Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Виноградовой О.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Мариинского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, поданную 23 ноября 2023 года, на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 29 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года
по административному делу N 2а-702/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Мариинска, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Администрации Мариинского муниципального округа, муниципальному казенному предприятию Мариинского муниципального округа "Ресурс", Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, возражения прокурора Козлицкой О.С. на кассационную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Мариинска (далее-прокурор), действующий в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Мариинского муниципального округа, муниципальному казенному предприятию Мариинского муниципального округа "Ресурс" о возложении обязанности совершить действия.
Исковые требования мотивированы следующим. Прокуратурой города в соответствии с заданием прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса проведена проверка соблюдения прав граждан-потребителей коммунальной услуги по водоснабжению.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 3 статьи 9 Водного кодекса РФ установлено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии со статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 29 августа 2023 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) иск удовлетворен, признано незаконным бездействие муниципального казенного предприятия Мариинского муниципального округа "Ресурс" по непринятию мер по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием Мариинского муниципального округа "Ресурс"; получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам; организации зон санитарной охраны подземных водных источников в отношении водозаборных скважин, получения лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод.
Суд первой инстанции обязал муниципальное казенное предприятие Мариинского муниципального округа "Ресурс" разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием Мариинского муниципального округа "Ресурс"; получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам; организовать зоны санитарной охраны подземных водных источников в отношении водозаборных скважин, получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Суд первой инстанции обязал администрацию Мариинского муниципального округа, Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа обеспечить условия, необходимые для организации подачи муниципальным казенным предприятием Мариинского муниципального округа "Ресурс" питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, путем финансирования мероприятий по организации зон санитарной охраны подземных водных источников и разработки проектов зон санитарной охраны, получения санитарно-эпидемиологических заключений, получения лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод.
Кассатор просит судебные акты отменить, указывая на их незаконность.
Кассатор настаивает на том, что суд не принял во внимание положения пункта 8 перечня подведомственных получателей средств бюджета Мариинского муниципального округа главных распорядителей средств бюджета Мариинского муниципального округа утвержденного постановлением администрации Мариинского муниципального округа от 13.07.2022 N 683- П "Об утверждении перечня подведомственных получателей средств бюджета Мариинского муниципального округа главных распорядителей средств бюджета Мариинского муниципального округа" (далее - Перечень) согласно которому, в ведении администрации Мариинского муниципального округа Муниципальное казенное предприятие Мариинского муниципального округа "Ресурс", (далее - МКП "РЕСУРС") не находится.
По мнению кассатора не учтено судом и то, что в соответствии с пунктом 5.3 Перечня. МКП "РЕСУРС" подведомственно управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа (далее УЖКХТиС).
В обоснование доводов кассатора также указывает, что судом неверно истолкованы нормы бюджетного законодательства, так исходя из положения статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, из которого при системно-структурном методе толкования следует, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Кассатор выражает несогласие с выводом суда об обязанности администрации Мариинскою муниципального округа финансировать мероприятия по организации зон санитарной охраны подземных водных источников и, тем более, разработке проектов зон санитарной охраны, а равно получению заключений и (или) лицензий на пользование недрами для добычи подземных вод не основан на законе, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не подтверждается доказательствами, исследованными в холе судебного заседания.
