Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Попова А.А, Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0066-01-2022-004065-54 по иску прокурора Ключевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Позитив 88" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, установлении срока
по кассационной жалобе ООО "Позитив 88" на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ключевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО "Позитив 88", с учетом уточнения иска, просил признать незаконным бездействие ответчика по соблюдению схемы потоков твердых коммунальных отходов (далее - ГКО) в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края; обязать ответчика принять меры к размещению в соответствии с утвержденной Территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края собранных твердых коммунальных отходов на территории Ключевского района в объеме 6 719, 77 тонн; установить срок, в течение которого указанные нарушения необходимо устранить - по истечении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО "Позитив 88" осуществлял деятельность регионального оператора на территории Ключевского района Алтайского края на основании Соглашения N от 20 сентября 2018 г, заключенного между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО "Позитив 88" о выполнении региональным оператором установленных законодательством и данным соглашением функций по обеспечению обращения с твердыми коммунальным отходами в зоне деятельности Регионального оператора в соответствии с территориальной схемой (п.1.2 Соглашения). Период действия соглашения установлен в течение трех лет с момента подписания обеими сторонами.
С 1 января 2019 г. по 9 ноября 2020 г. вывоз ТКО на территории Ключевского района осуществлял МУП "МОКХ" на основании договоров N от 28 декабря 2018 г, N от 26 декабря 2019 г, заключенных с ООО "Позитив 88".
Согласно договору N от 28 декабря 2018 г. МУП "МОКХ" принято обязательство об оказании услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в границах Ключевского района. Согласно п. 2.1 договора оператор (МУП "МОКХ") обязан осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов соответствии с правилами и нормами, установленными действующим законодательством и в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, приложениями к договору и графиком вывоза твердых коммунальных отходов.
На территории Ключевского района земельный участок или объект, на котором допускается временное размещение ТКО на срок до 11 месяцев - это площадка для временного размещения твердых коммунальных отходов ТКО в "адрес", расположена в 1, 3 км к югу от "адрес", кадастровый N (ранее кадастровый N).
Решением Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2023 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 июля 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Позитив 88" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, постановленных с нарушением норм процессуального и материального права. Указывает, что суды пришли к противоречащему выводу о незаконном бездействии по соблюдению схемы потоков ТКО в соответствии с территориальной схемой, при этом договор оказания услуг по вывозу ТКО с собственником земельного участка заявителем не представлен. Исходя из выводов суда, статус размещения ТКО - санкционированная свалка, где на сегодняшний день по-прежнему разрешено размещение ТКО на площадках временного накопления, так как постановление об утверждении места временного размещения ТКО в границах Ключевского района не отменено и является действующим.
В ходе судебного заседания установлено, что собственником земельного участка является Администрация Ключевского района. При этом с заявкой на заключение договора об оказании услуг по вывозу ТКО Администрация Ключевского района в адрес ООО "Позитив 88" не обращалась, фактов о несанкционированной свалке в период работы ООО "Позитив 88" установлено не было.
Обращает внимание, что после лишения статуса ООО "Позитив 88" с 21 сентября 2021 г. не имел и не имеет права предпринимать действия по обнаружению несанкционированной свалки, производить действия по заключению договоров с собственниками земельных участков по вывозу ТКО с территории несанкционированной/санкционированной свалки, так как обязанность по перемещению ТКО возложена на действующего регионального оператора ООО "Экостар".
Считает, что судом необоснованно приняты во внимание объемы ТКО, не подтвержденные первичной документацией, в решение суда вошли объемы в размере 6719, 77 тонн, взятые из материалов проверки прокуратуры, основанные на письмах МУП "МОКХ", при этом, суд не принял во внимание решение суда по делу А03-2198/2021. Однако именно этим решением, был доказан фактический объем собранного и вывезенного объема ТКО в спорный период 2020 с территории Ключевского района по договору N от 26 декабря 2019 г. Тем самым, суд незаконно вменил в обязанность ООО "Позитив 88" к размещению ТКО на полигоне еще и не соответствующий объем в размере - 3000, 64 тонны, при фактически собранном с населения 3719, 13 тонн, обязал вывезти 6719, 77 тонн, что даже не соответствует плановому договорному объему в размере 5018 тонн.
