Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев жалобу начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации N 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области Горловой Е.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 15 июня 2023 года, решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 8 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора "данные изъяты"" Платоновой ФИО7
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 15 июня 2023 года, оставленном без изменения решением судьи Собинского городского суда Владимирской области от 8 августа 2023 года, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора "данные изъяты"" Платоновой А.В.
Начальник отдела персонифицированного учета и обработки информации N 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области Горлова Е.П. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Генеральный директор "данные изъяты"" Платонова А.В, извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче названной жалобы, в установленный срок возражения на неё не представил.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Из представленных материалов следует, что 13 апреля 2023 года должностным лицом ОСФР по Владимирской области в отношении генерального директора "данные изъяты"" Платоновой А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому последней в нарушении срока, установленного в пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) (до 15 ноября 2022 года) в Управление персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2022 года предоставлены 12 декабря 2022 года.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 15 июня 2023 года производство по делу прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием утратившим силу положений закона, устанавливающего административную ответственность за названное деяние.
Судья районного суда с выводами мирового судьи согласился и оставил вынесенное им постановление без изменения.
Между тем с данными судебными актами согласиться нельзя в виду следующего.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года, было предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, о фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Указанные сведения представлялись в Пенсионный Фонд России по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 15 апреля 2021 года N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) и порядка заполнения формы указанных сведений".
В статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за неисполнение страхователем возложенных на него обязанностей, что согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности (см. постановления Конституционного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 1862-О, от 17 июля 2018 года N 1712-О).
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации юридическая ответственность может наступить только за те деяния, которые закон, действующий во время их совершения, признает правонарушениями.
Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 4 февраля 2019 года N 8-П следует, что обеспечение надлежащего исполнения вытекающей из социальной природы государства обязанности по уплате страховых взносов в рамках пенсионного страхования предполагает, что федеральным законом должны быть установлены необходимые формы отчетности и контроля за поведением субъектов указанной обязанности, адекватные возникающим правоотношениям, а также меры государственного принуждения, которые, в свою очередь, могут быть как восстановительными, так и штрафными.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года обязанность страхователей по представлению сведений по форме СЗВ-М отменена.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 245п взамен формы СЗВ-М утверждена единая форма "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1) и порядок ее заполнения.
Вместе с тем, частью 1 статьи 15 Федерального закона N 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 января 2018 года N 3-П разъяснил, что если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закрепляющая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей, и, во всяком случае, только в пределах установленного законом срока давности привлечения к ответственности за соответствующее правонарушение.
Согласно части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения такого учета, а равно представление этих сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Таким образом, изменение формы представления сведений в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 1 января 2023 года, не является препятствием для привлечения страхователей к административной ответственности за непредставление таких сведений за периоды, истекшие до 1 января 2023 года.
Судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела указанные обстоятельства учтены не были.
Аналогичный правовой подход выражен в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2023 года N 50-АД23-6-К8.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении нижестоящими инстанциями не выполнены в полном объеме требования статьей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило им всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 15 июня 2023 года, решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 8 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора "данные изъяты"" Платоновой А.В, подлежат отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 1 год.
Поскольку на дату рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения генерального директора "данные изъяты"" Платоновой А.В. к административной ответственности по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 15 июня 2023 года, решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 8 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора "данные изъяты"" Платоновой ФИО9, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора "данные изъяты"" Платоновой ФИО8 прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись С.В. Сорокин
КОПИЯ ВЕРНА
Судья С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.