В судебном заседании прокурор просил отказать в удовлетворении жалобы по мотивам, изложенным в возражениях прокуратуры Кемеровской области -Кузбасса.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
Прокуратурой города в ходе проверки установлено, что на основании решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 07.10.2019 N 40 "О закреплении имущества в оперативное управление", на праве оперативного управления за ресурсоснабжающей организацией - муниципальным казенным предприятием Мариинского муниципального района "Ресурс" (в настоящее время - МКП ММО "Ресурс"), предоставляющей услуги холодного водоснабжения на территории Мариинского муниципального округа, на настоящий момент эксплуатируется 32 водозаборной скважины, в том числе: скважина, ул. Центральная, д. Константиновка; скважина на ул. Транспортная, с. Суслово; скважина, ул. Трактовая, с. Суслово; скважина, ул. Школьная, с. Суслово; скважина, ул. Центральная, д. Знаменка; скважина, п. Первомайский; скважина, ул. Молодежная, с. Приметкино; скважина, ул. Центральная, п. Лебяжий; скважина, Центральная, с. Николаевка 2-я; скважина, ул. Центральная, д. Ивановка; скважина, уд. Правдинская, пос. Правдинка; скважина, с. Благовещенка; скважина, с. Белогородка; скважина N2, п. Калининский, 430 м. на запад от дома N 4 по ул. Студенческая; скважина N3, п. Калининский, 600 м. на юго-запад от дома N 2 по ул. Студенческая; скважина N4, п. Калининский, 220 м. на запад от дома N 2 по ул. Студенческая; скважина N5, п. Калининский, ул. Садовая; скважина, п.ст. Антибесская; скважина, ул. Васильевская, с. Раздольное; скважина, ул. Николаевская, с. Николаевка 1-я; скважина, ул. Центральная, с. Красные Орлы; скважина, ул. Центральная, д. Камышенка; скважина, ул. Новая, д. Тюменево; скважина, ул. Радищева, д. Тюменево; скважина, д. Кирсановка; скважина, с. Малопесчанка; скважина, ул. Новая, д. Петровка; скважина, д. Кайдулы; скважина, д. Раевка; скважина, д. Пристань 2-я (от насосной станции, расположенной по адресу ул. Весенняя, д. 2Б); скважина N1, д. Пристань 2-я (от насосной станции, расположенной по адресу ул. Весенняя, д. 2Б); скважина N 2а, д.
Пристань 2-я (от насосной станции, расположенной по адресу ул. Весенняя, д. 2Б).
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства зоны санитарной охраны для данных объектов не установлены. Кроме того, установлено, что МКП ММО "Ресурс" эксплуатирует водозаборные скважины без лицензии на пользование недрами.
В 2022 году прокуратурой города в рамках рассмотрения коллективного обращения жителей с. Суслово установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории с. Суслово, выраженные в ненадлежащем качестве питьевой воды, а также нарушения требований законодательства о недрах. По результатам проверки прокуратурой города 21.07.2022 внесено представление руководителю МКП ММО "Ресурс".
Кроме того, по результатам проверки, проведенной во исполнение задания прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса, прокуратурой города 30.03.2023 внесено представление руководителю МКП ММО "Ресурс" в связи с выявленными нарушениями требований федерального законодательства, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 в отношении должностного лица - директора МКП ММО "Ресурс", направлено 30.03.2023 в Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса для рассмотрения и привлечения виновного лица к ответственности, однако, на настоящий момент нарушения не устранены.
Использование источников водоснабжения в нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает угрозу безопасности людей, увеличивает риск возникновения массовых инфекционных заболеваний населения.
В связи с чем прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному предприятию Мариинского муниципального круга "Ресурс" об обязании получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам; организовать зоны санитарной охраны подземных водных источников; получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод, с отнесением обязанностей по финансированию вышеуказанных мероприятий на администрацию Мариинского муниципального округа.
Муниципальное казённое предприятие Мариинского муниципального округа (ранее - района) создано на основании постановления администрации Мариинского муниципального района от 03.07.2019 N 334-П "О создании муниципального казённого предприятия Мариинского муниципального района "Ресурс".
15.08.022 приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа (УЖКХТиС ММО) МКП ММР "Ресурс" было переименовано в МКП ММО "Ресурс", о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно Уставу (п. 1.1.) учредителем предприятия является администрация Мариинского муниципального округа в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи (УЖКХТиС) администрации Мариинского муниципального округа.
Полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа (п 1.4. Устава).
