Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В. и Иванова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента градостроительства городского округа Самара на решение Самарского районного суда города Самары от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 6 апреля 2023 года по административному делу по административному иску Романова Виктора Алексеевича к департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-1871/2022).
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Иванова Д.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
с 2009 года Романов В.А. владел на праве собственности земельным участком с кадастровым номером N площадью 860 квадратных метров, находившимся по адресу: "адрес", относящимся к категории земель населённых пунктов с видом разрешённого использования "под садоводство" (далее - исходный земельный участок) (л.д. 8-9, 52-54, 83-91).
30 сентября 2022 года Романов В.А. обратился в департамент градостроительства городского округа Самара (далее - департамент) с заявлением о заключении соглашения о перераспределении за плату исходного земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, примыкавших к исходному земельному участку, в результате чего образовывался новый земельный участок (далее - испрашиваемый земельный участок), площадь которого на 140 квадратных метров больше исходного земельного участка (л.д. 10-11, 32, 64-67).
Распоряжением департамента от 28 октября 2022 года N РД-1911(далее - оспариваемое распоряжение) административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земель на основании п. 6 ст. 11.9, подп. 3 п. 16 ст. 11.10, подп. 11 п. 9 ст. 30.29 Земельного кодекса (далее - ЗК) Российской Федерации в связи с тем, что согласно карте градостроительного зонирования городского округа Самара Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утверждённых постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, испрашиваемый земельный участок находился в территориальной зоне ПК-1 предприятий и складов V и VI классов вредности (санитарно-защитные зоны 100 метров) (л.д. 12, 47).
21 ноября 2022 года Романов В.А. в Самарский районный суд города Самары подал административный иск к департаменту, просил признать оспариваемое распоряжение незаконным. Из административного искового заявления следует, что с 1957 года исходный земельный участок относился к землям, которые предоставлялись для ведения садоводства. Основания, указанные в оспариваемом распоряжении, не соответствуют закону и противоречат правилам землепользования и застройки (л.д. 6-7, 14).
Решением Самарского районного суда города Самары от 19 декабря 2022 года административный иск удовлетворён: оспариваемое распоряжение признано незаконным, на департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Романова В.А. (л.д. 103-118). Департамент подал апелляционную жалобу. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 6 апреля 2023 года решение суда оставлено без изменения (л.д. 149-158).
В кассационной жалобе, поданной 26 мая 2023 года, департамент просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В жалобе указано, что выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела, судами неправильно применены нормы материального права. Нахождение испрашиваемого земельного участка в разных территориальных зонах подтверждается материалами дела и противоречит нормам градостроительного и земельного законодательства (л.д. 165-174).
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2023 года административное дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции (л.д. 203-205).
Лица, участвующие в деле, о заседании суда кассационной инстанции извещались надлежащим образом, в суд не явились, представителей не направили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие участников судебного разбирательства.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права (ч. 2 ст. 328).
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия полагает, что такие основания по данному делу имеются.
Суд первой инстанции в своём решении указал, что исходный земельный участок находился в зоне садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, а земли, за счёт которых Романов В.А. просил осуществить перераспределение, - в коммунально-складской зоне, однако это не препятствовало перераспределению земель, поскольку не привело к нарушению санитарно-эпидемиологического законодательства. Департамент не представил доказательств установления санитарно-защитной зоны на землях, за счёт которых планировалось увеличение исходного земельного участка. Приведённые в оспариваемом распоряжении обстоятельства не подтверждаются материалами дела и не относятся к основаниям для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, установленным п. 9 ст. 39.29 ЗК Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции в целом согласился с решением суда первой инстанции.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации указано, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечения сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (п.1, 2, 4 ст. 2).
Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1).
Правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Они разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (п. 8 ст. 1, ч. 1, п. 2 ч. 2, п. 4 ст. 30).
Согласно ЗК Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если схема расположения земельного участка разработана с нарушениями, которые выражаются в том, что образование земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные ЗК Российской Федерации, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9, подп. 3 п. 16 ст. 11.10, подп. 11 п. 9 ст. 39.29).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон (п. 7 ст. 11.9). Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам (п. 2, 3 и 7 ст. 85).
Исходя из обстоятельств административного дела и приведённых правовых норм судебная коллегия полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслуживают внимания. Судебной проверке подлежало решение департамента, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок попадал в территориальную зону предприятий и складов, то есть его границы пересекали границы разных территориальных зон. Судам следовало установить, действительно ли такое обстоятельство имело место, и дать ему надлежащую правовую оценку с учётом указанных выше норм градостроительного и земельного законодательства, правил землепользования и застройки, карт территориального зонирования и градостроительных регламентов.
Таким образом, изложенные в обжалованных судебных актах выводы не соответствуют обстоятельствам административного дела, суды неправильно применили нормы материального права. На основании п. 2 ч. 1 ст. 329 КАС Российской Федерации решение суда и апелляционное определение подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Самарского районного суда города Самары от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 6 апреля 2023 года отменить. Административное дело направить дело на новое рассмотрение в Самарский районный суд города Самары.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.