Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Денисова Ю.А, судей Иванова Д.А, Репиной Е.В.
с участием прокурора ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САВВИНСКАЯ" на решение Московского городского суда от 21 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2023 года по административному делу N 3а-2281/2023 по административному иску общества с ограниченной ответственностью "САВВИНСКАЯ" о признании частично не действующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Иванова Д.А, объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "САВВИНСКАЯ" по доверенности ФИО8 ФИО5, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенностям ФИО6, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО9 судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также размещен 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2022 года.
Под пунктом N Перечня на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 17 337, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "САВВИНСКАЯ" (далее также - административный истец, ООО "САВВИНСКАЯ"), являющееся собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 1 471, 5 кв.м, расположенного в названном здании, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим приведенного пункта Перечня на 2022 год, указывая, что нежилое здание не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Включение спорного объекта в Перечень нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 21 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2023 года, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 16 октября 2023 года, административный истец ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на неверные выводы судов о соответствии нежилого здания признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, неправильную оценку представленных по делу доказательств, в частности, не учтено, что Акт N 9123622/ОФИ от 21 декабря 2020 года ранее являлся предметом судебного контроля при рассмотрении административного дела об исключении спорного объекта недвижимости из Перечней за иные налоговые периоды, где он признан ненадлежащим доказательством использования здания для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Акт N 91226546/ОФИ от 20 июля 2022 года также не подтверждает использование спорного объекта недвижимости в юридически значимый период для размещения офисов, объектов торговли, бытового обслуживания, поскольку составлен после включения здания в оспариваемый пункт Перечня. При этом ни судом первой, ни апелляционной инстанций не учтено, что Акты, на которых основаны судебные акты, составлены с нарушением Порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2012 года N 257-ПП.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его отмену в кассационном порядке.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", судами сделан правильный вывод, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, с внесенными в него изменениями, принято уполномоченным органом в установленной форме и размещено на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выводы судов нижестоящих инстанций об отсутствии оснований для признания оспариваемых пунктов Перечней, противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими, являются законными, основанными на полно проверенных обстоятельствах по делу.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судами установлено, что спорное здание включено в оспариваемый Перечень на 2022 год исходя из вида разрешенного использования земельного участка на котором оно расположено, а также вида фактического использования здания.
Так, из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилого помещения, находящегося в здании с кадастровым номером N, общей площадью 17 337, 9 кв.м, по адресу: "адрес", строение 1.
Спорное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными и непродовольственными группами товаров (1.2.5); объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); участки размещения жилищно-коммунальных объектов: объекты стоянок, помещений гаражей боксового типа (1.2.3)".
Приведенный вид разрешенного использования земельного участка, как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, является смешанным, а потому предполагает размещение на нем объектов как подпадающих под действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и находящихся вне ее регулирования, а потому со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении N 46-П от 12 ноября 2020 года, верно указали, что в данном случае подлежит выяснению также фактическое использования спорного объекта недвижимости и (или) его предназначение.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Такой порядок определен постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП "Об утверждении порядка определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" (далее - Порядок N 257-ПП).
Пунктом 2.1 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, являющейся приложением к Порядку N 257-ПП, предусмотрена возможность получения Госинспекцией информации по виду осуществляемой деятельности, не только путем фактических измерений объекта недвижимости при осмотре, но и из различных источников.
Из материалов дела следует, что в отношении нежилого здания с кадастровым номером N в 2020 и 2022 годах проведено обследование его фактического использования, согласно которому в 2020 году для целей налогообложения использовалось 82, 64% площади здания, в 2022 - 25, 75%, о чем составлены Акты N 9123622/ОФИ от 21 декабря 2020 года и N 91226546/ОФИ от 20 июля 2022 года.
Акты составлены с доступом в здание, а также с учетом данных документов технического учета.
Согласно технической документации от 2010 года площадь помещений в спорном здании, имеющих наименование "офис" и "торговое", составляет 4 767 кв.м или 27, 56% площади здания.
К Актам приложены фотоматериалы, на которых отражены на фасаде здания вывески объектов торговли - "Мебель", "Шоу Рум", "ООО Галерея на Пречистенке"; на 2, 3, 4 этажах зафиксированы таблички с наименованиями коммерческих организаций, а также помещения, оборудованные оргтехникой, приемные, переговорные. Также зафиксирована информация о сдаче помещений в аренду.
Судами исследованы сведения системы Спарк, согласно которым более 50 коммерческих организаций зарегистрированы в спорном здании; сведения сети Интернет, где спорный объект недвижимости позиционируется как Бизнес-центр "Саввинская 23с1", предлагающий к сдаче офисы, площадью от 30 кв.м до 700 кв.м; а также сведения о расположении в спорном здании объектов торговли и коммерческих организаций.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств позволяет сделать вывод, что судами сделан верный вывод о правомерном включении спорного здания в Перечень на 2022 год.
Довод кассационной жалобы о недопустимости принятия в качестве доказательств Актов 2020 и 2022 годов, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку их выводы об использовании в юридически значимый период более 20% площади здания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждены иными представленными суду и исследованными по делу доказательствами, которым судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судами по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 21 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САВВИНСКАЯ" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.