Предметом деятельности Предприятия согласно п. 2.1. Устава являются:
- выработка тепловой энергии и ее передача потребителям;
-эксплуатация, строительство, капитальный и текущий ремонт инженерных коммуникаций (систем теплоснабжения, водоснабжения и водототведения);
- текущий и капитальный ремснт зданий, сооружений;
- транспортные услуги;
- начисление и сбор платы за коммунальные услуги;
- обеспечение работоспособности тепловых сетей;
- забор, очистка и распределение воды для питьевых и промышленных нужд;
- сбор и обработка сточных вод;
- осуществление других работ, прочих видов деятельности, не запрещенных и не противоречащих законодательством РФ.
В соответствии с п. 3.2. Устава источниками формирования имущества Предприятия, в том числе финансовых ресурсов, являются:
- средства, выделяемые целевым назначением из бюджета Мариинского муниципального округа;
- денежные средства или иное имущество, переданное Предприятию собственником или уполномоченным им органом;
- прибыль, полученная от выполнения работ, услуг, реализации продукции, а также от других видов хозяйственной, финансовой деятельности, разрешенных настоящим Уставом;
- заемные средства, в том числе, кредиты банков и других кредитных организаций, получение которых согласовано и зарегистрировано в установленном порядке;
- амортизационные отчисления;
- капитальные вложения и субсидии из бюджета Мариинского муниципального округа;
- добровольные взносы организаций, предприятий, учреждений и граждан;
- иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Решением КУМИ Мариинского муниципального района от 07.10.2019 N 40 за предприятием на праве оперативного управления закреплено имущество согласно приложенному к настоящим пояснениям перечню, в числе которого переданы скважины, павильоны скважин, водопроводные сети, щиты управления насосами в селах Белогородка, Благовещенка, пос. Калининский, Красные Орлы, д. Малопесчанка, 2-я Николаевка, п. Первомайский, д. 2-я Пристань, Суслово.
Однако при этом никакой разрешительной документации (проекты санитарно-защитных зон, лицензии на недропользование, паспорта на скважины) собственников имущества не передавались.
По итогам работы в 2020-2022 г.г. деятельность предприятия являлась убыточной.
Согласно сведениям, взятым с официального сайта ФНС России (ресурс БФО, строка 2400 Отчёта о финансовых результатах), в 2021 году убыток предприятия составил 11 млн. 793 тыс. руб, в 2022 году - 10 млн. 618 тыс. руб.
Предприятие не имеет финансовой возможности самостоятельно модернизировать оборудование, некоторые объекты обладают высокой степенью изношенности, о чем известно и учредителю, и собственнику.
Никакого финансирования ни от собственника имущества предприятия, ни от учредителя в 2020-2023 г.г. на эти цели получено не было.
В 2020-2022 г.г. финансирование на ремонтные, восстановительные и иные мероприятия в отношении ряда объектов МКП "Ресурс" в посёлке Калининский, в г.Мариинске составило порядка 725 тысяч рублей, причём это были собственные средства предприятия.
Предприятие не имеет дебиторской задолженности, которая могла бы покрыть задолженность перед кредиторами предприятия. При этом оно осуществляет социально значимую функцию по представлению коммунальных услуг по теплоснабжению и водоотведению.
Учредитель предприятия - администрации Мариинского муниципального округа - денежных средств на модернизацию оборудования предприятия, лицензирование и паспортизацию скважин и разработку сопутствующей экологической документации не выделяет.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что учредитель и собственник имущества МКП "Ресурс" однозначно обладает информацией о неудовлетворительном финансовом положении предприятия, о том, что последнее осуществляет убыточную деятельность, имеет задолженность и не всегда способно погашать требования кредиторов, не говоря о затратах на текущие хозяйственные нужды.
17.03.2022 в адрес Управления ЖКХТиС администрации Мариинского муниципального округа было подготовлено и направлено письмо с ориентировочным расчётом затрат на паспортизацию и лицензирование скважин, устройство санитарных зон (на их обустройство, лицензию на пользование недрами и разработку всей необходимой документации), которые были оценены в 17 млн. 44 тыс. руб. (без учёта работ по замене теплотрасс, оборудования в котельных и насосов на скважинах).
Никакой ответной реакции на письмо МКП "Ресурс" от Управления ЖКХТиС администрации Мариинского МО не последовало, соответственно, и финансовых средств на реализацию целей и задач, поставленных в письме от 17.03.2022, не выделено.
