Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Сочинский национальный парк" Атояна В.И., на вступившее в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Попова Виктора Викторовича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N104 Центрального внутригородского района города Сочи Краснодарского края от 5 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении Попов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 мая 2023 года вышеуказанное постановление отменено, дело возвращено мировому судье судебного участка N104 Центрального внутригородского района города Сочи Краснодарского края на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Сочинский национальный парк" Атоян В.И. ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьей районного суда не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам, и вынесено незаконное и необоснованное судебное постановление.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Как следует из материалов дела, в ФГБУ "Сочинский национальный парк" (далее - Учреждение) на официальный сайт поступила информация от 29.10.2022 N 177062031 от гражданина Ковалева Д.Ю. с просьбой провести проверку законности проведения строительных работ и вырубки леса по "адрес" на смежном земельном участке с кадастровым номером N.
В соответствии с полученной информацией при осуществлении государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Нижне-Сочинского участкового лесничества Учреждения ФИО5 в период времени с 11 часов 30 минут до 13 часов 40 минут ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", в районе "адрес", что подтверждается соответствующим Актом выездного обследования и патрулирования территории от ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении обследования на земельном участке с кадастровым номером N, установлен факт проведения работ по строительству объекта, земельный участок, на котором проводятся строительные работы, не огорожен. На части земельного участка N N в точках географических координат "адрес" на площади 71, 3 м2 (11, 5 м. на 6, 2 м.) на поверхности, не имеющей твердого покрытия, не защищенного от ветра и атмосферных осадков навалом накапливаются лом и отходы черных металлов незагрязненные; изделия из натуральной древесины, утратившие потребительские свойства незагрязненные; отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные; отходы упаковочного картона незагрязненные, что подтверждается фото-видео-документированием, произведенным в ходе проведенного обследования.
Тем самым, административным органом было установлено, что физическое лицо Попов В.В, который допустил проведение работ по строительству объекта на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0205005:1748, своими действиями (бездействием) нарушил следующие требования: пп. 22 п. 9 Положения, п. "л" ч. 2 ст. 15 Федерального закона N N-ФЗ, ст.ст. 3, 39, п. 3 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2022 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пп. "а", "б" п. 20 Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах". Согласно представленному расчету размер вреда, причиненный лесам, составил 99 820 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Попова В.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующем его привлечении к административной ответственности по данной статье.
Отменяя постановление мирового судьи и направляя дело на новое рассмотрение, судья районного суда исходил из того, что на данный земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за ФГБУ "Сочинский национальный парк".
С учетом того, что земельный участок с кадастровым номером N находится вне границ Сочинского национального парка, он особо охраняемой природной территорией не является.
Согласно представленным заключениям оползневые процессы обусловлены геологическим строением участка с кадастровым номером 23:49:0205005:1748, его рельефом, а также иными природными факторами, то есть не результатами действий ФГБУ "Сочинский национальный парк".
Для предотвращения указанных выше негативных процессов необходимо провести мероприятия инженерной защиты (укрепление склона).
В соответствии с требованиями действующего законодательства указанные выше работы должны проводиться при проектировании строительства объектов, то есть собственниками строений и сооружений.
Кроме того, между ФГБУ "Сочинский национальный парк" и Московским государственным университетом геодезии и картографии (МИИГАиК) заключен контракт на выполнение работ по межеванию и постановке на кадастровый учет земель особо охраняемых природных территорий федерального значения. В рамках контракта будет проведено сопоставление границ Сочинского национального парка по Постановлению Правительства РФ от 25.06.2013 N534 и границ земельных участков единых землепользователей, внесенных в ЕГРН и предоставленных на праве оперативного бессрочного пользования.
Также согласно представленному ответу Министерства природных ресурсов и экологии РФ (далее - Минприроды России от 16.02.2023 границы Сочинского национального парка утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.6.2013 N534 "О расширении территории Сочинского национального парка", в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером N расположен вне границ национального парка, в связи с чем, на него не распространяется режим особой охраны, установленный п. 1 ст. 15 Федерального закона N 33-ФЗ и положением о национальном парке, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N.
При рассмотрении дела мировым судьей вышеуказанным обстоятельствам правовая оценка не дана, в связи с чем, мировой судья преждевременно пришел к выводу о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 КоАП РФ.
Оценивая выводы судьи районного суда, исхожу из следующего.
В своей жалобе заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Сочинский национальный парк" ФИО3 выражает несогласие с выводами судьи районного суда, указывая на то, что судебное решение вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении жалоб допущено не было, процессуальные нормы КоАП РФ применены правильно, исходя из буквального их толкования.
Полномочия судьи, рассматривающего дело по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, устанавливает часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в соответствии с которой по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения.
Считаю, что, установив допущенные мировым судьей существенные процессуальные нарушения, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о необходимости отмены вынесенного решения в отношении Попова В.В. и направлении дела на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 30.17 КоАП РФ оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не усматриваю.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 31 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Попова Виктора Викторовича, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Д.В.Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.