Также ссылается на то, что судом вынесено заведомо не исполнимое решение, так как ООО "Позитив 88" не ведет текущую финансово-хозяйственную деятельность с 20 сентября 2021 г, не имеет сотрудников, техники, счета арестованы. Кроме того, действующим региональным оператором, осуществляющим вывоз согласно территориальной схеме, является ООО "Экостар".
На кассационную жалобу от главы администрации Ключеского района Алтайского края и прокурора отдела прокуратуры Алтайского края Хворова И.А. направлены возражения.
В судебном заседании прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошников С.О. возражал против доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит основания для отмены обжалуемых постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Ключевского района Алтайского края проверки по обращению депутата АКЗС ФИО5 по факту ненадлежащего осуществления администрацией района и региональным оператором вывоза мусора с территории Ключевского района на полигон ТКО в с. Кулунда, нахождением складированных отходов в пределах Ключевского района с 2018 г. выявлено, что в границах Ключевского района Алтайского края находится земельный участок с кадастровым номером N (новый N), используемый под место временного размещения ТКО на основании постановления администрации Ключевского района Алтайского края N 98 от 28 февраля 2019 г. Срок определения места временного размещения ТКО в данном постановлении не указан.
Фототаблицами к материалам проверки зафиксировано наличие мусора на земельном участке, используемом как место временного размещения (хранения) ТКО в Ключевском районе.
20 сентября 2018 г. между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО "Позитив 88" как региональным оператором заключено Соглашение N об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Славгородской зоне Алтайского края. Предметом настоящего соглашения является выполнение региональным оператором установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением функций по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой.
В соответствии с п. 1.3 Соглашения в зону деятельности регионального оператора вошла территория Славгородской зоны, в том числе Ключевский район.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО (п. 1.4 Соглашения), в соответствии с Территориальной схемой (п. 2.3.1 Соглашения). Срок действия Соглашения установлен на период 3 года (п. 7.1 Соглашения).
Согласно уведомлению ООО "Позитив 88" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от 10 декабря 2021 г. срок действия соглашения от 20 сентября 2018 г. истек 20 сентября 2021 г.
28 декабря 2018 г. между региональным оператором ООО "Позитив 88" и оператором МУП "Многоотраслевое объединение коммунального хозяйства" заключен договор N N, согласно которому региональный оператор поручает, а оператор принимает на себя обязательства оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в границах Ключевского района Алтайского края (п. 1.1. договора), на основании Территориальной схемы (п. 2.1 договора).
Перечень мест накопления твердых коммунальных отходов в границах территории оказания услуг оператора установлен Приложением N 2 к настоящему договору. Перечень мест приема и передачи твердых коммунальных отходов определен в Приложении N 3 к настоящему договору.
Оператору запрещается передавать ТКО для захоронения на объекты размещения отходов, не указанных в Территориальной схеме (п. 2.7 договора).
Оператор осуществляет транспортирование ТКО мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, а также оснащенными исправной аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС; транспортирование ТКО осуществляется только при исправной и включенной аппаратуре спутниковой навигации и соответствующих датчиков.
Срок действия договора установлен по 31 марта 2019 г. (п. 3.1 договора).
В соответствии с п. 5.4.3 договора региональный оператор вправе не принимать услуги по транспортированию ТКО, не подтвержденные оператором отчетом системы спутниковой навигации по каждому транспортному средству.
Согласно приложению N 1 к данному договору планируемое количество ТКО в год составляет 2 510 тонн. Приложением N 2 к договору предусмотрено перечень мест накопления ТКО в границах территории оказания услуг Оператора - с Ключи, 3200 метров на юго-запад относительно ориентира Ключевской сельсовет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 50 000 кв.м, с кадастровым номером N, в кадастровом квартале N.
Приложением N 3 к договору определено место приема и передачи ТКО, который определяется перечнем мест накопления и сбора ТКО, согласованным органом местного самоуправления. На момент заключения договора схема расположения мест накопления и сбора ТКО утверждена постановлением главы Кулундинского района.