13.02.2023 в адрес КУМИ Мариинского муниципального округа было направлено письмо для согласования в соответствии с п.4.8 Устава предприятия о необходимости согласовать сделку с ПАО Сбербанк на взятие заемных (кредитных) денежных средств в целях погашения образовавшейся задолженности.
В ответе КУМИ Мариинского муниципального округа от 20.02.2023 указано, что по данному вопросу о получении заёмных (кредитных) денежных средств МКП "Ресурс" необходимо обратиться к Управлению ЖКХТиС администрации Мариинского МО, что противоречит п. 4.8 Устава предприятия МКП ММО "Ресурс".
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприятие находится в таком финансовом положении, что не в состоянии самостоятельно, без помощи извне, исполнить требования природоохранного законодательства о разработке экологической документации, законодательства о пользовании недрами, и приведении своих водных объектов в соответствие с нормами экологического законодательства.
На основании пункта 8 перечня подведомственных получателей средств бюджета Мариинского муниципального округа главных распорядителей средств бюджета Мариинского муниципального округа, утвержденного постановлением администрации Мариинского мунщипального округа от 13.07.2022 N 683-П "Об утверждении перечня подведомственных получателей средств бюджета Мариинского муниципального округа главных распорядителей средств бюджета Маршшского муниципального округа" (далее - Перечень) в ведении администрации Мариинского муниципального округа МКП ММО "РЕСУРС" не находится.
В соответствии с пунктом 5.3 Перечня МКП ММО "РЕСУРС" подведомственно Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского мушципаяьнога округа (далее - УЖКХТиС).
Согласно пункту 3.1.1 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 05.10.2021 N 2/19 "О переименовании и утверждении Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа" (далее - Положение N 2/19) к функциям УЖКХТиС относится подготовка предложения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных подведомственных и подконтрольных учреждений и предприятий.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.16 Положения N 2/19 МКП ММО "РЕСУРС" подведомственно и подконтрольно УЖКХТиС. При этом УЖКХТиС является структурным подразделением администрации Мариинского муниципального округа, самостоятельным юридическим лицом и главным распорядителем бюджетных средств (пункт 3.13.4 Положения N 2/19).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.3.2 Положения N 2/19 УЖКХТиС обеспечивает финансирование подведомственных и подконтрольных получателей бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Следовательно, компетенция УЖКХТиС в отношении подведомственного и подконтрольного предприятия - MKП ММО "РЕСУРС" включает в себя как осуществление контроля, так и финансовое обеспечение деятельности подведомственного предприятия.
Учитывая указанное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация Мариинского муниципального округа является ненадлежащим административным ответчиком по данному делу ввиду отсутствия регламентированного механизма финансирования мероприятий по организации зон санитарной охраны подземных водных источников, в том числе, мероприятий по разработке проектов зон санитарной охраны.
Проанализировав нормы, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, возлагается на органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения о Мариинском территориальном управлении администрации Мариинского муниципального округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 05.10.2021 N2/11 (далее - Положение), для реализации полномочий на подведомственной территории территориальное управление, в том числе, участвует в разработке и осуществлении мер по сохранности объектов природного комплекса, водных объектов, озелененных территорий, оказывает содействие в осуществлении контроля за соблюдением федерального законодательства, законодательства и иных нормативных правовых актов Кемеровской области - Кузбасса, муниципальных правовых актов Мариинского муниципального округа в области охраны окружающей среды, градостроительства, землепользования, пожарной и санитарной безопасности, за соблюдением режима охраны особо охраняемых природных территорий и памятников природы, истории и культуры, относящихся к собственности муниципального округа, участвует в мероприятиях по компенсационному озеленению и цветочному оформлению на подведомственной территории, оказывает содействие в организации мероприятий по охране окружающей среды на подведомственной территории, взаимодействует с органом муниципального земельного контроля, оказывает содействие в обследовании земельных участков и выявлении правообладателей и т.д.
