Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В. и Иванова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 6 сентября 2023 года по административному делу по административному иску администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области об оспаривании представления прокурора (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-150/2023).
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Иванова Д.А, объяснения представителя администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области ФИО8 и представителя прокуратуры ФИО9 судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
16 мая 2022 года заместитель Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шинкарев А.И. направил в администрацию Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - администрация сельского поселения) представление, в котором предлагал принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N, находившемся на территории "адрес", а также на прилегающих к ним землях, государственная собственность на которые не разграничена (далее - оспариваемое представление). В нём указано, что мусор и отходы объёмом ориентировочно 300-600 кубометров размещались на площади около 0, 3 гектара, состояли из бочко-тары, загрязнённой мазутом и битумом, строительного мусора, бытовых отходов, пластика, упаковки, отходов от рубки деревьев и кустарников, а также разлитого по почве вещества, похожего на нефтепродукты (т. 1 л.д. 9-10, 82-84).
8 июля 2022 года администрация сельского поселения подала в Ярославский районный суд Ярославкой области административный иск к Ярославской межрайонного природоохранной прокуратуре и заместителю прокурора Шинкареву А.И, с учётом дополнений просила признать оспариваемое представление незаконным. В обоснование иска указано, что с учётом требований законодательства сбор, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов, указанных в оспариваемом представлении относится к полномочиям администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - администрация муниципального района) (т. 1 л.д. 3-8, 105-111).
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, а в качестве заинтересованных лиц администрация муниципального района (т. 1 л.д. 52, 95).
13 апреля 2023 года Ярославский районный суд Ярославской области вынес решение об отказе в удовлетворении административного иска (т. 4 л.д. 48-95). Администрация сельского поселения подала апелляционную жалобу. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 6 сентября 2023 года решение оставлено без изменения (т. 4 л.д. 112-117).
В кассационной жалобе, поданной 3 ноября 2023 года, Администрация сельского поселения просит отменить судебные акты и удовлетворить административный иск.
Заместитель Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шинкарев А.И. и администрация муниципального района направили письменные возражения.
В суде кассационной инстанции представитель администрации сельского поселения ФИО13 поддержала кассационную жалобу. Представитель прокуратуры ФИО14 просила оставить её без удовлетворения.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права (ч. 2 ст. 328).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на неё, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия полагает, что по данному делу такие основания имеются.
Выводы судов об отказе в удовлетворении административного иска мотивированы тем, что в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона Ярославской области от 30 июня 2014 года N 36-з "О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области" к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов. Согласно п. 1.3, 1.5 и 1.6 Правил благоустройства сельского поселения организация уборки и содержания территорий, не принадлежащих на праве собственности или ином законном основании физическим и юридическим лицам, осуществляется администрацией сельского поселения. Постановлением администрации муниципального района от 19 октября 2020 года N 1782 утверждена муниципальная программа "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ярославском муниципальном районе на 2021-2023 годы" (далее - муниципальная программа), из которой следует, что ликвидация свалки относилась к полномочиям сельского поселения.
В кассационной жалобе административный истец повторил доводы о том, что в силу требований законодательства ликвидация несанкционированной свалки не относится к его полномочиям.
Судебная коллегия полагает, что позиция администрации сельского поселения заслуживает внимания и подлежит проверке.
Как следует из материалов административного дела, несанкционированная свалка расположена на земельном участке, принадлежавшем ликвидированному юридическому лицу и землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Вопреки выводам судов, приведённые в обжалованных судебных актах нормы прямо не устанавливают обязанности органа местного самоуправления сельского поселения по ликвидации несанкционированных свалок.
В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района (абз. 2 ч. 1 и абз. 5 ч. 2 ст. 3.3).
В п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона о местном самоуправлении указано, что участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
В месте с тем, Конституционный Суд Российской Федерации признал эти положения, а также п. 18 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о местном самоуправлении, ст. 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и п. 16-18 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счёт средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, если такие места расположены в границах муниципального образования на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов, при том, что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования (Постановление от 30 мая 2023 года N 27-П).
Исходя из обстоятельств административного дела, приведённых юридических норм и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, давая правовую оценку оспариваемому представлению, судам следовало установить, образовалась ли несанкционированная свалка в результате умышленных неправомерных действий администрации сельского поселения или должностного лица данного муниципального образования, передавались ли органу местного самоуправления сельского поселения полномочия по ликвидации несанкционированной свалки, обеспеченные соответствующим финансированием.
Само по себе участие сельского поселения в муниципальной программе не свидетельствует о наличии у него обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, тем более, что ответственным исполнителем указанных в ней мероприятий назначено структурное подразделение администрации муниципального района (т. 1 л.д. 185-205).
При таких условиях в связи несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя назвать законными и обоснованными. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 329 КАС Российской Федерации они подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского районного суда Ярославской области от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 6 сентября 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.