Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника Залепиловой А.И., действующей в интересах администрации муниципального образования г. Новороссийск, на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 08 июля 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18 марта 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 03 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования г. Новороссийск,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора N0533/03/1239/ОГ/ПП/2021 от 08 июля 2021 года администрация муниципального образования г. Новороссийск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18 марта 2022 года постановление должностного лица N0533/03/1239/ОГ/ПП/2021 от 08 июля 2021 года изменено, размер административного штрафа снижен до 250 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 03 августа 2022 года решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18 марта 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Залепилова А.И, действующая в интересах администрации МО г. Новороссийск, ставит вопрос об отмене указанных постановлений. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьями районного и краевого суда не дана надлежащая оценка всем доказательствам.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (ред. от 24.04.2020) при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 6 вышеуказанной статьи, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В силу части 1 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Как указано в пункте 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения администрации муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось нарушение приведенных выше положений Водного кодекса Российской Федерации при следующих обстоятельствах.
В рамках проведения административного расследования по обращению гражданина ФИО4 по факту систематического сброса сточных вод в водоохранной зоне водного объекта - Цемесскую бухту Черного моря в районе "адрес" в "адрес", установлены выпуски сточных вод в границах муниципального образования "адрес", не оборудованные сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения и заиления.
В ходе проведения административного расследования от администрации муниципального образования "адрес" получена информация, согласно которой основная часть водовыпусков в границах "адрес" на балансе муниципального образования не состоит, документы, в соответствии с которыми возникает право пользования водным объектом для целей сброса сточных вод, отсутствуют. По нескольким водовыпускам начата процедура приема на баланс муниципального образования бесхозяйного имущества. Кроме того, администрацией муниципального образования горд Новороссийск сообщено об отсутствии очистных сооружений на водовыпусках, что свидетельствует о нарушении требований статьи 65 Водного кодекса РФ.
В силу пунктов 4, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Таким образом, органы местного самоуправления в силу предоставленных им полномочий обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружения водоотведения, в том числе бесхозных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения. Непринятие администрацией данных мер влечет за собой невозможность передачи участка канализационной сети третьему лицу, и нарушает интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Отсутствие систем водоотведения города Новороссийска в реестре муниципальной собственности города не исключает обязанность и возможность администрации города Новороссийска - исполнительно - распорядительного органа муниципального образования города Новороссийска получить решение на предоставление водного объекта в пользование, в связи с чем администрация муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края допустила несоблюдение требований природоохранного законодательства РФ.
Факт совершения администрацией муниципального образования города Новороссийска Краснодарского края вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 названного Кодекса с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены и установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность администрация муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
При таких обстоятельствах администрация муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием органами административной юрисдикции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что административным органом и судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иные доводы, аналогичные приведенным в рассматриваемой жалобе, являлись предметом проверки судебными инстанциями в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении администрации муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учетом положений статей 3.2, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых процессуальных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 08 июля 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 18 марта 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 03 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования г. Новороссийск, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.