Пунктом 1.4. Положения предусмотрено, что границы территории, на которой территориальное управление осуществляет возложенные на него функции и полномочия, включают следующий населенный пункт (далее - подведомственная территория): - город Мариинск.
Согласно п.1.1. Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи администрации Мариинского муниципального округа, Управление (УЖКХТиС) является отраслевым органом администрации Мариинского муниципального округа, уполномоченным решать вопросы местного значения и осуществлять полномочия в сфере благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи на территории Мариинского муниципального округа.
На основании п.1.9 Положения, Управление является муниципальным казенным учреждением, деятельность которого финансируется за счет предусмотренных средств в бюджете Мариинского муниципального округа.
Пунктом 1.10 Положения предусмотрено, что Управление может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести возложенные на него обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п.2.1.2 Положения целями деятельности Управления являются осуществление единой политики в сфере благоустройства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.
Согласно п.3.12.1 УЖКХТиС организует мероприятия по охране окружающей среды.
Муниципальное казенное предприятие Мариинского муниципального округа (ранее - района) создано на основании постановления администрации Мариинского муниципального района от 03.07.2019 N 334-П "О создании муниципального казённого предприятия Мариинского муниципального района "Ресурс".
15.08.2022 приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа (УЖКХТиС ММО) МКП ММР "Ресурс" было переименовано в МКП ММО "Ресурс", о чем внесена запись в Едины государственный реестр юридических лиц.
Согласно Уставу (п. 1.1.) учредителем предприятия является администрация Мариинского муниципального округа в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи (УЖКХТиС) администрации Мариинского муниципального округа.
Полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа (п 1.4. Устава).
Предметом деятельности Предприятия согласно п. 2.1. Устава являются: выработка тепловой энергии и ее передача потребителям; эксплуатация, строительство, капитальный и текущий ремонт инженерных коммуникаций (систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения); текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений; транспортные услуги; начисление и сбор платы за коммунальные услуги; обеспечение работоспособности тепловых сетей; забор, очистка и распределение воды для питьевых и промышленных нужд; сбор и обработка сточных вод; осуществление других работ, прочих видов деятельности, не запрещенных и не противоречащих законодательством РФ.
В соответствии с п. 3.2. Устава источниками формирования имущества Предприятия, в том числе финансовых ресурсов, являются: средства, выделяемые целевым назначением из бюджета Мариинского муниципального округа; денежные средства или иное имущество, переданное Предприятию собственником или уполномоченным им органом; прибыль, полученная от выполнения работ, услуг, реализации продукции, а также от других видов хозяйственной, финансовой деятельности, разрешенных настоящим Уставом; заемные средства, в том числе, кредиты банков и других кредитных организаций, получение которых согласовано и зарегистрировано в установленном порядке; амортизационные отчисления; капитальные вложения и субсидии из бюджета Мариинского муниципального округа; добровольные взносы организаций, предприятий, учреждений и граждан; иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается письменными материалами дела, что прокуратурой города Мариинска проведена проверка соблюдения прав граждан - потребителей коммунальной услуги по водоснабжению.
