Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 23 октября 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу ФИО10 на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 апреля 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО11 к Федеральной таможенной службе России о признании незаконным отказа в предоставлении сведений о выпуске транспортного средства, возложении обязанности выполнить действия (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения административного истца ФИО13, представителя административного ответчика ФТС России ФИО12, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
19 ноября 2021 года ФИО1 обратился в Северо-Западное Таможенное Управление ФТС России с просьбой подтвердить факт освобождения транспортного средства "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, идентификационный номер N, от уплаты таможенных платежей и утилизационного сбора и направить эти сведения администратору системы электронных паспортов в Российской Федерации - АО "Электронный паспорт".
В обоснование обращения указывал, что на основании договора купли-продажи от 5 сентября 2021 года N он является собственником этого транспортного средства, ввезенного через таможенный пункт МАПП Торфяновка 31 августа 2021 года. На основании экспертного заключения N ТС/ИП/0035/0012-2021 транспортное средство относится к культурным ценностям, согласно протоколу осмотра от 27 октября 2021 года N - представляет собой раритетное транспортное средство категории М1, с даты выпуска которого прошло 30 и более лет. В связи с тем, что согласно решению совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" культурные ценности, ввозимые физическими лицами, освобождаются от уплаты таможенных платежей вне зависимости от их стоимости и веса, согласно пункту 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" транспортные средства старше 30 лет освобождаются от уплаты утилизационного сбора, согласно разъяснению ФТС от 18 декабря 2020 года N 04-41/71836 сведения о выпуске транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных платежей и утилизационного сбора не могут быть переданы в АО "Электронный паспорт" в автоматическом режиме, а информируются письменно, просил направить сведения об освобождении принадлежащего ему транспортного средства в АО "Электронный паспорт".
Письмом заместителя начальника управления - начальника службы федеральных таможенных доходов СЗТУ ФИО5 от 16 декабря 2021 года N ФИО1 направлен ответ, в котором сообщалось о необходимости обращения в таможенный орган в целях получения соответствующей информации с заявлением, составленным по форме, приведенной в приложении N 1 к Административному регламенту предоставления ФТС государственной услуги по предоставлению информации о выпуске товаров, утвержденному Приказом Минфина России от 26 августа 2020 года N 176н, ссылаясь при этом на положения Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Полагая, что указанным письмом ему ответ не дан по существу, ФИО1 15 марта 2023 года обратился в ФТС России с жалобой.
Письмом заместителя начальника управления - начальника службы федеральных таможенных доходов СЗТУ ФИО5 от 12 апреля 2022 года N ФИО1 сообщено, что он, приобретая на территории Российской Федерации транспортное средство, ввезенное и оформленное в таможенном отношении третьим лицом (ФИО14 ФИО6), не может реализовать ряд правомочий декларанта, связанных с получением в таможенных органах документов либо сведений, в то же время, как лицо, указанное в подпункте 11 или 17 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС, имеет право на доступ к имеющейся у таможенного органа информации о выпуске товаров.
Разъяснено, что в случае декларирования транспортного средства, представляющего историческую ценность как предмета коллекционирования (т.е. товара) кодом группы 97 раздела XXI ТНВЭД ЕАЭС в отношении указанного товара не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Однако при использовании данного товара в качестве автомобиля, то есть изменении его основного предназначения с выставочного экспоната на транспортное средство, используемое для передвижения по дорогам общественного пользования, с получением ПТС, необходима уплата ввозных таможенных пошлин в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС в группе 87 раздела XVII ТН ВЭД ЕАЭС в зависимости от выполняемых транспортным средством функций, количества посадочных мест, момента выпуска и его технических характеристик.
Указано, что в случае подтверждения в соответствии с приказом Минфина России от 26 августа 2020 года N 176н о принятии таможенным органом решения о выпуске приобретенного им транспортного средства как товара группы 97 раздела XXI ТНВЭД ЕАЭС, признанного культурной ценностью без уплаты таможенных платежей, а не как транспортного средства, классифицированного в группе 87 раздела XVII ТН ВЭД ЕАЭС, основания для передачи соответствующих сведений в АО "Электронный паспорт" в отношении данного товара отсутствуют.
Отмечено, что разъяснения ФТС России от 18 декабря 2020 года N 04-41/71836 "Об оформлении электронных паспортов транспортных средств" касаются передачи таможенными органами в АО "Электронный паспорт" сведений о выпуске с освобождением от уплаты таможенных и иных платежей транспортных средств, а не товаров (предметов коллекционирования).
Обращено внимание, что, приобретая автомобиль, не имеющий паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства в Российской Федерации, номерных знаков, необходимо проявлять должную степень заботливости и осмотрительности, требуемой для использования автомобиля в тех целях, для которых приобретали.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной таможенной службе России о признании незаконным отказа в предоставлении в АО "Электронный паспорт" сведений о выпуске транспортного средства "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ, идентификационный номер N, номер электронного паспорта N с освобождением от уплаты таможенных платежей и утилизационного сбора, возложении обязанности письменно проинформировать АО "Электронный паспорт" о факте выпуска указанного транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных платежей и утилизационного сбора.
