Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО6, судей Брянцевой Н.В, Семейкиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан об оспаривании Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ N), в части включения нежилого здания с кадастровым номером N и нежилых помещений с кадастровыми номерами N
по апелляционной жалобе министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ об удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи ФИО6, возражения против доводов жалобы представителя ФИО1 - ФИО5, полагавшей решение законным и обоснованным, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. об отмене решения с вынесением нового решения об отказе в административном иске, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N определен на 2022 год Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Указанный приказ размещен на официальном сайте министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в информационно-коммуникационной сети "Интернет" https://www.estate-rd.ru/nalog-na-imushchestvo-2022-god.
Под пунктом 18951 в Перечень на 2022 год было включено нежилое здание с кадастровым номером N площадью 5 001, 8 кв.м, под пунктами 49 632 - 49 649 - 18 нежилых помещений с кадастровыми номерами N в пределах этого здания, в том числе под пунктом 49 646 - нежилое помещение с кадастровым номером N, под пунктом 49647 - нежилое помещение с кадастровым номером N, под пунктом 49648 - нежилое помещение с кадастровым номером N, под пунктом 49649 - нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенные по адресу: "адрес".
Приказом министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N были внесены изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ N с изложением приложения к приказу (Перечня на 2022 год) в новой редакции, при этом была изменена лишь нумерация названных объектов: пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N, пункты N - 18 нежилых помещений с кадастровыми номерами N, в том числе пункт N - нежилое помещение с кадастровым номером N, пункт N - нежилое помещение с кадастровым номером N, пункт N - нежилое помещение с кадастровым номером N пункт N - нежилое помещение с кадастровым номером N.
ФИО1, являясь собственником указанного нежилого здания с кадастровым номером N со ДД.ММ.ГГГГ и расположенных в пределах этого здания нежилых помещений с кадастровыми номерами N со дня их постановки на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, обратился ДД.ММ.ГГГГ в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением об оспаривании Перечня на 2022 год в части включения нежилого здания с кадастровым номером N и нежилых помещений с кадастровыми номерами N в Перечень на 2022 год под пунктами N (нумерация в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ N).
Административные исковые требования обоснованы тем, что нежилые помещения с кадастровыми номерами N, используемые для размещения гостиницы "ЖАК", и нежилое помещение с кадастровым номером N, используемое для размещения ресторана "ЖАК" для обслуживания клиентов гостиницы, по утверждению административного истца, не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, а включение в перечень нежилого здания с кадастровым номером N фактически приводит к двойному налогообложению с учетом одновременного включения в Перечень на 2022 год всех 18 нежилых помещений, расположенных в пределах этого здания.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФНС России по "адрес", администрация ГОсВД " "адрес"".
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на правомерность включения названных объектов в Перечень на N год.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца поданы письменные возражения.
Административный ответчик и заинтересованные лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Принимая во внимание, что административный истец в течение налогового периода 2022 года и до настоящего времени является собственником нежилого здания с кадастровым номером N и нежилых помещений с кадастровыми номерами N, которые включены в оспариваемый Перечень на 2022 год и являются объектом налогообложения при исчислении налога на имущество физических лиц, ставка которого в силу пункта 2 статьи 406 НК РФ и решения Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ установлена в повышенном размере в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым правовым актом и, следовательно, обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, правовое значение судебной проверки оспариваемого в части Перечня на 2022 года для ФИО1 сохраняется.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение правомочности при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, а также правил его официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, пунктов 3.3.2, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N, а также пунктов 2, 5, 6 Порядка формирования перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ N), пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в пределах его компетенции, официально опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Правильность этих выводов суда первой инстанции не вызывает сомнений и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 1, 2 части 1 статьи 1.1 Закона Республики Дагестан от 8 октября 2004 года N 22 "О налоге не имущество организаций" (с последующими изменениями и дополнениями).
Административно-деловым центром в силу пункта 3 этой же статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи НК РФ определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из приведенных законоположений следует, что для включения в перечень для целей применения статьи 378.2 НК РФ нежилого здания достаточно наличия одного из оснований, установленных пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, а нежилое помещение может быть включено в соответствующий перечень при наличии условий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, либо в случаях размещения в здании, отвечающем требованиям пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
По сведениям ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером N и каждое из находящихся в его пределах помещений с кадастровыми номерами N имеют назначение - нежилое, здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, разрешенное использование - дошкольное, начальное и среднее общее образование, бытовое обслуживание, магазины, общественное питание, гостиничное обслуживание, обследование здания в целях формирования Перечня на 2022 год не проводилось.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции указал, что сами по себе содержащиеся в ЕГРН сведения о назначении спорных объектов и указанный вид разрешенного использования земельного участка не позволяют сделать однозначный вывод о размещении на таком земельном участке административно-делового или торгового центра для целей статьи 378.2 НК РФ, а иных оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером N и нежилых помещений с кадастровыми номерами N в оспариваемый Перечень на 2022 год не представлено.
