Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Иванова Д.А, Матина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Лихановой О.А. на решение Хамовнического районного суда города Москвы от 30 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 января 2023 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению Лихановой О.А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "УЛХиП") о признании незаконным решения об отказе в согласовании строительства объекта капитального строительства с правом ведения хозяйственной деятельности, проживания и нахождения на земельном участке (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-188/2021).
Заслушав доклад судьи Иванова Д.А, объяснения представителя Лихановой О.А. на основании доверенности ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лиханова Олеся Андреевна обратилась в Хамовннческий районный суд города Москвы с административным исковым заявлением о признании полностью незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, об отказе в согласовании строительства объекта капитального строительства с правом ведения хозяйственной деятельности, проживания и нахождения на земельном участке по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - зона садово-дачных участков, разрешенное использование - для дачного строительства, кадастровый номер N, общая площадь 1700 кв.м.
В обоснование заявленных требований указывала, что в силу действующего законодательства оснований для отказа в даче данного согласования у ответчика не имелось, размещение объекта капитального строительства с правом ведения хозяйственной деятельности и проживания на вышеуказанном земельном участке не создает угрозу безопасности лесного хозяйства, изменение границ установленной запретной зоны не требуется.
Решением Хамовнического районного суда города Москвы от 30 сентября 2021 года Лихановой О. А. отказано в удовлетворении требований.
Апелляционным определением Московского городского суда от 23 января 2023 года решение Хамовнического районного суда города Москвы от 30 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 октября 2023 года, Лиханова О.А. ставит вопрос об отмене судебных актов по основаниям неправильного применения судами норм материального права с принятием по делу нового решения и просит признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации об отказе Лихановой Олесе Андреевне в согласовании строительства объекта капитального строительства с правом ведения хозяйственной деятельности, проживания и нахождения на земельном участке по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона -зона садово-дачных участков, разрешенное использование - для дачного строительства, кадастровый номер N, общая площадь 1700 кв.м.
Свою позицию Лиханова О.А. обосновывает тем, что 18 ноября 2015 года между администрацией сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области и Лихановой О.А. заключен договор аренды земельного участка N 55, условиями которого является предоставление в аренду указанного земельного участка под строительство дачного дома. По договору на выполнение подрядных работ от 8 июня 2020 года N 10-01-07, на указанно земельном участке построен деревянный дом, который по акту приема-передачи выполненных работ от 15 июня 2020 года сдан Лихановой О. А. 22 июля 2020 года представитель по нотариальной доверенности Лихановой О.А, обратился в орган регистрации прав с заявлением о государственной кадастровом учете и государственной регистрации прав жилого дома согласно характеристикам, указанным в техническом плане. 6 августа 2020 года отделом государственной регистрации недвижимости и ведения ЕГРН Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2020-9347461/1. Основанием приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права является то, что согласно координатному описанию местоположения границ Объекта, указанному в техническом плане, такой Объект расположен в границах запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации. На основании вышеизложенного Лиханова О.А. обратилась в ФГКУ "УЛХиП" с заявлением о согласовании строительства объекта капитального строительства с правом ведение хозяйственной деятельности, проживания и нахождения на земельном участке по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - зона садово-дачных участков, разрешенное использование - для дачного строительства, кадастровый номер N общая площадь 1700 кв.м.
Письмом от 29 сентября 2020 года ФГКУ "УЛХиП" Лихановой О.А. сообщено об отказе в согласовании строительства объекта капитального строительства с правом ведение хозяйственной деятельности, проживания и нахождения на земельном участке со ссылкой на то, что Уставом не предусмотрено согласование строительства объекта капитального строительства и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N405 от 5 мая 2014 года выдача согласия на осуществление хозяйственной деятельности на территории запретной зоны не предусмотрена.
Подкрепляя свою позицию в кассационной жалобе, административный истец ссылается на то, что нарушается право пользования предоставленным земельным участком и построенным домом для личных нужд; в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а правом управления и контроля за использованием лесов и природных ресурсов на территории земель обороны в настоящее время обладает административный ответчик; отдельные положения Устава ФГКУ "УЛХиП" позволяют ответчику согласовать строительство объекта капитального строительства, чем обеспечить административному истцу право пользования предоставленным по договору аренды земельным участком и построенным домом для личных нужд; на момент принятия постановления администрации сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области от 4 августа 2015 года N 111 и заключения договора аренды N 55 от 18 ноября 2015 года, которым Лихановой Олесе Андреевне утверждена схема расположения спорного земельного участка местоположения границ запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации не было определено и пользование земельным участком под разращенное использование, а также строительство дома, началось на законных основаниях и без ограничений (обременений).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив административное дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости ее удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций, руководствовались положениями статьей 93, 94, 104 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации N405 от 5 мая 2014 года, проанализировав положения Устава ФГКУ "УЛХнП" Минобороны России пришли в выводуо том, что административному ответчику не предоставлены полномочия по согласованию объектов капитального строительства на земельных участках, отнесенных к запретной зоне с особыми условиями использования, а также приняли во внимание факт пропуска административным истцом срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Судебная коллегия считает вывод судов преждевременным, сделанным без установления по делу обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
По смыслу части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5, пункт 4 части 1 статьи 10 названного закона).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статья 12 Федерального закона N 59-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Как следует из материалов дела основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод судов об отсутствии у административного ответчика в силу Устава полномочий оснований для согласования строительства объекта капитального строительства.
