Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Наконечной Е.В, Прасоловой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотникова Андрея Петровича к Управлению Министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, по кассационной жалобе Сотникова Андрея Петровича
на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 8 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 июня 2023 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сотников А.П. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что с 1996 года по 2009 год проходил службу в УВД по Центральному району г. Хабаровска. В сентябре 2001 года с целью улучшения жилищных условий принят на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью в УВД России по г. Хабаровску. Согласно Приказу N 105 л\с от 17.08.2009 УВД по г. Хабаровску уволен по сокращению штата с должности милиционера-водителя (для дежурной части) (м/б(С)) отделения охраны, обеспечения и обслуживания подразделения тылового обеспечения УВД по Центральному району г. Хабаровска. В 2015 году обратился в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Хабаровскому краю о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Считает, что должен был быть поставлен в очередь для единовременной выплаты граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, принятых до 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту службы, еще в 2012 году. При обращении в 2019 году в жилищно-бытовую комиссию просил предоставить, как нуждающемуся жилое помещение или единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Находился на учете нуждающихся в очереди более 20 лет и никаких выплат или жилого помещения не получил.
Уточнив требования, просил возложить на ответчика обязанность обеспечить его жилым помещением в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 8 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 июня 2023 года решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 8 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сотников А.П. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, полагая, что на УМВД России по Хабаровскому краю или УМВД России по г. Хабаровску возложена обязанность информировать уволенных сотрудников о необходимости обращения с заявлением о выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Считает, что отсутствие нормы, регулирующей порядок и сроки выплаты единовременной социальной выплаты, нарушает права уволенных пенсионеров - сотрудников органов внутренних дел, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Указывает, что находился на учете нуждающихся в жилом помещении более 20 лет, однако никаких выплат или жилого помещения получить не может.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 18.06.1996 по 24.08.2009, был уволен приказом УВД по г. Хабаровску от 17.08.2009 N 105 л/с (по сокращению штатов с должности, финансируемой за счет средств краевого бюджета).
Календарный стаж службы на момент увольнения составил 15 лет 02 месяца 16 дней, в льготном исчислении - 21 год 08 месяцев 05 дней, Согласно справке УМВД России по г. Хабаровску от 16.11.2015 N 40/220л-1 - истец состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ЖБК УМВД России по г. Хабаровску с 27.09.2001.
24.11.2015 истец обратился в УМВД России по Хабаровскому краю с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
22.12.2015 заявление истца было рассмотрено на заседании ЖБК УМВД России по Хабаровскому краю, о чем свидетельствует протокол N 41.3, и было принято решение о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшей на момент постановки истца в 2001 г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет таких граждан осуществлялся и по месту работы, службы.
Часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (в редакции, действовавшей в период службы истца в милиции, постановки его на учет нуждающихся и увольнения со службы в милиции) предусматривала, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно пункту 2 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного Приказом МВД от 24.03.2003 N 345 (действующего в период службы истца в органах внутренних дел и на момент его увольнения со службы), постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
В силу пунктов 3, 4, 7 данного Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.
В настоящее время в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя.
Очередность предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения формируется путем внесения учетных дел в единый общероссийский список, формируемый единой информационной системой, что исключает получение данной выплаты гражданами во внеочередном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1235 утверждены Правила предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, которые регулируют отношения, связанные с предоставлением жилого помещения в собственность лицам, имеющим в соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст.ст. 29, 30 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1235 "О порядке и условиях предоставления жилого помещения в собственность сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также отдельным категориям граждан", обоснованно исходил из того, что по настоящее время решение о снятии истца с учета УМВД России по Хабаровскому краю не принималось, доказательств обратного суду не представлено, на дату рассмотрения настоящего дела истец продолжает состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; внеочередное предоставление жилых помещений и единовременной социальной выплаты, нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоящим на учете сотрудникам МВД осуществляется за счет средств федерального бюджета, сроки предоставления жилых помещений и единовременной социальной выплаты законодательством не установлены.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции верно исходили из того, что в соответствии с п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, как способ реализации жилищных прав, предусмотрен, в том числе в отношении граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых до 01.03.2005 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, к числу которых относится и пенсионер МВД Сотников А.П, и в силу п. 5 и п. 31 указанных Правил постановка на учет для получения единовременной выплаты осуществляется по заявлению, выплата предоставляется в пределах бюджетных ассигнований лицам, имеющим право на ее получение, в порядке очередности, которая формируется путем внесения учетных дел в единый общероссийский список, формируемый единой информационной системой, что исключает получение данной выплаты во внеочередном порядке.
Сотников А.П. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья по его заявлению с 22.12.2015, доказательств наличия у истца предусмотренного абзацем 2 п. 31 Правил (лица, имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними) преимущественного права на получение указанной выплаты, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено и материалы дела таких доказательств не содержат.
Согласно гл. 2 Правил - предоставление единовременной выплаты носит заявительный характер, действующим законодательством не предусмотрена обязанность оповещения уволенных сотрудников о необходимости написания заявления на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
После увольнения со службы в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Сотников А.П, как имеющий право на пенсию и принятый на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, сохраняет право состоять на данном учете до получения им жилого помещения, в Списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой площадью УМВД России по г. Хабаровску, утвержденном 27.07.2022, истец значится под порядковым номером 36.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам истца, судебная коллегия апелляционной инстанции, учитывая, что истец с 2001 г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий обеспечения их жилой площадью, с 2015 г. - на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, а также то, что предоставление жилых помещений или единовременной социальной выплаты, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе состоящим на соответствующем учете пенсионерам МВД, уволенным со службы в органах внутренних дел, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке очередности, сроки предоставления жилых помещений и единовременной социальной выплаты законодательством не установлены, пришла к верному выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Сотникова А.П. об обеспечении его жилым помещением во внеочередном и ином, отличном от его очереди, порядке, не имеется.
Доводы кассационной жалобы заявителя аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на ошибочном применении норм права, регулирующих спорное правоотношение, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов судов об установленных обстоятельствах. Выводы, содержащиеся в решении и апелляционном определении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судебными инстанциями, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судами допущено не было, в связи с чем оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 8 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сотникова Андрея Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.