Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ветровой Н. П, судей Гунгера Ю. В, Даниловой О. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-226/2023 (04RS0008-01-2023-000120-09) по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Заиграевская ЦРБ", Министерству здравоохранения Республики Бурятия о возложении обязанности, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 31 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 28 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Даниловой О.Н, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А. А, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Заиграевского района Республики Бурятия обратился в суд с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Заиграевская ЦРБ", Министерству здравоохранения Республики Бурятия о возложении обязанности построить здание фельдшерско-акушерского пункта.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о здравоохранении установлено, что фельдшерско- акушерский пункт в с. Старая Брянь оказывает медицинскую помощь населению района в условиях неудовлетворительного технического состояния помещений, что создает угрозу здоровью граждан, нарушает их право на качественную медицинскую помощь в условиях, соответствующих нормам и требованиям. Указанный объект согласно проведенной строительно-технической экспертизы признан непригодным для использования.
Истец просил возложить на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанность обеспечить финансирование мероприятий по строительству нового здания структурного подразделения больницы-здания фельдшерско-акушерского пункта в с. Старая Брянь в срок до 1 июля 2023 г, возложить на ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ" обязанность построить здание фельдшерско-акушерского пункта в с. Старая Брянь в срок до 1 января 2024 г.
Определением суда от 6 марта 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Республики Бурятия.
Решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 31 марта 2023 г. постановлено обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по строительству нового здания структурного подразделения ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ"- здания фельдшерско-акушерского пункта в с. Старая Брянь в срок до 1 сентября 2023 года.
Обязать ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ" построить новое здание структурного подразделения ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ" - здания фельдшерско-акушерского пункта в с. Старая Брянь в срок до 1 марта 2024 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 28 июня 2023 г. решение суда первой инстанции от 31 марта 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Республики Бурятия просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, отказать в удовлетворении требований к Министерству в полном объеме. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что ответчиками принимаются меры для восстановления фельдшерско-акушерского пункта в с. Старая Брянь, подана бюджетная заявка на поставку и монтаж быстровозводимой конструкции. Между тем, указывает, что финансирование Министерства здравоохранения производится за счет средств республиканского бюджета, самостоятельного дохода не имеется, в связи с чем суд пришел к необоснованным выводам о возложении обязанности по финансированию мероприятий по строительству нового фельдшерско-акушерского пункта на Министерство. Также указывает, что требования прокурора не могут быть исполнены ответчиками в связи с их зависимостью от иных участников бюджетного процесса, в связи с чем, удовлетворение исковых требований о возложении обязанности противоречит порядку финансового обеспечения деятельности государственных учреждений.
Участвующим в деле прокурором прокуратуры Республики Бурятия принесены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлов А. А. возражал относительно доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность решения и апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в ходе проверки соблюдения законодательства о здравоохранении, проведенной прокуратурой Заиграевского района Республики Бурятия установлено, что 14 ноября 2018 г. между ООО "Эксперт Оценка+" и ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ" заключен договор о проведении строительно-технической экспертизы здания участковой больницы в с. Старая Брянь ул. Центральная, 72.
Из выводов строительно-технической экспертизы здания участковой больницы, расположенной по адресу: Заиграевский район, с. Старая Брянь ул. Центральная, 72, следует, что физический износ здания составил 80%, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих - весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента.
В связи с неудовлетворительным состоянием здания, согласно проведенным исследованиям, учитывая большой срок эксплуатации, физический износ, данный объект для дальнейшего использования в текущем состоянии не пригоден. Требуется разработка проектно-смертной документации для сноса и строительства нового здания участковой больницы в соответствии с требованиями СНиП, предъявляемые к данным объектам.
Согласно сведениям АМО СП "Старо-Брянское" в с.Старая Брянь проживают 568 чел, в том числе пенсионеры - 141 чел, дети - 163 чел, инвалиды - 43 чел.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", суд первой инстанции, установив, что здание участковой больницы в с. Старая Брянь является непригодным для дальнейшего использования, а обязательства по финансированию ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ", исходя из учредительных документов, Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия возложены на Министерство здравоохранения Республики Бурятии, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 ГПК РФ, оставил решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований не согласиться с данным выводом судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Согласно статье 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в частности, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
При рассмотрении дела судами установлено, что структурное подразделение ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ" в с. Старая Брянь оказывает медицинскую помощь в условиях неудовлетворительного технического состояния помещений, что создает угрозу здоровью граждан, нарушает их право на качественную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям. Здание врачебной амбулатории с.Старая Брянь находятся в оперативном управлении ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ".
В соответствии с Уставом ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ" функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
На основании распоряжения Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 го. N 319 "О министерстве здравоохранения Республики Бурятия" данное министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия.
Основными задачи Министерства здравоохранения РБ являются: разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, организации охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий, организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, разработка и представление в Правительство Республики Бурятия проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.
Принимая во внимание, что функции и полномочия учредителя в отношении ГАУЗ "Заиграевская ЦРБ" осуществляются Министерством здравоохранения республики, выступающим также главным распорядителем бюджетных средств в сфере здравоохранения, суды обоснованно возложили на Министерство здравоохранения Республики Бурятия обязанность по обеспечению в установленном законом порядке финансирования мероприятий по строительству врачебной амбулатории в с. Старая Брянь, установив факт нарушения прав граждан, проживающих в данном и близлежащих микрорайонах, на получение доступной первичной медицинской помощи.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии финансирования являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно им отклонены по мотивам несостоятельности, с указанием, что право граждан на охрану здоровья и благоприятную среду в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств или иных обстоятельств.
Иные доводы жалобы, в том числе о том, что в настоящее время принимаются меры для устранения выявленных нарушений, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияют на обоснованность и законность решения, либо опровергают выводы судов, в связи с чем являются несостоятельными.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом первой и апелляционной инстанции обстоятельств по настоящему делу, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанции, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений, не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1, 390.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 31 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 28 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий
Н. П. Ветрова
Судьи
Ю. В. ГунгерО. Н. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.