Однако судами не дана оценка действительному содержанию заявления Лихановой О.А. от 20 сентября 2020 б/н. Более того, указанный документ в материалах дела отсутствует.
Судами не дана оценка действий административного ответчика на предмет их соответствия вышеуказанным положениям Федерального закона от 2 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Кроме того судами при разрешении спора по существу, а также при определении состава лиц, участвующих в деле, не приняты во внимание положения следующих нормативных правовых актов.
В силу пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) (в редакции на дату предоставления административному истцу земельного участка) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен Правительством Российской Федерации в Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее - Положение).
Положением Минобороны России предписано до 1 июня 2014 года образовать в соответствии с Положением межведомственную комиссию по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, и утвердить регламент ее работы (пункт 2); Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации до 31 декабря 2015 года осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением (пункт 3).
Пунктом 16 Положения определено, что решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.
На основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта (пункт 21 Положения).
Минобороны России осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации в целях решения задач и реализации полномочий, возложенных на Минобороны России и Вооруженные Силы Российской Федерации, издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с федеральными органами исполнительной власти и (или) Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", дает указания, организует и проверяет их исполнение (подпункт 2 пункта 7, пункты 9, 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082).
Приказом от 30 июня 2016 года N 400 "Об обязанностях заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию управления имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения" Министр обороны Российской Федерации на основании пункта 9 названного положения наделил заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию, управление имуществом, расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения, полномочиями по принятию в установленном порядке решений об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охраняемой зоны военного объекта.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 7 статьи 93 ЗК РФ, предусматривавший порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования и использования соответствующих земельных участков, признан утратившим силу. Кодекс дополнен главой XIX, вступившей в силу с 4 августа 2018 года, подробно регламентирующей правовое положение зон с особыми условиями использования территорий и закрепляющей, что положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), утверждает Правительство Российской Федерации, в нем должны быть определены, в том числе, порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон, за исключением случаев, если перечень этих ограничений установлен федеральным законом; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории (статья 106), а также последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий (статья 107).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 ноября 2021 года N 48-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 32 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Ю.В. Тихонова", Конституция Российской Федерации, наделяя законодателя дискрецией при регулировании права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом (статья 71, пункты "в", "о"), закрепляет в статье 55 (часть 3), что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из данной нормы Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 1, 8, 17, 19, 34 и 35 вытекает, что ограничения права собственности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты иных конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и пропорциональности, носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо этого права (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2011 г..N 7-П, от 11 января 2018 г..N 1-П и др.). Реализуя дискреционные полномочия применительно к отношениям, объектом которых являются земельные участки, законодатель в статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрел возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным данным кодексом и федеральными законами, в том числе в подпункте 1 ее пункта 2 - возможность ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Как следует из пункта 3 данной статьи, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 той же статьи, - в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с этим же кодексом. Согласно пункту 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, для безопасной эксплуатации, в частности, объектов транспорта и энергетики, в целях сохранения объектов культурного наследия, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Для этого в силу пункта 2 названной статьи в границах названных зон вводятся ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких участках объектов недвижимости и (или) ограничивают или запрещают использование участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления названных зон. При этом согласно пункту 3 той же статьи земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 105 ЗК РФ в качестве зон с особыми условиями использования территорий в числе прочих предусмотрены зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов (подпункт 10), в границах которых вводится особый режим использования земельных участков, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления названных зон.
Запретной зоной является территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. Зона охраняемого военного объекта - территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта. Охранная зона военного объекта представляет собой территорию, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (пункт 2 Положения).
В границах запретной зоны могут (при необходимости) устанавливаться зоны охраняемых военных объектов и охранные зоны военных объектов (абзац второй пункта 4 Положения).
Пунктом 6 Положения определено, что для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
Для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций (пункт 7 Положения).
Согласно пункту 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
В силу абзаца третьего пункта 27 Положения информирование юридических и физических лиц, земельные участки которых полностью или частично находятся в границах запретной зоны, о содержании планов (в части, их касающейся) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, в административных границах которых расположены эти земельные участки.
Между тем суды уклонились от исследования фактических обстоятельств дела с учетом приведенных выше правовых норм, не дали надлежащей оценки доводам административного истца о том, что информация об установлении запретной зоны, как и ее границы, до нее не доводилась; на момент принятия постановления администрации сельского поселения от 4 авугста 2015 года N 111 об утверждении схемы расположения земельного участка и заключения договор аренды N 55 от 18 ноября 2015 года, местоположения границ запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации небыли зарегистрированы; пользование земельным участком началось на законных основаниях и без ограничений (обременений).
Суд определяет имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что в настоящем деле судами не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, и должным образом не оценены доводы административного истца и представленные ею доказательства, допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
Поскольку допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия, определила:
решение Хамовнического районного суда города Москвы от 30 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 января 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение составлено 12 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.