Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО10, судей ФИО12, ФИО11, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ООО Управляющая компания "Рыбинск" о признании действий незаконными, обязании исключить сведения из лицевых счетов (номер гражданского дела, присвоенный судом первой инстанции 2-167/2023)
по кассационной жалобе ФИО2, ФИО1. ФИО3, ФИО4, ФИО5 на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 12 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО12,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4 СП, ФИО4 В.В. обратились, суд иском к ООО Управляющая компания "Рыбинск" о признании действий по доначислению истцам платы за сверхнормативное потребление коммунального ресурса (электроэнергия) для содержания общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ года в объеме 49836 руб. 65 коп. незаконными, обязании исключить из лицевых счетов истцов доначисленную плату за сверхнормативное потребление электроэнергии для содержания общего имущества многоквартирного дома.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что истцы являются собственниками и нанимателями квартир в многоквартирном "адрес" по адресу: "адрес" потребителями жилищной услуги (электроэнергия), предоставляемой в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. С ДД.ММ.ГГГГ ресурсы, потреблённые для содержание общедомового имущества, вносятся в состав квартирной платы. Управляющая организация в период с ДД.ММ.ГГГГ года, в нарушение требований ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 незаконно ежемесячно производила доначисление платы за содержание общедомового имущества (электроэнергия). Указанные действия управляющая организация производит в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 12 апреля 2023 года в удовлетворении иска ФИО2, ФИО1 Н.В, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к ООО Управляющая компания "Рыбинск" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 сентября 2023 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявители просят об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (ИПО "данные изъяты"
Учитывая изложенное, а также надлежащее извещение иных участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 153, п. 9.2 ст. 156, ч. 1 ст. 161, ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 29, п. 40 Правил содержания общего имущества и многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, разъяснениями данными в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", исходя из того, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N, вопрос 6) и от ДД.ММ.ГГГГ (протокол б/н, вопрос 4), а также условие пункта 4.3 договора управления от ДД.ММ.ГГГГ не оспорены в судебном порядке и не являются недействительными, пришел к выводу о том, что управляющая организация правомерно при исчислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, учитывала показания коллективного (общедомового) прибора учета, правовые основания для перерасчета истцам платы коммунального ресурса (электроэнергия) отсутствуют.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Из положений ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе, оплату расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.9.2 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Расчет объема электроэнергии, распределяемой на места общего пользования в указанном многоквартирном доме, осуществляется в соответствии с п.п.44, 46 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Доля таких расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в котором проживает собственник.
Доводы кассационной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют обязательные приложения к протоколу без номера от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" суд не мог принять данный документ в качестве доказательства, на правильность выводов суда первой и апелляционной судебных инстанций не влияют.
Указанная копия протокола общего собрания заверена подписью и печатью ООО "Управляющая компания "Рыбинск", содержит сведения о том, что в повестке собрания указан вопрос N о распределении объема электроэнергии предоставленной на общедомовые нужды.
По вопросу N общим собранием собственников принято решение о распределении объема коммунального ресурса (холодное водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, электроэнергия, горячее водоснабжение и теплоснабжение) в размере превышения коммунального ресурса, представленного на общедомовые нужды, определенного исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, то есть с полным распределением объеме коммунального ресурса между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, исходя из показаний общедомового прибора учета (ОДПУ).
Таким образом, судом установлено, что начисления по услуге электроэнергия осуществлялись управляющей организацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о распределении коммунального ресурса (электроэнергия) предоставленного на общедомовые нужды не опровергнуты и положения условий договора управления от ДД.ММ.ГГГГ (пункты 4.3) в установленном законом порядке недействительными не признаны, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной о правомерном начислении управляющей организацией платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию является обоснованным.
Таким образом, отсутствие постановления Правительства РФ, которым должен был быть определен порядок перерасчета платы в случае начисления по нормативу на правильность начисления по фактическому потреблению не повлияло, поскольку собственниками было принято соответствующее решение.
Доводы кассационной жалобы о необоснованной ссылке суда первой инстанции на абзац 2 пункта 44 Правил в редакции, которая была признана утратившей силу, на правильность принятых судебных постановлений также не влияют.
Во-первых, именно данная редакция пункта Правил (наравне с редакцией п.29 Правил N 491) ограничивала начисления платы за содержание общего имущества нормативом. В дальнейшем, такое ограничение, наоборот, было исключено. Во-вторых, основанием для отказа в иске послужил факт наличия решения общего собрания об оплате по фактическому потреблению.
Учитывая вышеприведенные положения жилищного законодательства и установленные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу определения размера платы за содержание жилья регулируются договором управления многоквартирным домом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у ООО Управляющая компания "Рыбинск" обязанности произвести перерасчет платы за потребленные коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемых постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судами не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 12 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2, ФИО1. ФИО3, ФИО4, ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.