В ходе проверки установлено, что на основании решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 07.10.2019 N 40 "О закреплении имущества в оперативное управление", на праве оперативного управления за ресурсоснабжающей организацией - муниципальным казенным предприятием Мариинского муниципального района "Ресурс" (в настоящее время - МКП ММО "Ресурс"), предоставляющей услуги холодного водоснабжения на территории Мариинского муниципального округа, на настоящий момент эксплуатируется 32 водозаборные скважины, в том числе: скважина на ул. Центральная д. Константиновка; скважина на ул. Транспортная с. Суслово; скважина на ул. Трактовая, с. Суслово; скважина на ул. Школьная, с. Суслово; скважина на ул. Центральная д. Знаменка; скважина п. Первомайский; скважина на ул. Молодежная с. Приметкино; скважина на ул. Центральная п. Лебяжий; скважина на ул.Центральная с. Николаевка 2-я; скважина на ул. Центральная д. Ивановка; скважина на ул.Правдинская пос. Правдинка; скважина с.Благовещенка; скважина с. Белогородка; скважина N2 п.Калининский, 430 м. на запад от дома N 4 по ул. Студенческая; скважина N3 п.Калининский, 600 м. на юго-запад от дома N 2 по ул. Студенческая; скважина N4 п.Калининский, 220 м. на запад от дома N 2 по ул. Студенческая; скважина N5 п.Калининский, ул.Садовая; скважина п.ст.Антибесская; скважина на ул. Васильевская с. Раздольное; скважина на ул. Николаевская, с. Николаевка 1-я; скважина на ул. Центральная, с. Красные Орлы; скважина на ул.Центральная, д.Камышенка; скважина на ул. Новая, д.Тюменево; скважина на ул.Радищева, д. Тюменево; скважина д.Кирсановка; скважина с.Малопесчанка; скважина на ул. Новая, д. Петровка; скважина д. Кайдулы; скважина д.Раевка; скважина д. Пристань 2-я (от насосной станции, расположенной по адресу ул. Весенняя, д. 2Б); скважина N1 д. Пристань 2-я (от насосной станции, расположенной по адресу ул. Весенняя, д. 2Б); скважина N 2а д.
Пристань 2-я (от насосной станции, расположенной по адресу ул. Весенняя, д. 2Б) (л.д. 18-66).
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства зоны санитарной охраны для данных объектов не установлены. Кроме того, установлено, что МКП ММО "Ресурс" эксплуатирует водозаборные скважины без лицензии на пользование недрами (л.д. 100-105).
В 2022 году прокуратурой города в рамках рассмотрения коллективного обращения жителей с. Суслово установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории с. Суслово, выраженные в ненадлежащем качестве питьевой воды, а также нарушения требований законодательства о недрах.
По результатам проверки прокуратурой города 21.07.2022 внесено представление руководителю МКП ММО "Ресурс" (л.д. 72-76).
Кроме того, по результатам проверки, проведенной во исполнение задания прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса, прокуратурой города 30.03.2023 внесено представление руководителю МКП ММО "Ресурс" в связи с выявленными нарушениями требований федерального законодательства (л.д. 77-81).
Заместителем прокурора города Мариинска вынесено постановление от 30.03.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора МКП ММО "Ресурс" ФИО1 (л.д. 82-84).
Прокурором города Мариинска вынесено постановление от 11.04.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора МКП ММО "Ресурс" ФИО2 (л.д. 85-89).
Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области - Кузбасса в области охраны окружающей среды ФИО3 N 30 АПН/09/23 от 09.06.2023 (л.д. 97-99) должностное лицо - директор МКП ММО "Ресурс" ФИО6 подвергнут наказанию в виде административного штрафа по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в минимальном размере 30 000 рублей.
Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области - Кузбасса в области охраны окружающей среды ФИО4 N 31 АПН/09/23 от 09.06.2023 (л.д. 94-96) должностное лицо - директор МКП ММО "Ресурс" ФИО7 подвергнут наказанию в виде административного штрафа по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в минимальном размере 30 000 рублей.
Суд первой инстанции удовлетворяя иск исходил из того, что несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены: зоны санитарной охраны данных объектов водоснабжения отсутствуют, лицензия на пользование недрами отсутствует. Использование источников водоснабжения в нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает угрозу безопасности людей, увеличивает риск возникновения массовых инфекционных заболеваний населения.
Обосновывая позицию о наличии оснований для удовлетворения иска суд первой инстанции также исходил из того, что в судебном заседании установлено, что административными ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что разработаны проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарным правилам; организованы зоны санитарной охраны подземных водных источников в отношении водозаборных скважин, получена лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод.
Оценив установленные по делу доказательств и исследовав представленные доказательства удовлетворяя иск суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления. администрация Мариинского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом Мариинского муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области, администрация Мариинского муниципального округа, Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа, муниципальное казенное предприятие Мариинского муниципального округа "Ресурс" являются надлежащим административными ответчиками по делу, поскольку согласно статье 7 Водного кодекса Российской Федерации участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный иск прокурора является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме, поскольку законом на административных ответчиков возложена обязанность по контролю использования источников водоснабжения в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, заявленные административные исковые требования направлены на устранение угрозы нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала.