С такими выводами судебная коллегия не может согласиться.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией "адрес" было выдано ФИО1 разрешение на строительство N N-этажного с цокольным и мансардным этажом торгово-офисного здания площадью 5150 кв.м на земельном участке площадью 502 кв.м по "адрес" в "адрес".
Выданным администрацией "адрес" разрешением от ДД.ММ.ГГГГ N разрешены ФИО1 ввод и эксплуатация построенного 9-этажного с цокольным и мансардным этажами торгово-офисного здания общей площадью 5 001, 8 кв.м, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером N по "адрес" в "адрес".
На основании указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N площадью 5 001, 8 кв.м поставлено на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с указанием назначения - нежилое - и наименования - торгово-офисное здание.
В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано право собственности ФИО1 на 11-этажное нежилое торгово-офисное здание с кадастровым номером N площадью 5 001, 8 кв.м.
Согласно данным ГБУ Республики Дагестан "Дагтехкадастр" при проведении государственной кадастровой оценки за период со дня постановки на кадастровый учет до настоящего времени объект с кадастровым номером N отнесен к оценочной группе 4 "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения/Завершенные, код 0403 Прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно-концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов.
На основании части 1 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Применительно к зданию с кадастровым номером N его назначение (разрешенное использование) как торгово-офисное определено разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, которое принято регистрирующим органом в качестве основания для государственной регистрации права собственности ФИО1 на возведенный объект.
Кроме того, из материалов дела следует, что здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N площадью 577 кв.м, разрешенное использование - дошкольное, начальное и среднее общее образование, бытовое обслуживание, магазины, общественное питание, гостиничное обслуживание, адрес: Махачкала, "адрес".
Таким образом, помимо образования и гостиничного обслуживания, иные установленные виды разрешенного использования земельного участка допускают размещение объектов бытового обслуживания, торговли, общественного питания, что в данном случае согласуется с назначением здания с кадастровым номером N и соответствуют положениям пунктов 3, 4 статьи 378.2 НК РФ.
Как следует из копии реестрового дела и сведений из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлены следующие 18 нежилых помещений, расположенных в пределах здания с кадастровым номером 05:40:000056:12497:
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное в цокольном этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, наименование - помещения общего пользования, расположенное на 1-9 этажах здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, наименование - помещения общего пользования, расположенное на 1-2 этажах здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, наименование - помещения общего пользования, расположенное на цокольном - 9 этажах здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное в цокольном этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное в цокольном этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное в цокольном этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное в цокольном этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное в цокольном этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное в цокольном этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное на 1 этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное на 2 этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное на 3 этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное на 4 этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное на 5 этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное на 6, 7 и 8 этажах здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное на 9 этаже здания;
с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное на мансардном этаже здания.
В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано право собственности ФИО1 на образованные нежилые помещения, в том числе на помещения с кадастровыми номерами N на 5 - 9 и мансардном этажах.
По сведениям ГБУ Республики Дагестан "Дагтехкадастр" при проведении государственной кадастровой оценки за период со дня постановки на кадастровый учет до настоящего времени каждое из перечисленных нежилых помещений, как и здание в целом, также отнесено к оценочной группе 4, код 0403 Прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно-концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов.
Принимая во внимание множественность видов разрешенного использования земельного участка и наличие в ЕГРН общих сведений о назначении каждого из спорных помещений - "нежилое" - суду первой инстанции следовало учесть, что на основании пункта 7.1 части 3 статьи 135 КАС РФ, введенного вступившим в силу 4 августа 2023 года Федеральным законом от 24 июля 2023 года N 349-ФЗ, при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд получает необходимые для рассмотрения и разрешения административного дела сведения из открытых источников, в том числе из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, суду следовало принять во внимание, что Верховный Суд Российской Федерации при разрешении дел данной категории по сути сформулировал правовые подходы о том, что допустимыми доказательствами фактического использования объектов для целей применения статьи 378.2 НК РФ являются не только акты обследования, подлежащие составлению в соответствии с установленным на территории субъекта Российской Федерации Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, но и иные виды доказательств фактического использования соответствующих объектов (например, кассационные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-КАД22-18-К2, от 7 сентября 2022 года N 5-КАД22-40-К2, от 14 сентября 2022 года N 5-КАД22-37-К2 и другие).
Согласно составленной управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа "адрес" выписки из адресного реестра Махачкалы адреса - Махачкала, "адрес" - это различное написание адреса одного и того же объекта, актуальный адрес - Махачкала, "адрес".
Из информации, размещенной в открытых источниках в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" применительно к организациям, расположенным в здании по названным адресам (и "адрес", и "адрес"), следует, что в названном здании, помимо гостиницы " "данные изъяты"" на 6-9 этажах, на мансардном этаже действительно расположен ресторан " "данные изъяты"" с панорамным видом на город, а 1-4 этажах расположены организации торговли и общественного питания, в частности, магазин товаров для дома, салон красоты " "данные изъяты"", цветочный бутик, салон штор и карнизов, магазины одежды.