Данный договор предоставлен ООО "Позитив 88" в рамках проводимой проверки по запросу прокурора Ключевского района.
Позднее суду первой инстанции предоставлена иная редакция приложения N 2 к договору от 28 декабря 2018 г, согласно которой местом накопления ТКО определен полигон для размещения ТКО, расположенный по адресу: "адрес", земельный участок с кадастровым номером N Полигон зарегистрирован в реестре ГРОРО под N.
Договором N от 26 декабря 2019 г. между региональным оператором ООО "Позитив 88" и оператором МУП "Многоотраслевое объединение коммунального хозяйства" заключен договор, в соответствии с которым региональный оператор поручает, а оператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края в пределах зоны деятельности регионального оператора, определенной границами Славгородской зоны. Оператор оказывает услуги по транспортированию ТКО в соответствии с условиями настоящего договора и Территориальной схемой.
Договор распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2020 г, и действует до 31 декабря 2020 г.
Согласно приложению N 1 к договору планируемый объем ТКО за год 2 508 тонн.
Приложением N 2 определен перечень мест накопления твердых коммунальных отходов в границах территории оказания услуг оператора - "адрес".
Приложением N 3 местом приема, передачи и размещения твердых коммунальных отходов определен земельный участок в "адрес" с кадастровым номером N площадью 209 771 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" (координаты "данные изъяты").
Согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Алтайского края, утвержденной приказом ГУ природных ресурсов и экологии Алтайского края N 1783 от 14 октября 2016 г, действующей на момент заключения договора от 28 декабря 2018 г, потоки ТКО от источников образования отходов и мест накопления отходов Ключевского района следовало размещать на объектах, включенных в ГРОРО - полигон г. Славгород.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края N 880 от 24 мая 2019 г. утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Алтайского края, в таблице 7.5 которой указан реестр объектов размещения отходов, в том числе ТКО, включенные в ГРОРО, по состоянию на 26 марта 2019 г. - полигон ТБО N в "адрес" (п. 17 таблицы), куда подлежат транспортированию ТКО из Ключевского района.
Таким образом, в рамках действующего Соглашения N от 20 сентября 2018 г. ООО "Позитив 88" как региональный оператор должен был осуществлять вывоз ТКО с мест временного хранения на полигон в соответствии с Территориальной схемой: с 28 декабря 2018 г. по 23 мая 2019 года в г. Славгород; после 24 мая 2019 г. до конца 2020 г. (период исковых требований) в с. Кулунда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что исследованными в ходе рассмотрения спора доказательствами подтверждается, что ответчиком обязанность по вывозу накопленных ТКО в течении 11 месяцев, а также в дальнейшем - до окончания срока действия договора, не исполнена, в связи с чем возложил на него обязанность исполнить обязательство в натуре.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пункт 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ содержит прямой запрет на сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21).
Согласно статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, типизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ определено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон N 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе и с ТКО субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (часть 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест". Пунктами 1.1 и 1.2 названных правил, предусмотрено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
Вопреки доводам кассационной жалобы наличие в настоящее время другого регионального оператора не препятствует исполнению этой обязанности, поскольку ООО "Экостар" обязано осуществлять возложенные на него функции в отношении тех ТКО, которые образовались в период деятельности нового регионального оператора, либо в отношении которых 11-месячный срок вывоза ТКО на момент начата осуществления им соответствующих функций не истек.
Довод кассационной жалобы о наличии решения Арбитражного суда Алтайского края от 1 ноября 2021 г, которым с ООО "Позитив 88" в пользу МУП "МОКХ" взысканы средства по оплате оказанных услуг по вывозу ТКО по договору N от 26 декабря 2019 г. подлежат отклонению, поскольку указанным решением не установлен объем вывезенных ГКО, место вывоза.
Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке доказательств судом второй инстанции допущено не было. Выводы судебной коллегии мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда апелляционной инстанции не усматривается.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, исследованную судебными инстанциями и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Позитив 88" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.