Выводы судов являются правильными.
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 10 от 14 марта 2002 года утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 1.4 вышеуказанных Правил на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (пункт 1.6 Правил).
Как следует из СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения": пункт 1.4. ЗСО (зоны санитарной охраны) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
При рассмотрении заявленных требований, в том числе установлено, что в нарушении пунктов 1.4, 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", части 1 статьи 10 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" отсутствуют проекты зон санитарной охраны (ЗСО) | территорий скважин на ул. Центральная д. Константиновка; на ул. Транспортная с. Суслово; на ул. Трактовая, с. Суслово; на ул. Школьная, с. Суслово; на ул. Центральная д. Знаменка; п. Первомайский; на ул. Молодежная с. Приметкино; на ул. Центральная п. Лебяжий; на ул.Центральная с. Николаевка 2-я; на ул. Центральная д. Ивановка; на ул.Правдинская пос. Правдинка; с.Благовещенка; с. Белогородка; N2 п.Калининский, 430 м. на запад от дома N 4 по ул. Студенческая; N3 п.Калининский, 600 м. на юго-запад от дома N 2 по ул. Студенческая; N4 п.Калининский, 220 м. на запад от дома N 2 по ул. Студенческая; N5 п.Калининский, ул.Садовая; п.ст.Антибесская; на ул. Васильевская с. Раздольное; на ул. Николаевская, с. Николаевка 1-я; на ул. Центральная, с. Красные Орлы; на ул.Центральная, д.Камышенка; на ул. Новая, д.Тюменево; на ул.Радищева, д. Тюменево; д.Кирсановка; с.Малопесчанка; на ул. Новая, д.
Петровка; скважина д. Кайдулы; д.Раевка; д. Пристань 2-я (от насосной " станции, расположенной по адресу ул. Весенняя, д. 2Б); N1 д. Пристань 2-я (от насосной станции, расположенной по адресу ул. Весенняя, д. 2Б); N 2а д. Пристань 2-я (от насосной станции, расположенной по адресу ул. Весенняя, д.2Б.
Выводы судов о том, что МКП ММО "Ресурс" нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую ситуацию, поскольку в нарушение требований пунктов 3, 4 статей 18, 30 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (пункты 1.10, 1.11), эксплуатируемые скважины не соответствуют санитарным требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны (ЗСО) постановлены при правильном применении норм права и согласуются с фактическими обстоятельствами по спору.
Суд первой инстанции установив, что нарушения, выявленные в ходе проведения проверки прокурора не устранены правомерно исходил из наличия оснований для удовлетворения иска, выводы суда первой инстанции, поддержанные судом апелляционной инстанции постановлены при правильном применении норм права и согласуются с фактическими обстоятельствами по спору.
Правильность выводов судов подтверждается следующими нормативными положениями.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Положения Водного кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 8) относят к водным объектам в том числе подземные водные объекты, которые находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением ряда прямо предусмотренных случаев.
Нахождение содержащихся в недрах полезных ископаемых, энергетических и иных ресурсов в собственности Российской Федерации закреплено также статьей 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах".
Согласно п. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Статьей 11 Закона РФ "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 года N 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.
Из положений статей 11, 12, 17.1 Закона "О недрах" и названных нормативных правовых актов следует, что лицензия на пользование участками недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности в строго установленном порядке.
Как следует из материалов дела МКП ММО "Ресурс" с 2019 года эксплуатируются 32 водозаборные скважины, однако лицензии на право пользования недрами не получало, в связи с чем решение суда в части признания незаконным бездействия по неполучению лицензии и возложения обязанности ее получения является правильным.
