Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре судебного заседания Злобиной К.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-349/2023) по административному исковому заявлению ООО "Автоколонна 1967-А" о признании недействующим в части Постановления Правительства Красноярского края от 29 марта 2023 года N 231-п "Об утверждении нормативов субсидирования для расчета размера субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров различными видами транспорта, на 2023 год", по апелляционным жалобам Правительства Красноярского края, Министерства транспорта Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 14 сентября 2023 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Правительства Красноярского края Попковой И.А, представителя Министерства транспорта Красноярского края Ануфриевой С.Н, представителей ООО "Автоколонна 1967-А" - генерального директора Плехановой И.И, Исуповой О.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2023 года N 231-п утверждены нормативы субсидирования для расчета размера субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров различными видами транспорта, на 2023 год (далее - Постановление N 231-п).
Приложением N 1 к Постановлению N 231-п утверждены нормативы субсидирования для расчета размера субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с регулярными перевозками пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах с небольшой интенсивностью пассажиропотока, на 2023 год.
В пунктах 82-99 приложения N 1 установлены нормативы субсидирования по межмуниципальным маршрутам пригородного сообщения Ачинского муниципального района.
Пунктом 90 приложения N 1 установлен норматив субсидирования по маршруту N 215 г. Ачинск - д. Зерцалы в размере 59, 74 руб./1 км пробега с пассажирами;
Пунктом 94 приложения N 1 установлен норматив субсидирования по маршруту N 219 г. Ачинск - д. Новая Ильинка в размере 82, 43 руб./1 км пробега с пассажирами;
Пунктом 95 приложения N 1 установлен норматив субсидирования по маршруту N 220 г. Ачинск - с. Ястребово в размере 79, 10 руб./1 км пробега с пассажирами;
Пунктом 96 приложения N 1 установлен норматив субсидирования по маршруту N 221 г. Ачинск - с. Ольховка в размере 87, 26 руб./1 км пробега с пассажирами;
Пунктом 98 приложения N 1 установлен норматив субсидирования по маршруту N 223 г. Ачинск - с. Заворки в размере 88, 58 руб./1 км пробега с пассажирами.
Общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1967-А" (далее - ООО "Автоколонна 1967-А", Общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим Постановления N 231-п в части установления нормативов субсидирования по следующим маршрутам и в размерах: N 215 - 59, 74 рублей, N 219 - 82, 43 рублей, N 220 - 79, 10 рублей, N 221 - 87, 26 рублей, N 223 - 88, 58 рублей на период применения норматива с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года. Полагают, что оспариваемые нормативы субсидирования рассчитаны с нарушением Постановления Правительства Красноярского края от 28 марта 2016 года N 131-п "Об утверждении Методики расчета нормативов субсидирования для расчета размера субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров различными видами транспорта в Красноярском крае", исходя из чего, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит указанному Постановлению, а также Закону Красноярского края от 17 ноября 2015 года N 9-3900 "О субсидиях юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров различными видами транспорта". В результате применения оспариваемых нормативов субсидирования, для ООО "Автоколонна 1967-А" был рассчитан заниженный размер субсидии, в связи с чем нарушены права Общества.
Решением Красноярского краевого суда от 14 сентября 2023 года административный иск ООО "Автоколонна 1967-А" удовлетворен. Оспариваемые пункты приложения N 1 к Постановлению N 231-п признаны недействующими со дня принятия.
Не согласившись с решением суда, представителем Правительства Красноярского края подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении требований административного истца, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает о неверности вывода суда о признании нормативного правового акта недействующим со дня принятия, а не со дня вступления решения суда в законную силу. Считает, что суд необоснованно отклонил доводы Правительства о том, что предоставление субсидии является инициативным расходным обязательством, т.е. безусловность предоставления субсидии в данном случае отсутствует. Кроме того, не согласен с выводом суда о противоречии оспариваемого постановления Методике расчета нормативов субсидирования для расчета размера субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров различными видами транспорта в Красноярском крае, утверждённого Постановлением Правительства Красноярского края от 28 марта 2016 года N 131-п (далее - Методика), поскольку Методика не является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, кроме того, не выявлено противоречий нормам федерального законодательства, а также оспариваемые положения полностью соответствуют требованиям бюджетного законодательства.
На указанное решение представителем Министерства транспорта Красноярского края (далее - Министерство) также подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать. Полагает, что вывод суда о противоречивости порядка расчета коэффициентов использования вместимости транспортного средства разделу 2.1 Методики не соответствует обстоятельствам дела, поскольку расчет нормативов субсидирования произведен в соответствии с требованиями краевых нормативных правовых актом, в том числе Методики. Также указывает, что предоставление компенсации является правом, а не обязанностью Красноярского края и должно осуществляться с учетом принципа бюджетной обеспеченности.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, генеральным директором ООО "Автоколонна1967-а" и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Красноярского края Попкова И.А, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Министерства транспорта Красноярского края Ануфриева С.Н, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы своей апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Генеральный директор ООО "Автоколонна 1967-А" Плеханова И.И. и представитель административного истца Исупова О.Н, участвующие в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считают решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснение сторон, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 данной статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ).