При этом на сайтах соответствующих организаций размещены фото- и (или) видеоматериалы, иллюстрирующие выбор товаров, услуг, контакты организаций, режим их работы, отзывы клиентов, в том числе за налоговый период 2022 года.
Кроме того, коллегия отмечает, что в соответствии с разрешенным использованием объекта с кадастровым номером N как торгово-офисного здания налоговым органом была произведена регистрация контрольно-кассовой техники по указанному адресу, которая по сведениям УФСН по "адрес" имелась в этом здании в течение налогового периода 2022 года для эксплуатации объектов торговли, общепита, офисов, например, с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени - торговый центр, с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени - магазин " "данные изъяты"", с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени - магазин " "данные изъяты"", с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени - "Кофейня", с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени - ресторан " "данные изъяты"", с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - магазин " "данные изъяты"", с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - магазин одежды " "данные изъяты"", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - салон красоты " "данные изъяты"" и т.д.
Несмотря на то, что положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщика возможности при разрешении споров представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, в частности в случае изменения вида фактического использования объектов, соответствующие доказательства административным истцом не представлены.
Так, на стадии подготовки дела к разбирательству судом апелляционной инстанции представителю административного истца было предложено указать, каким образом используются нежилые помещения здания, помимо помещений с кадастровыми номерами N для размещения гостиницы.
Представителем административного истца заявлено о том, что помещения с кадастровыми номерами N в 2022 году вообще не использовались.
Такую позицию судебная коллегия полагает неубедительной и не согласующейся с вышеуказанными сведениями, предоставленными по запросу суда апелляционной инстанции налоговым органом, и с размещенными в открытом доступе в сети интернет сведениями о размещении на 1-4 этажах здания ряда организаций торговли, офисов и общественного питания.
Факт использования нежилого помещения с кадастровым номером N для целей размещения ресторана по сути не оспаривается административным истцом, который ссылается лишь на назначение этого объекта исключительно для обслуживания клиентов гостиницы.
Вместе с тем, согласно размещенной в сети интернет общедоступной информации, в том числе отзывам посетителей ресторана и клиентов гостиницы, каких-либо ограничений по посещению ресторана " "данные изъяты"" по критерию пребывания в гостинице " "данные изъяты"" не имеется.
Таким образом, сведения, содержащиеся в ЕГРН о назначении (разрешенном использовании) объекта с кадастровым номером N как торгово-офисного здания и о трех видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, допускающих его использование для целей бытового обслуживания, размещения магазинов и организаций общественного питания, согласуются с представленными административным истцом доказательствами (в том числе заключенным на срок 11 месяцев 29 дней и в этой связи не зарегистрированным договором аренды нежилых помещений общей площадью 2 488, 7 кв.м) фактического использования для размещения гостиницы менее чем 50% от общей площади здания и иными имеющимися в деле доказательствами фактического назначения торгово-офисного здания.
Доводы административного истца, с которыми без достаточных к тому оснований согласился суд первой инстанции, о двойном налогообложении вследствие одновременного включения в оспариваемый Перечень нежилого здания с кадастровым номером N и расположенных в его пределах "данные изъяты" нежилых помещений, включая спорные помещения с кадастровыми номерами N, судебная коллегия полагает необоснованными при том, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении здания с кадастровым номером N в отличие от регистрации права собственности на каждое из "данные изъяты" нежилых помещений.
Коллегия обращает внимание, что в силу части 1 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Согласно части 5 этой же статьи при прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здание, сооружение с государственного кадастрового учета не снимаются.
Следовательно, при разделе здания на нежилые помещения с одновременной регистрацией права собственности на образованные нежилые помещения прекращается право собственности на здание как единый объект без его снятия с кадастрового учета, в связи с чем объектами налогообложения применительно к имущественному налогу в таком случае признаются нежилые помещения.
Совокупность исследованных судебной коллегией доказательств позволяет сделать вывод о правомерности включения в Перечень на 2022 год торгово-офисного здания с кадастровым номером N.
Из выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, следует, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость.
В Определении от 11 марта 2021 года N 374-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости, когда назначение, разрешенное использование или наименование помещений, составляющих не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что определяет распространение по этому признаку повышенной налоговой нагрузки на все помещения соответствующего центра (комплекса).
Принимая во внимание наличие законных оснований для включения в Перечень на 2022 год здания с кадастровым номером N, судебная коллегия находит правомерным включение в оспариваемый Перечень каждого из спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами N.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции как основанное на неправильном применении норм материального права и неверно установленных фактических обстоятельствах подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об оспаривании приказа министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (в редакции приказа министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N) в части включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами N - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.