Доводы ответчика о том, что МКП ММО "Ресурс" в ведении администрации Мариинского муниципального округа не находится обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку они опровергаются перечнем подведомственных получателей средств бюджета Мариинского муниципального округа главных распорядителей средств бюджета Мариинского муниципального округа, утвержденного постановлением администрации Мариинского муниципального округа от 13.07.2022 N 683-П "Об утверждении перечня подведомственных получателей средств бюджета Мариинского муниципального округа главных распорядителей средств бюджета Мариинского муниципального округа" (далее - Перечень), согласно которому МКП ММО "РЕСУРС" является подведомственным получателем средств бюджета Мариинского муниципального округа главных распорядителей средств бюджета Мариинского муниципального округа (п. 5.1).
Отклоняя позицию о несогласии с выводом суда об обязании администрации округа, Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа профинансировать мероприятия по организации зон санитарной охраны подземных водных источников и разработки проектов зон санитарной охраны, получения заключений и лицензий на пользование недрами для добычи подземных вод суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в числе прочих: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа (п.1); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (п.З); организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа (п.И);
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 25, пунктом 1 статьи 39 Устава Мариинского муниципального округа в структуру органов местного самоуправления входит администрация Мариинского муниципального округа - исполнительно-распорядительный орган Мариинского муниципального округа.
Пунктом 2 статьи 39 Устава Администрация Мариинского муниципального округа в соответствии наделена полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального округа.
Пунктом 6 статьи 39 Устава предусмотрено, что структура администрации Мариинского муниципального округа утверждается Советом народных депутатов Мариинского муниципального округа по представлению главы Мариинского муниципального округа. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации Мариинского муниципального округа призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции местного самоуправления в определенной сфере деятельности либо на определенной территории (пункт 7 статьи 39 Устава).
Структура администрации Мариинского муниципального округа утверждена решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 29.09.2021 N 1/16.
В структуру администрации Мариинского муниципального округа наряду с иными отраслевыми и территориальными отделами входят Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа (п.5). В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа, утвержденным Решением Совета народных депутатов администрации Мариинского муниципального округа от 05.10.2021 N 2/19, названное управление является отраслевым органом администрации Мариинского муниципального округа, уполномоченным решать вопросы местного значения и, в том числе, осуществлять полномочия в области охраны окружающей среды в границах Мариинского муниципального округа.
Муниципальное казённое предприятие Мариинского муниципального округа (ранее - района) создано на основании постановления администрации Мариинского муниципального района от 03.07.2019 N 334-П "О создании муниципального казённого предприятия Мариинского муниципального района "Ресурс". 15.08.2022 приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа (УЖКХТиС ММО) МКП ММР "Ресурс" было переименовано в МКП ММО "Ресурс". Согласно Уставу (п.1.1.) учредителем предприятия является администрация Мариинского муниципального округа в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи (УЖКХТиС) администрации Мариинского муниципального округа.
В соответствии с п. 3.2. Устава источниками формирования имущества предприятия, в том числе финансовых ресурсов, являются: средства, выделяемые целевым назначением из бюджета Мариинского муниципального округа;
Администрация Мариинского муниципального округа является распорядительно-исполнительным органом местного самоуправления, Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи является отраслевым отделом администрации Мариинского муниципального округа, на который возложены определенные обязанности, в том числе в сфере спорных правоотношений.
Как правильно указала апелляционная инстанция принимая во внимание, что перечисленные лица осуществляют свою деятельность, в том числе отдельные полномочия по решению вопросов местного значения при взаимодействии друг с другом, судом первой инстанции правомерно на них возложена совместная обязанность принять меры путем финансирования мероприятий по организации зон санитарной охраны подземных водных источников и разработки проектов зон санитарной охраны, получения санитарно- эпидемиологических заключений, получения лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод.
Несогласие кассатора с возложением судом обязанности по финансированию поименованных в иске мероприятий не является основанием для отмены правильных по существу судебных актов, поскольку возложение названной обязанности отвечает требованиям исполнимости судебного акта.
Доводы жалобы сводятся к неправильному толкованию норм права, регулирующих спорные правоотношения и к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделён.
С учетом изложенного основания для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 29 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.