Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Теплоцентраль Белокуриха", поданную 30 октября 2023 года, на решение Алтайского краевого суда от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2023 года
по административному делу N 3а-426/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Теплоцентраль Белокуриха" об оспаривании в части решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 25 ноября 2022 года N 350 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом "Теплоцентраль Белокуриха" потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, на 2023 год".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения представителей акционерного общества "Теплоцентраль Белокуриха"- Липуновой Н.В, Паршенковой Ю.П, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов -Андреевой Е.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации -Самойлова А.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество "Теплоцентраль Белокуриха" (далее - АО "Теплоцентраль Белокуриха") обратилось в суд с административным иском к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление по тарифам) о признании недействующим в части решения от 25 ноября 2022 года N 350 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом "Теплоцентраль Белокуриха" потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, на 2023 год", ссылаясь на то, что оспариваемым нормативным правовым актом произведена корректировка необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края на 2023 год, при этом в размер необходимой валовой выручки не включены фактически понесенные расходы за 2021 год на выплаты процентов по договору займа и кредитному договору в сумме 3870, 72 тыс. руб. и планируемые расходы на 2023 год - 15648, 48 тыс. руб. Полагает, что оспариваемое решение принято управлением по тарифам без учета положений пункта 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075.
Решением Алтайского краевого суда от 22 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2023 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе АО "Теплоцентраль Белокуриха" ставит вопрос об отмене решения Алтайского краевого суда от 22 июня 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2023 года с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы ссылается на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, обстоятельства дела, выражает несогласие с выводами судов относительно невключения уполномоченным органом расходов в НВВ, указывает, что регулятор и суд не в полной и достаточной мере исследовал документы и материалы, подтверждающие экономическую обоснованность затрат, квалификация регулятором заявленных расходов в качестве экономически необоснованных противоречит Основам ценообразования, Правилам регулирования тарифов и свидетельствует о формальном подходе при проведении регулирования, чем нарушает права административного истца, при том, что экономическая обоснованность и оправданность включения расходов при расчете необходимой валовой выручки по каждой категории затрат подтверждена АО "Теплоцентраль Белокуриха". Положения Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (пункты 73, 13(1), 76, 74), Методических указаний по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусматривающих учет процентов по кредитам в расчете тарифа (пункт 39), не содержат ограничений по учету процентов, не содержат закрытого перечня оснований привлечения заемных денежных средств и их учета при формировании тарифа.
На кассационную жалобу представлены возражения прокуратуры Алтайского края, Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у административного истца права на обращение с административным иском о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции также исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом -Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, в установленной форме, с соблюдением требований к порядку их принятия и опубликования.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 7, части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N190-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), а также приказа Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания), оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из обоснованности отказа органа регулирования по включению с состав неподконтрольных расходов фактически понесенных расходов на выплаты процентов по договору займа и кредитному договору за 2021 год в сумме 3870, 72 тыс. руб. и планируемых расходы на 2023 год - 15648, 48 тыс. руб. пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку изложенная позиция судов основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N190-ФЗ одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа, и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
Согласно подпункту "и" пункта 58 Основ ценообразования операционные расходы включают в себя, в том числе определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.
В соответствии с абзацем 4 пункта 73 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 74 настоящего документа. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Как следует из подпункта "б" пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 74 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 настоящего документа.
Согласно пункту 33 Правил регулирования цен орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Учитывая нормы, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов о том, что расходы на обслуживание заемных средств, связанных с приобретением регулируемой организацией имущества, не подлежат включению в необходимую валовую выручку, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, являются обоснованными и соответствуют требованиям пункта 33 Правил регулирования цен.
При установленных обстоятельствах, с учетом пунктов 62, 74 Основ ценообразования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что расходы административного истца на выплаты процентов по договору займа не могут быть включены в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации, а доводы административного истца о возможности включения в состав необходимой валовой выручки таких расходов без учета инвестиционной программы, как неподконтрольных расходов, правомерно отклонены, поскольку к неподконтрольным расходам, которые указаны в пункте 62 Основ ценообразования, не могут быть отнесены расходы на приобретение спорного имущества.
Вопреки доводам административного истца, предоставление Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов дополнения к экспертному заключению не свидетельствует о незаконности принятого тарифного решения, а обжалуемые судебные акты основаны на анализе исследованных доказательств, мотивированны, соответствуют материалам дела и требованиям законодательства. Судами соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Ссылаясь на определение Верховного суда Российской Федерации от 11 сентября 2023 г. N 305-ЭС23-14014 заявитель не учитывает, что в силу статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основании правовых норм с учетом фактических обстоятельств дела и решение суда по другому делу с иными лицами в Российской Федерации не может служить основанием к отмене состоявшихся судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на выводы суда не влияют, иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алтайского краевого суда от 22 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.