Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Техвэб" Фунт Е.В. на вступившее в законную силу решение временно исполняющего обязанности судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) - судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Техвэб",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 25 октября 2022 года N, оставленным без изменения решением временно исполняющего обязанности судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) - судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Техвэб" (далее - ООО "Техвэб") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Определением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2023 года в удовлетворении ходатайства защитника юридического лица Фунт Е.В. о восстановлении процессуального срока обжалования решения судьи городского суда отказано.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Фунт Е.В. ставит вопрос об отмене вступившего в законную силу решения судьи городского суда, приводя доводы о его незаконности, просит принять по делу новое решение.
Потерпевший ФИО, уведомлённый в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок свои возражения на неё не представил.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
При этом согласно примечанию к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесённые техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
В силу части 1 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в том числе, обеспечить приобретение за счёт собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Частями первой и третьей статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счёт своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н (далее - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 477 утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - Типовые нормы).
Согласно пункту 33 Типовых норм машинисту автогрейдера положены следующие средства индивидуальной защиты: комбенизон хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействии; ботинки кожаные или сапоги резиновые; рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием, наушники противошумные с креплением на каску или вкладыши противошумные; жилет сигнальный 2 класса защиты; на наружных работах зимой дополнительно: куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке или костюм для защиты от пониженных температур из смешанных или шерстяной ткани, валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утеплённые с жестким подноском, перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами, жилет сигнальный 2 класса защиты.
Как усматривается из представленных материалов, должностными лицами Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) в отношении ООО "Техвэб" проведено расследование несчастного случая на производстве - получение травмы работником ФИО
ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Техвэб" и ФИО заключён трудовой договор N.
Согласно личной карточки учёта выдачи средств индивидуальной защиты N водителю ФИО положено: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, пояс брючный, куртка из смешанных тканей на утепляющей подкладке, бельё нательное, ботинки кожаные с жёстким подноском или сапоги резиновые с жестким подноском или сапоги кожаные с жёстким подноском, портянки х/б, носки х/б, каска шахтёрская, подшлемник под каску, перчатки х/б с полимерным покрытием, перчатки резиновые или перчатки из полимерных материалов, плащ непромокаемый, костюм из синтетической ткани с плёночным покрытием для защиты от воды, очки защитные, респиратор противоаэрозольный или полумаска/маска со сменными фильтрами, жилет сигнальный, банная обувь, полотенце, костюм из смешанных тканей на утепляющей прокладке вместо куртки из смешанных тканей на утепляющей прокладке, бельё нательное утеплённое, перчатки с защитным покрытием морозостойкие с шерстяными вкладышами или рукавицы меховые, подшлемник утеплённый (с одно или трехслойным покрытием) или шапка трикотажная утеплённая, портянки суконные или носки шерстяные, валенки с резиновым низом или сапоги кожаные с утеплённой прокладкой, шапка-ушанка.
Вместе с тем, в нарушение статей 214, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Минздравсоцразвития России N 290н, ФИО, согласно личной карточки учёта выдачи СИЗ N, выдано: каска оранжевая - ДД.ММ.ГГГГ, жилет сигнальный - 30 апреля 2022 года, костюм летний "молоток" - ДД.ММ.ГГГГ, сапоги "стандарт-м" с металлическим подноском - ДД.ММ.ГГГГ.
При этом не выданы следующие средства индивидуальной защиты: пояс брючный, куртка из смешанных тканей на утепляющей подкладке, бельё нательное, портянки х/б, носки х/б, подшлемник под каску, перчатки х/б с полимерным покрытием, перчатки резиновые пли перчатки из полимерных материалов, плащ непромокаемый, костюм из синтетической ткани с пленочным покрытием для защиты от воды, очки защитные, респиратор противоаэрозольный или полумаска/маска со сменными фильтрами, банная обувь, полотенце, костюм из смешанных тканей на утепляющей прокладке вместо куртки из смешанных тканей на утепляющей прокладке, бельё нательное утеплённое, перчатки с защитным покрытием морозостойкие с шерстяными вкладышами или рукавицы меховые, подшлемник утеплённый (с одно или трехслойным покрытием) или шапка трикотажная утеплённая, портянки суконные или носки шерстяные, валенки с резиновым низом или сапоги кожаные с утеплённой прокладкой, шапка-ушанка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Техвэб" к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "Техвэб" административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, должностное лицо и судья городского суда учли, что ООО "Техвэб" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, аналогичные приведённым в настоящей жалобе, в том числе о том, что обязанность по выдаче и контролю за выдачей СИЗ возлагается на руководителя подразделения, в котором работает работник, в связи с чем вина юридического лица в совершении вменённого правонарушения отсутствует, были предметом проверки судьи городского суда, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты судьёй городского суда и не ставят под сомнение наличие в деянии ООО "Техвэб" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО "Техвэб" в пределах санкции части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 25 октября 2022 года N N, решение временно исполняющего обязанности судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) - судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Техвэб", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Техвэб" Фунт Е.В. - без удовлетворения.
Судья Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.