Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Крымского управления Ростехнадзора В.Ф. Немченко на вступившие в законную силу решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ФГБОУ "МДЦ "Артек",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Крымского управления Ростехнадзора В.Ф. Немченко от 28 июля 2021 года N114-08/05 ФГБОУ "МДЦ "Артек" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 октября 2021 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Крымского управления Ростехнадзора. Немченко В.Ф ставит вопрос об отмене указанного решения и прекращении производства по делу.
Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических, сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица - ФГБОУ "МДЦ "Артек", в период с 16 по 22 июня 2021 года, было выявлено невыполнение пунктов с 5 по 11 предписания от 15 октября 2019 года N 15-10/07/367/рп/А/П в области безопасности гидротехнических сооружений, срок исполнения которых истек 16 июня 2021 года.
Установленные обстоятельства послужили основанием для вынесения 17 февраля 2022 года в отношении директора Армянского филиала ООО"Титановые Инвестиции" Курмачева Э.А. постановления о привлечении ее к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья городского суда исходил из следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 117-ФЗ, гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Под обеспечением безопасности пиротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Исходя из ст. 9 Федерального закона N 117 - ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции гидротехнических сооружений, а также обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, а также финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии с Уставом ФГБОУ "МДЦ "Артек", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2019 года N579. Учреждение является юридическим лицом и является нетиповой образовательной организацией.
Согласно п. 65 Устава Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, решает вопросы с заключением договоров и гос. контрактов.
Согласно п.п. 66, 67, 69 Устава имущество учреждения находится в федеральной собственности и учреждение приобретает право оперативного управления на имущество, закрепленное за собственником. Учреждение владеет, пользуется закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества.
В соответствии со ст. 75 Устава Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящем у него на праве оперативного управления имуществом.
Статьей 80 Устава предусмотрено, что Учреждение в установленном порядке имеет право проводить капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении учреждения, а также осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, о чем также указывает заявитель в жалобе, во исполнение пунктов 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 19, 44 Предписания ФГБОУ "МДЦ "Артек" была подготовлена информация и соответствующая документация для проведения процедур закупок по видам услуг, в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
С целью устранения недостатков, указанных в пунктах 10, 11, 13, 15 ФГБОУ "МДЦ "Артек" были разработаны и утверждены в Министерстве просвещения Российской Федерации задания на проектирование по объектам "Проектирование, строительство и реконструкция Международного детского центра Артек, "адрес". Инженерная защита территории и берегоукрепление. 3 этап", "Проектирование, строительство и реконструкция Международного детского центра Артек, "адрес". Инженерная защита территории и берегоукрепление. 4 этап", "Проектирование, строительство и реконструкция Международного детского центра Артек, "адрес". Инженерная защита территории и берегоукрепление. 5этап" и "Проектирование, строительство и реконструкция Международного детского центра Артек, "адрес". Инженерная защита территории и берегоукрепление. 6 этап", предусматривающие в своем составе реконструкцию и ремонт гидротехнических сооружений восточной зоны (копии заданий на проектирование прилагаются). На текущий момент ведется разработка проектно-сметной документации по вышеуказанным объектам. Финансирование проектирования и строительства объектов предусмотрено в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и "адрес" до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Поскольку реализация данного решения, с учетом значительного объема строительно-монтажных работ, требует значительного времени, ФГБОУ "МДЦ "Артек" письмом от ДД.ММ.ГГГГ N обратилось в Управление о продлении срока устранения нарушений, указанных в Предписании до 15 октября 2021 года.
В ответ на указанное письмо Управлением было согласовано продление срока устранения нарушений, указанных в п. N 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 19, 44 Предписания до 15 июня 2021 года.
Во исполнение п. 5, 6, 7 Предписания между ФГБОУ "МДЦ "Артек" и Обществом с ограниченной ответственностью "Институт Гипроводхоз" был заключен договор от 26 марта 2021 года N 261 на оказание услуги по разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений - берегоукрепительные сооружения (кадастровый номер 90:25:030101:348, 90:25:000000:1672) ФГБОУ "МДЦ "Артек" и договор от 26 марта 2021 года N 262 на оказание услуги по разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений - берегоукрепительная зона Дворца пионеров (кадастровый номер: 90:25:000000:1683) ФГБОУ "МДЦ "Артек", о чем также было проинформировано Управление (письмо от 1 июня 2021 года N01/10-1382).
Указанным письмом ФГБОУ "МДЦ "Артек" сообщало, что документы, необходимые для определения величины финансового обеспечения и для внесения сведений в Российский Регистр ГТС будут представлены в орган надзора вместе с разрабатываемой декларацией безопасности гидротехнических сооружений.
По состоянию на 6 июля 2021 года ООО "Институт Гипроводхоз" были разработаны и направлены в экспертный центр декларации безопасности гидротехнических сооружений по указанным объектам для прохождения государственной экспертизы. Срок проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений определен регламентом работы экспертных комиссий, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 декабря 2020 года N 523 и составляет 3 месяца.
Судья городского суда оценил причины неисполнения и других пунктов предписания и доказательств в обоснование неисполнение с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ.
С учетом изложенного, вывод должностного лица об умышленном бездействии юридического лица ФГБОУ "МДЦ "Артек", выразившемся в невыполнении в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, уполномоченного в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, является преждевременным, необоснованным и противоречит действующему законодательству.
Считаю данные выводы судьи городского суда законными и основанными на правильной оценке обстоятельств дела.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности, с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Считаю необходимым отметить, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории вида правонарушения, в настоящее время истек, в связи с чем, вопрос о виновности ФГБОУ "МДЦ "Артек повторно обсуждаться не может.
Фундаментальных нарушений норм КоАП РФ, позволяющих отступить от указанного принципа (невозможность ухудшения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре вступившего в законную силу постановления по делу), на которые указывает пункт 2 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения.
Учитывая изложенное, полагаю, что решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 октября 2021 года подлежит оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 октября 2021 года - оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Крымского управления Ростехнадзора Немченко В.Ф, - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.