Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника АО "Кубаньпассажиравтосервис" Себискверадзе Л.С. на вступившие в законную силу постановление заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 26 мая 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 16 марта 2022 года, вынесенные в отношении Акционерного общества "Кубаньпассажиравтосервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 N608 КЗ "Об административных правонарушениях",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края NА000879 от 26 мая 2021 года АО "Кубаньпассажиравтосервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 N608 КЗ "Об административных правонарушениях" и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 16 марта 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Кубаньпассажиравтосервис" Себискверадзе Л.С. просит отменить состоявшиеся в отношении Общества по настоящему делу об административном правонарушении постановление и решение, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 6.6 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях" от 23.07.2003 N608-КЗ оказание услуг автовокзалом (автостанцией) лицу, не имеющему права на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярного сообщения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В п. 5, 9 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" определено, что объектом транспортной инфраструктуры являются технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 43 минуты АО "Кубаньпассажиравтосервис" осуществляло кассовое и диспетчерское обслуживание ИП ФИО3, выполняющего перевозку пассажиров на принадлежащих ему транспортных средствах, не имея на это права.
ФИО3 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, ОГРНИП N) и имеет лицензию на регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам дела, между АО "Кубаньпассажиравтосервис" и ИП ФИО3 заключен договор об оказании услуг на объектах транспортной инфраструктуры N от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым перевозчик ИП ФИО3 осуществляет услуги по перевозке по маршруту N " "адрес"".
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Таким образом сам факт регистрации Салимова М.М. в качестве индивидуального предпринимателя и наличия лицензии на регулярные перевозки пассажиров в междугороднем сообщении N АСС-05-018566 от 05.04.2013 не свидетельствуют о том, что действия АО "Кубаньпассажиравтосервис" не образуют состава вменяемого административного правонарушения, поскольку право на осуществление регулярных перевозок по межрегиональному маршруту "Краснодар АВ - Махачкала АВ" предоставляется исключительно при наличии свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту.
Соответствующее свидетельство об осуществлении перевозок ИП Салимовым М.М. представлено не было. Кроме того, ИП Салимов М.М. неоднократно осуществлялись пассажирские перевозки по данному маршруту, при отсутствии свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и бланка карты маршрута регулярных перевозок.
На основании изложенного, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края пришел к выводу о виновности АО "Кубаньпассажиравтосервис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Закона Краснодарского края от 23.07.2003г. N608-КЗ "Об административных правонарушениях".
С выводами должного лица согласился судья районного суда.
Между тем, судьей районного суда не учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принцип законности при применении мер административного принуждения установлен в части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень обстоятельств, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении, установлен в статье 26.1 вышеназванного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса).
Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 Кодекса).
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела, АО "Кубаньпассажиравтосервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 N608 КЗ "Об административных правонарушениях".
Однако, из приложенных в дело документов, а также в постановлении не приведено ни одного доказательства в подтверждение совершенного административного правонарушения. Постановление должностного лица не мотивировано.
Надлежащие доказательства в подтверждение привлечения АО "Кубаньпассажиравтосервис" к административной ответственности отсутствуют, судьей районного суда не истребовались.
Таким образом, в рассматриваемом случае безусловный вывод о наличии в действиях привлекаемого к административной ответственности лица объективной стороны вменяемого ему состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 N608 КЗ "Об административных правонарушениях", из представленных доказательств с очевидностью не следует.
Такое разрешение дела не отвечает установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные нарушения требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были и не могут быть восполнены судом кассационной инстанции.
Согласно положениям частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая, что вина АО "Кубаньпассажиравтосервис" в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 N608 КЗ "Об административных правонарушениях", не доказана, постановление заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 26 мая 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 16 марта 2022 года, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные постановления.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 26 мая 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 16 марта 2022 года, вынесенные в отношении Акционерного общества "Кубаньпассажиравтосервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 N608 КЗ "Об административных правонарушениях", отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.