с 1 октября 2020 года.
Протоколом заседания Комиссии по взысканию и списанию сумм социальных выплат, излишне выплаченных Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым от 1 июля 2021 года N 22 вынесено решение о возмещении Мавлюдовой З.С. излишне выплаченных сумм социальной выплаты за период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года в размере 273 496, 05 рублей, за период с 1 января 2021 года по 31 марта 2021 года в размере 43 896, 87 рублей, а всего 317 392, 92 рубля.
6 июля 2021 года в адрес Мавлюдовой З.С. направлено уведомление о необходимости возмещения излишне полученных денежных, во исполнение которого ответчиком погашена задолженность в общей сумме 76 896 рублей 87 копеек.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", Порядком предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 587, пришел к выводу об отсутствии в действиях ответчика Мавлюдовой З.С. признаков недобросовестности при подаче документов для назначения социальной выплаты в виде государственной социальной помощи и, как следствие, не имеется оснований взыскания с ответчика полученных сумм социальной помощи в порядке неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции отметил, что при подаче заявлений в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым на получение социальной выплаты, заявитель Мавлюдова З.С. надлежащим образом заполнила бланк заявления, отразив в нем сведения о себе и членах своей семьи, дав согласие на обработку в установленном порядке своих персональных данных, что не препятствовало истцу провести проверочные мероприятия по объему указанной заявителем информации.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение.
На территории Республики Крым принят Закон Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", определяющим основания и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, к которым в настоящем споре отнесена семья ответчика Мавлюдовой З.С.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.
Согласно статье 6 названного закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), регулирующей порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (далее - орган социальной защиты населения) (часть 1).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности (часть 2).
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи (часть 3).
Советом министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 587 утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия.
Пунктом 4 указанного порядка (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), пособие не назначается в случае, когда: в собственности или владении малоимущей семьи (кроме семей, которые состоят лишь из детей и лиц, достигших 65-летнего возраста или являющихся инвалидами I и II групп, и семей, в которых есть дети-инвалиды), малоимущего одиноко проживающего гражданина есть земельный(е) участок(и) общей площадью свыше 0, 6 га.
На основании пунктов 6, 7, 9 указанного Порядка, пособие назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), или опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в орган социальной защиты населения (пункт 6).
В заявлении указываются:
фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность;
сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;
сведения о месте жительства указываются на основании записи в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность (если предъявляется не паспорт), о месте пребывания на основании документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания;
сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры);
способ получения пособия: через предприятие почтовой связи либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации;
сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособия (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособия).
Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления (пункт 7).
Для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы:
копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым;
копия страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
справка с места жительства заявителя о составе семьи;
документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период (пункт 9).
Согласно пунктам 40, 41 Порядка, органы социальной защиты населения вправе произвести выборочную проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась (пункт 40).
Суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 41).
Материалами дел подтверждается, что ответчик Мавлюдова З.С. заполнила установленной формы бланки заявлений на получение государственной социальной помощи от 11 июля 2019 года, 28 января 2020 года и 30 октября 2020 года.
Данные заявления от 11 июля 2019 года и 28 января 2020 года представляют собой печатный бланк с определенными разделами, который от руки заполнен заявителем Мавлюдовой З.С, а заявление от 30 октября 2020 года оформлено заявителем в печатном виде. Посредством заполнения бланка заявления Мавлюдовой З.С. сообщены требуемые сведения; раздел, в котором заявителю предлагается указать о наличие в собственности членов семьи недвижимого имущества, в том числе земельного участка, а также сведения о собственности или владении малоимущей семьей земельными участками общей площадью свыше 0, 6 га, в бланках заявления отсутствует. Таким образом, Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым, предоставившим заявителю данный бланк заявления для заполнения, такие обстоятельства как наличие в собственности или владении семьи заявителя земельными участками общей площадью свыше 0, 6 га, не определялись в качестве значимых, т.е. имеющих значение для решения вопроса о предоставлении мер государственной социальной помощи.
При этом судебная коллегия отмечает, что Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым как публично-правовое образование, обязанное действовать в интересах граждан, ненадлежаще выполнило свои обязанности, перед принятием решения о назначении и выплате социального пособия малоимущей семье, а именно не провело проверку достоверности и полноты информации о доходах и имущественном состоянии членов семьи Мавлюдовой З.С, обратившейся за назначением государственной социальной помощи.
Поскольку выплаченное семье ответчика социальное пособие в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" предназначено для удовлетворения необходимых потребностей малоимущей семьи, являются одним из видов средств к существованию семьи с детьми, их взыскание возможно только при бесспорной доказанности недобросовестного поведения его получателя. При отсутствии доказательств предоставления заявителем заведомо недостоверных сведений, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, денежные средства, полученные в качестве социальной помощи, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату.
Доводы кассационной жалобы о нарушении заявителем Мавлюдовой З.С. при подаче заявлений о назначении государственной социальной помощи положений статьи 6 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", обязывающей указать сведения о принадлежащем заявителю и ее семье имуществе на праве собственности, отклоняются судом кассационной инстанции, так как анализ материалов дела, в том числе заявлений, оформленных ответчиком Мавлюдовой З.С, и принятых истцом к рассмотрению, достоверно подтверждает факт отсутствия в них разделов, обязывающих заявителя представить документы о праве собственности или указать такие сведения. При этом, суд кассационной инстанции считает, что со стороны Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым надлежащая правовая работа с заявителем Мавлюдовой З.С. по вопросу выяснения соблюдения требований статьи 6 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", не проводилась, учитывая принятия заявлений в установленный законом срок, а также назначения по ним государственной социальной выплаты.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия находит выводы суда первой и апелляционной инстанций подробно мотивированными, подтвержденными исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, соответствующими установленным обстоятельствам дела, требованиям норм материального и процессуального права. Оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию стороны истца в ходе рассмотрения дела, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом судебном постановлении; сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в связи с иной оценкой доказательств, при этом их не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств, не свидетельствуют.
Несогласие с выводами суда, в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения спора, в силу части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить в качестве основания для отмены судебных постановлений нижестоящей судебной инстанции в кассационном порядке.
Предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.