Согласно подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона Красноярского края от 16 марта 2017 года N 3-502 "Об организации транспортного обслуживания населения в Красноярском крае", в целях обеспечения доступности пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, создания и обеспечения экономических условий и стимулов для такой деятельности перевозчикам предоставляются меры финансовой поддержки в соответствии с Законом Красноярского края от 17 ноября 2015 года N 9-3900 "О субсидиях юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров различными видами транспорта" (далее - Закон N 9-3900), иными законами края и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами края.
Из положений подпункта "д" пункта 1 статьи 1, пункта 5 статьи 4 Закона N 9-3900, следует, что размер субсидий из краевого бюджета юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с регулярными перевозками пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах с небольшой интенсивностью пассажиропотока, определяется исходя из фактического количества километров пробега с пассажирами в соответствии с программой пассажирских перевозок автомобильным транспортом, субсидируемых из краевого бюджета, и нормативов субсидирования по каждому маршруту.
Пунктом 6 статьи 4 Закона N 9-3900 предусмотрено, что нормативы субсидирования по соответствующим видам субсидий, методика их расчета устанавливаются Правительством Красноярского края.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия, опубликован в установленном порядке на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru и по этим основаниям не обжалуется.
Из материалов дела следует, что ООО "Автоколонна 1967-А" 19 июня 2018 года, 22 июня 2018 года, 25 июня 2018 года, 01 августа 2018 года заключило муниципальные контракты с Администрацией Ачинского района на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа автомобильным транспортам. Предметом данных контрактов является осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа автомобильным транспортам по межмуниципальным маршрутам "г. Ачинск - с. Ольховка", "г. Ачинск- с. Заворки", "г. Ачинск - с. Ястребово", "г. Ачинск - с. Новая Ильинка", "г. Ачинск - д. Зерцалы".
Вышеуказанные маршруты на основании приказов Министерства транспорта Красноярского края от 25 ноября 2022 года N 83-78-п, от 22 июня 2023 года N 83-166п были включены в Программу пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении, соединяющим поселения, расположенные в границах муниципального района, муниципального округа, с их административными центрами, находящимися на территории соответствующих городских округов, субсидируемых из краевого бюджета в 2023 году.
В 2023 году между ООО "Автоколонна 1967-А" и администрацией Ачинского района заключались соглашения о предоставлении субсидий в соответствии с постановлением администрации Ачинского района от 26 апреля 2018 года N 198-п "Об утверждении Порядка, условий предоставления и возврата субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с регулярными перевозками пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах с небольшой интенсивностью пассажиропотока в Ачинском районе".
При расчете размера субсидий применялись нормативы субсидирования, утвержденные Постановлением N 231-п.
Краевой суд, принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, исходил из того, что оспариваемое постановление противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Во исполнение требований пункта 6 статьи 4 Закона края от 17 ноября 2015 года N 9-3900 постановлением Правительства Красноярского края от 28 марта 2016 года N 131-п утверждена Методика расчета нормативов субсидирования для расчета размера субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров различными видами транспорта в Красноярском крае.
Как верно установлено судом, расчет коэффициентов использования вместимости транспортного средства, используемый в оспариваемых положениях, противоречит предписаниям Раздела 2.1 Методики N 131-п, его правильное использование подробно расписано в решении суда. Использование иной методики расчета ответчиком было обусловлено лимитами бюджетных обязательств.
Применение Министерством транспорта Красноярского края расчета коэффициентов использования вместимости транспортного средства, противоречащего предписаниям Раздела 2.1 Методики N 131-п, повлекло уменьшение нормативов субсидирования, что является неправомерным, нарушает права административного истца и не может быть оправдано целями не превышения лимитов бюджетных обязательств.
Довод Правительства Красноярского края о том, что Методика N 131-п не обладает большей юридической силой по отношению к оспариваемому нормативному правовому акту, в связи с чем судом неверно применены нормы материального права, является ошибочным, поскольку является следствием неверного толкования судебного решения.
В преамбуле постановления 231-п установлено, что оно принято в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 28 марта 2016 года N 131-п "Об утверждении Методики расчета нормативов субсидирования для расчета размера субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров различными видами транспорта в Красноярском крае".
Исходя из буквального толкования текста Постановления N 231-п, расчеты не должны противоречить принятой ранее Методике N 131-п, о чем правомерно указывает суд первой инстанции.
Довод Правительства Красноярского края о том, что оспариваемые нормы надлежит признать недействующими только со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку они могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства, основаны на неправильном применении норм материального права.
Постановление N 321-п не являлось предметом проверки на соответствие Конституции РФ.
Ввиду того, что действие нормативов субсидирования, утвержденных оспариваемым нормативным правовым актом, ограничено периодом времени, который на момент рассмотрения дела истек, судом обоснованно сделан вывод, что признание оспариваемого акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Доводы апеллянтов о том, что предоставление субсидии является правом, а не обязанностью Красноярского края, ввиду чего к сложившимся правоотношениям не применима позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в пункте 33 Обзора судебной практики N 2 (2019), являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы, основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении административного дела, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Красноярского края, Министерства транспорта Красноярского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение составлено 12 января 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.