Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу председателя правления Товарищества собственников недвижимости "N 36 города Севастополя" Трынкиной М.Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 14 Ленинского судебного района города Севастополя от 17 июня 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 21 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Товарищества собственников недвижимости "N 36 города Севастополя",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 14 Ленинского судебного района города Севастополя от 17 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 21 сентября 2021 года, Товарищество собственников недвижимости "N 36 города Севастополя" (далее ТСН "N 36 города Севастополя") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении ТСН "N 36 города Севастополя" по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает о недоказанности вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения.
Изучение в порядке части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалов дела об административном правонарушении по доводам жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения начальника Главного управления государственного жилищного надзора ФИО1 Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки определен срок проведения проверки с 15 марта 2021 года по 19 марта 2021 года, в пункте 13 установлен перечень документов, предоставление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки. В установленный срок ТСН " N ФИО1 Севастополя" не предоставило необходимые для проведения проверки документы, что повлекло невозможность проведения проверки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ТСН "N 36 города Севастополя" протокола об административном правонарушении от 22 апреля 2021 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-2), распоряжением о проведении проверки от 21 января 2021 г. (л.д. 17-18), актом проверки от 19 марта 2021 г. (л.д. 9-10), актом визуального осмотра журналов регистрации входящей корреспонденции Госжилнадзора Севастополя от 19 марта 2021 года (л.д. 11) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В доводах настоящей жалобы председатель правления товарищества ссылается на неправомерность выводов судебных инстанций, ввиду отсутствия в деянии субъекта ответственности умышленного воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа муниципального контроля и уклонения от проверки, указав, что направленные по адресу регистрации юридического лица распоряжение и уведомления о месте и времени проведения проверки не получены товариществом по не зависящим от него обстоятельствам.
Данная позиция заявителя не может повлиять на обоснованность выводов мирового судьи и судьи районного суда.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно материалам дела ТСН "N 36 города Севастополя" зарегистрировано по юридическому адресу: город Севастополь, пр. Генерала Острякова, дом 35, кв. 36, что указано в выписке из ЕГРЮЛ.
Распоряжение о проведении проверки и мотивированный запрос о предоставлении документов в указанные в них даты (с 15 марта 2021 года по 19 марта 2021 года), направленные ТСН "N 36 города Севастополя" заказным письмом с уведомлением о вручении, адресатом не получены, имело место неудачная попытка вручения, 03 марта 2021 года отправление возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.
В акте от 19 марта 2021 года должностными лицами Госжилнадзора отражено, что непредставление документов ТСН "N 36 города Севастополя" повлекло невозможность проведения проверки (л.д. 9-10).
Соглашаясь с выводами судебных инстанций, судья кассационного суда учитывает, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (части 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
При этом законом предусмотрено, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Анализ вышеназванных норм позволяет сделать вывод, что юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по таким адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. В частности, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Частью третьей статьи 4 Федерального закона "О почтовой связи" предусмотрено, что особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений, извещений, направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи (далее Правила), утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 года N 234 (в редакции приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 ноября 2018 года N 619, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 2019 года, регистрационный номер 54090), к особенностям доставки (вручения), хранения почтовых отправлений разряда "административное" стали относить положения, что почтовые отправления данного разряда при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней, а также положения об исчислении срока хранения почтовых отправлений, о невозможности его продления или пересылки по новому адресу (абзац второй пункта 15, абзацы первый, второй и четвертый пункта 34, первое предложение абзаца девятого пункта 35, пункт 45 Правил).
Судами должным образом установлены обстоятельства направления ТСН "N 36 города Севастополя" юридически значимых сообщений административного органа по юридическому адресу общества, поступивших в обслуживающее его почтовое отделение, и получение которых юридическим лицом не обеспечено. Иными сведениями о месте нахождения ТСН "N 36 города Севастополя" должностное лицо Госжилнадзора Севастополя не располагало.
Осуществление доставки почтовых отправлений для юридического лица и его намерения на получение направленной в его адрес корреспонденции предполагает создание товариществом всех необходимых условий для получения по адресу его регистрации почтовых отправлений, отсутствие которых влечет для него не только невозможность их поступления, а также в силу закона риск негативных последствий неполучения юридически значимых сообщений по обстоятельствам, зависящим от него, и признание факта их доставки надлежащим.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ТСН "N 36 города Севастополя" объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Порядок и срок привлечения ТСН "N 36 города Севастополя" к административной ответственности не нарушены. Вопреки доводам заявителя все юридические значимые обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу об административном правонарушении, установлены на основании полного и всестороннего исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности обществу в пределах санкции части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для снижения размера административного штрафа или замены на предупреждение не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 14 Ленинского судебного района города Севастополя от 17 июня 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 21 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Товарищества собственников недвижимости "N 36 города Севастополя" - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.