Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Матина А.В, Жудова Н.В.
с участием прокурора Саниной О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца ФИО11 по ордеру и доверенности адвоката ФИО12. на решение Московского городского суда от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 года по административному делу N 3а-4940/2023 по административному исковому заявлению ФИО13 об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Матина А.В, представителя административного истца ФИО14 - по ордеру и доверенности адвоката ФИО15 поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - по доверенности ФИО16, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) на налоговый период 2021 года (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) на налоговый период 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) на налоговый период 2023 года (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт опубликован 6 декабря 2022 года в издании "Вестник Москвы", N 67, т. 1, а также размещен 23 ноября 2022 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 4564 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в Перечень на 2021 год, пунктом 5409 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в Перечень на 2022 год, пунктом 4913 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в Перечень на 2023 год включено помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
ФИО17 обратился в суд с административным иском о признании недействующими вышеназванных пунктов Перечней на 2021 - 2023 годы, указывая на то, что является собственником включенного в Перечни на 2021-2023 годы нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в многоквартирном доме по адресу: "адрес"
Считает, что поскольку общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме не превышает необходимых 3000 кв. м, спорный объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение принадлежащего ему помещения в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 08 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 декабря 2023 года, представитель ФИО18 ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием по делу нового решения по основаниям несоответствия выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, и неправильного применения судами норм материального права. По мнению административного истца, суды первой и апелляционной инстанции не дали надлежащую оценку доводам административного истца о том, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме составляет менее 3 000 кв. м, а именно 1 356 кв. м, что подтверждается электронным паспортом многоквартирного дома; суды не учли нахождение нежилого помещения в многоквартирном доме и не применили подлежащие применению нормы жилищного законодательства; суды неверно распределили бремя доказывания по делу об оспаривании нормативного правового акта.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 3 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором в том числе указаны: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", начиная с 1 января 2017 года налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое помещение, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами: общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором расположено помещение, включенное в Перечень, должна превышать 3 000 кв. метров; не менее 20 процентов от общей площади помещения должно использоваться для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, нормами Налогового кодекса РФ предусмотрено, что источником информации о площади, наименовании и назначении нежилого помещения являются Единый государственный реестр недвижимости или документы технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, следовательно, электронный паспорт МКД сам по себе не может выступать источником сведений для целей налогообложения.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Как установлено судами и следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное в многоквартирном доме по адресу: "адрес"
Материалами дела подтверждается, что общая площадь нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: "адрес", составляет 3 356, 3 кв. м, что подтверждается данными ГБУ МосгорБТИ, выпиской из ЕГРН, представленными административным ответчиком и, соответственно, превышает 3 000 кв. метров.
Спорное нежилое помещение включено в оспариваемые редакции Перечня по его фактическому использованию на основании акта ГБУ "МКМЦН" от 29 июля 2020 года N N, составленного без доступа в нежилое помещение. В разделе 6 Акта указано, что 100% площадей нежилого помещения используется под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, вывод сделан на основании данных поэтажного плана, экспликации, визуального осмотра. На фото-таблице к акту запечатлена вывеска салона красоты "А-ля руа".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из того, что указанный Акт обследования является допустимыми доказательствами, поскольку составлен в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП, а выводы, изложенные в Акте, административным истцом не оспаривались.
Кроме того, в материалы дела представлен Акт ГБУ "МКМЦН" N N, составленный по результатам обследования помещения, проведенного 23 мая 2023 года, с доступом в нежилое здание, в соответствии выводами которого помещение используется для размещения объектов бытового обслуживания.
Судами верно принято во внимание, что из технической документации на объект недвижимости усматривается, что по результатам технического обследования на 25.03.2015 из общей площади МКД 26094.8 кв.м, нежилых помещения составляют 3 356, 3 кв. м, общая площадь помещений 5200, 5 кв. м (в том числе лестничные клетки 764, 9 кв. м, венткамеры 71, 9 кв. м, другие помещения 4 363, 7 кв. м), общая площадь жилых помещений 16 739.1 кв. м.
Кроме того, в ЕГРН содержится информация о зарегистрированных правах на нежилые помещения в МКД, на площадь 1622, 8 кв. м, что противоречит данным электронного паспорта и не исключает наличие иных нежилых помещений, на что обоснованно указал суд первой инстанции, сославшись на помещение с кадастровым номером N, площадью 1572, 3 кв. м.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что данными технического учета и ЕГРН объективно подтверждено наличие в многоквартирном жилом доме более 3000 кв. м нежилых помещений, что является достаточным основанием для включения помещения административного истца в оспариваемые редакции Перечней.
Вопреки мнению кассатора, сами по себе сведения, отраженные в ГИС ЖКХ, сформированные по состоянию на 25 марта 2015 года, при наличии иных доказательств по делу, опровергающих данную информацию, не могут объективно свидетельствовать о наличии в многоквартирном жилом доме менее 3000 кв. м нежилых помещений.
Доводы ФИО20. о неверном распределении бремени доказывания не нашли своего подтверждения.
Таким образом, судами дана оценка представленным административным истцом доводам, а также иным доказательствам, имеющимся в материалах дела в их совокупности.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, основанными на обстоятельствах дела, подтвержденными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку доказательств, представленных суду, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Выводы, изложенные в решении суда и апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО19 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 17 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.