В обоснование указал на приобретение спорного транспортного средства, на который ПТС отсутствует, что препятствует его постановке на регистрационный учет и эксплуатации на дорогах общего пользования, соответствующие обращения и полученные ответы СЗТУ ФТС России, которые считает незаконными, ссылаясь на решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники", которое не накладывает ограничений в части оформления электронных паспортов транспортных средств на основании групп и разделов ТН ВЭД ЕАЭС, а также ссылаясь на Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который не содержит понятия "основное предназначение", правил и методик для определения основного предназначения.
В связи с этим полагает оспариваемый отказ препятствующим в реализации обязанности по своевременной регистрации транспортного средства и права на осуществление государственной регистрации транспортного средства во исполнение положений статей 5, 6, 8 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 282-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 апреля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 отказано.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам их незаконности и необоснованности.
Указывает, что суды необоснованно сочли обжалуемый отказ ответом на обращение. Полагает, что указанный отказ препятствует ему в постановке автомобиля на государственный учет и его допуску к эксплуатации на дорогах общего пользования.
Не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление в случае установления факта нарушения прав административного истца незаконными решением, действиями или бездействием административного ответчика, наделенного публичными властными полномочиями.
Судами первой и апелляционной инстанций такой совокупности не установлено.
Оснований не согласиться с такими выводами суд кассационной инстанции не находит.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года N 122 (далее - Порядок) электронные паспорта оформляются в системах электронных паспортов на принадлежащие юридическим и физическим лицам транспортные средства, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежащие государственной регистрации.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2014 года N 59 администратором систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники определено открытое акционерное общество "Электронный паспорт".
Участниками систем электронных паспортов являются, в том числе администратор систем электронных паспортов; таможенные органы; собственник транспортного средства (шасси, машины); иные лица, заинтересованные в получении (направлении) сведений, содержащихся в электронных паспортах (пункт 4 Порядка).
Электронные паспорта оформляются в системах электронных паспортов уполномоченным органом (организацией) - в отношении единичных транспортных средств (подпункт "б" пункта 5 Порядка).
Электронный паспорт транспортного средства содержит сведения по перечню согласно приложению N 3.
В электронный паспорт транспортного средства (шасси, машины) могут включаться иные сведения, носящие информационный характер, в случае, если это предусмотрено законодательством государства-члена, на территории которого выпускается в обращение и (или) зарегистрировано транспортное средство (шасси, машина) (пункт 10 Порядка).
Перечень дополнительных сведений, носящих информационный характер, указываемых в разделе "Иные сведения, носящие информационный характер" электронного паспорта транспортного средства, утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2017 года N 1212.
Обращаясь в таможенный орган с требованием подтвердить факт освобождения транспортного средства от уплаты таможенных платежей и утилизационного сбора с целью оформления электронного паспорта транспортного средства, административный истец полагал, что ввезенное в качестве культурной ценности транспортное средство освобождено от уплаты таможенных платежей и утилизационного сбора, в связи с чем электронный паспорт транспортного средства может быть на него оформлен без уплаты указанных платежей и сборов.
Вместе с тем, в соответствии с действующим таможенным законодательством при таможенном декларировании таможенному органу заявляются сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иные сведения, необходимые для выпуска товаров таможенным органом, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза помещению под таможенные процедуры (статья 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В данном случае для использования автомобиля "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, в качестве транспортного средства необходимо было его декларирование в указанном качестве, чего сделано не было.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ факт нарушения прав должен доказывать административный истец.
Административный истец указывает, что предоставление административным ответчиком требуемой информации в АО "Электронный паспорт" является условием для выдачи ему электронного паспорта транспортного средства.
Однако каких-либо сведений об обращении к администратору систем электронных паспортов по данному вопросу, а также о том, что именно отсутствие указанной информации является препятствием для оформления электронного паспорта транспортного средства, не представляет.
Вопреки доводам кассационной жалобы представленные ФИО1 ответы таможенного органа являются мотивированными, основаны на требованиях действующего законодательства, содержат разъяснения по существу обращения.
Само по себе несогласие с ними не свидетельствует об их незаконности.
При этом указанные ответы не препятствуют эксплуатации раритетного транспортного средства на дорогах общего пользования при условии соблюдения установленных для этого процедур, влекущих изменение основного назначения автомобиля с выставочного экспоната на транспортное средство, используемое в дорожном движении, для чего необходимо произвести уплату ввозных таможенных пошлин в соответствии с таможенным законодательством.
Суды с достаточной полнотой исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы судов не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: Е.Д. Смирнова
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.