Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Денисова Ю.А, судей Иванова Д.А, Репиной Е.В.
с участием прокурора ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЭРОНД" на решение Московского городского суда от 20 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2023 года, вынесенные по административному делу N 3а-3070/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЭРОНД" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Иванова Д.А, объяснения по доводам кассационной жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "ВЭРОНД" по доверенности ФИО8 возражения представителя Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенностям ФИО9, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО10, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень).
Постановлениями Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП Перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2016 года, 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года соответственно.
Под пунктом N в Перечень на 2016 год, под пунктом N в Перечень на 2017 год, под пунктом N в Перечень на 2018 год, под пунктом N в Перечень на 2019 год, под пунктом N в Перечень на 2020 год, под пунктом N в Перечень на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 4 684, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "ВЭРОНД" (далее - ООО "ВЭРОНД", административный истец), являясь собственником указанного нежилого здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими вышеназванных пунктов Перечней на 2016-2021 годы, ссылаясь на то, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение здания в соответствующие Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 25 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2022 года решение Московского городского суда от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По итогам нового рассмотрения дела решением Московского городского суда от 20 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ООО "ВЭРОНД" отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 октября 2023 года, представитель ООО "ВЭРОНД" ставит вопрос об отмене судебных актов суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции по мотиву несоответствия выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права.
По мнению административного истца, судами нижестоящих инстанций неправомерно не приняты во внимание представленные документы и сведения о фактическом использовании здания, не противоречащие актам Госинспекции по недвижимости города Москвы, но опровергающие их итоговые выводы. Из данных документов следует, что здание не соответствует критериям для включения в оспариваемые Перечни.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", судами сделан правильный вывод, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, с внесенными в него изменениями, принято уполномоченным органом в установленной форме и размещено на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 3 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором в том числе указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного Кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 26 ноября 2014 года N 56), устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3 000 кв.м и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1); отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60 "О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в пункте 1 статьи 1.1 исключены слова "общей площадью свыше 3 000 кв.м", а в пункте 2 статьи 1.1 число "2 000" заменено числом "1 000".
Таким образом, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО "ВЭРОНД" на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 4 684, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", в границах земельного участка с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.5, 1.2.7, 1.2.9)".
Указанный земельный участок предоставлен административному истцу в пользование на основании договора аренды от 29 декабря 2012 года N для целей эксплуатации административно-производственного здания.
Здание включено в оспариваемые Перечни по критерию вида разрешенного использования земельного участка, а также по фактическому использованию здания.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций обоснованно исходили из того, что вид разрешенного использования данного земельного участка, является смешанным и имеет признаки множественности, поскольку предусматривает размещение на нем как объектов недвижимости, подпадающих под действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и находящихся вне ее регулирования, в связи с чем, принимая во внимание правовую позицию, выраженную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, пришли к правильному выводу о необходимости исследования вопроса о фактическом использовании спорного здания.
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) в отношении нежилого здания с кадастровым номером N проведены мероприятия по определению его фактического использования, составлены Акты N 9030347 от 8 июля 2015 года, N 9032215/ОФИ от 15 марта 2018 года, в соответствии с выводами которых 100% от общей площади здания фактически используется для размещения офисов.
Акты составлены без доступа в здание, поскольку он не был обеспечен собственником; приложено значительное количество фотографий фасада здания, входной группы в него, рекламных вывесок, информационных стендов организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, списка арендаторов. Согласно сведениям сети "Интернет" и базы данных "СПАРК" здание позиционируется как Бизнес-центр "Вэронд", в котором располагаются различные организации, предлагаются к аренде помещения для размещения офисов.
Кроме того, выводы Актов 2015 и 2018 годов подтверждаются Актом обследования фактического использования здания N 91222252/ОФИ от 21 января 2022 года, согласно которому 80, 46% площади здания используется для размещения офисов, объектов бытового обслуживания, объектов торговли. Акт составлен с доступом в здание, из фототаблицы усматривается размещение большого количества коммерческих организаций, помещений, оборудованных офисной инфраструктурой. Материалы экспликации свидетельствуют, что спорное здание включает в себя помещения учрежденческого назначения, что не исключает их использование для размещения офисов.
Представленный административным истцом собственный расчет и договоры аренды не опровергают выводов Актов о фактическом использовании более 20% от общей площади здания в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иных доказательств, с достоверностью подтверждающих несоответствие спорного объекта недвижимости условиям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", материалы дела не содержат.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований. Мотивы, по которым суды пришли к вышеуказанным выводам, подробно изложены в оспариваемых судебных актах.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих инстанций судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции оснований не усматривает.
Кассационная жалоба при этом не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, а также указывали бы на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
В целом доводы кассационной жалобы фактически повторяют правовую позицию заявителя жалобы, изложенную в судах нижестоящих инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 20 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЭРОНД" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.