Второй кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Кисловой Е.А., рассмотрев кассационную жалобу представителя МУП "Смоленсктеплосеть" по доверенности ФИО20 на решение мирового судьи судебного участка N 1 в городе Смоленске от 28 апреля 2022 года, дополнительное решение мирового судьи судебного участка N 1 в городе Смоленске от 23 мая 2023 года и апелляционное определение Заднепровского районного суда города Смоленска от 27 сентября 2023 года, по гражданскому делу по иску Смоленской региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Потребитель", действующей в интересах ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО10, ФИО11, ФИО4, ФИО5, ФИО12, ФИО13, ФИО14, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, ФИО15, ФИО16, ФИО17, к муниципальному унитарному предприятию "Смоленсктеплосеть" о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Смоленская региональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей "Потребитель", действующая в интересах ФИО8, ФИО9, ФИО26, ФИО2, ФИО3, ФИО10, ФИО21, ФИО4, ФИО5, ФИО12, ФИО13, ФИО14, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, ФИО15, ФИО16, ФИО17, обратилась в суд с иском к МУП "Смоленсктеплосеть", в котором просила взыскать с ответчика в пользу истца ФИО8 неустойку за ненадлежащее оказание коммунальных услуг за период с 01 апреля 2019 года по 30 сентября 2019 года в размере 7 770, 34 руб, компенсацию морального вреда в размере 500 руб, штраф в размере 25% - 2 067, 64 руб.; в пользу истца ФИО1 неустойку за ненадлежащее оказание коммунальных услуг за тот же период в размере 15 541, 08 руб, компенсацию морального вреда в размере 500 руб, штраф в размере 25% - 4 010, 27руб.; в пользу истца ФИО11 неустойку за тот же период в размере 31 082, 16 руб, компенсацию морального вреда в размере 500 руб, штраф в размере 25% - 7 895, 54 руб.; в пользу истца ФИО15 неустойку за тот же период в размере 7770, 54 руб, компенсацию морального вреда в размере 500 руб, штраф в размере 25% - 2067, 64 руб.; в пользу истца ФИО17 неустойку за тот же период в размере 3885, 27 руб, компенсацию морального вреда в размере 500 руб, штраф в размере 25% - 1 096, 32руб.; взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов: ФИО9, ФИО22, ФИО3, ФИО10, ФИО4, ФИО5, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО6, ФИО7, ФИО23 компенсацию морального вреда в размере 500 руб, штраф в размере 125 руб. (25%); взыскать с ответчика в пользу Смоленской региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" штраф в размере 25% - 18 637, 41 руб.
Требования мотивированы тем, что истцы проживают в многоквартирном жилом доме N N по "адрес", где коммунальную услугу по горячему водоснабжению оказывает ответчик, не обеспечивший в указанный период предоставление данной коммунальной услуги надлежащего качества - температура горячей воды в точке водоразбора оказывалась ниже нормативной, а давление в системе постоянно превышало установленные нормы, перерасчет платы за коммунальную услугу не производился.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 в городе Смоленске от 28 апреля 2022 г. исковые требования Смоленской региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" удовлетворены частично. Взыскана неустойка в вышеуказанном размере, компенсация морального вреда в размере 500 руб. в пользу каждого из истцов, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей, в том числе: в пользу ФИО8 в размере 2 067, 64 руб, ФИО1 - 4 010, 27 руб, ФИО11 - 7 895, 54 руб, ФИО24 -2 067, 64 руб, ФИО17 - 1 096, 32 руб, в пользу остальных истцов по 125 руб. Взыскано с ответчика в пользу Смоленской региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" 18 637, 41 руб.
Дополнительным решением мирового судьи от 23 мая 2022 года отказано в удовлетворении требования о понуждении ответчика к проведению перерасчета платы за коммунальную услугу.
Апелляционным определением Заднепровского районного суда города Смоленска от 27 сентября 2023 года решение мирового судьи судебного участка N 1 в городе Смоленске от 28 апреля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба МУП "Смоленсктеплосеть" без удовлетворения.
В кассационной жалобе МУП "Смоленсктеплосеть" в лице представителя ФИО20 ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что истцами не доказан факт оказания коммунальной услуги "горячее водоснабжение" ненадлежащего качества.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами при рассмотрении дела.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ответчики проживают в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес": ФИО8 и ФИО9 - в квартире N N, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО10 - в квартире N ФИО11, ФИО4, ФИО5, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО6, ФИО7 - в квартире N, ФИО15 и ФИО16 - в квартире N N ФИО17 - в квартире N N.
Предоставление потребителям коммунального ресурса - горячей воды осуществляет МУП "Смоленсктеплосеть".
Истцы указали, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению оказывалась ответчиком МУП "Смоленсктеплосеть" в период с 1 апреля 2019 года по 30 сентября 2019 года ненадлежащего качества: температура горячей воды в точке водоразбора была ниже нормативной, а давление в системе постоянно превышало установленные нормы, перерасчет платы за коммунальную услугу ответчиком не производился.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона "О защите прав потребителей", пунктов 2, 3, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утв. постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований. Мировой судья установил, что в спорный период ответчик предоставлял истцам услугу по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, поскольку фактическая температура горячей воды не соответствовала минимальным нормативным требованиям, что ущемляло их права как потребителей данной услуги, в связи с чем подлежат удовлетворению требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
При определении размера компенсации морального вреда мировой судья принял во внимание степень нравственных и физических страданий истцов в результате нарушения их прав как потребителей, и пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истцов компенсации морального вреда в размере 500 руб. в пользу каждого.
Размер штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя применительно к части 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" взыскан мировым судьей в размере 125% от взысканной судом суммы.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.
Соглашаясь с постановленным решением суд апелляционной инстанции указал, что, ответчик является специализированной организацией, обязанной обеспечивать собственников помещений многоквартирного дома коммунальными услугами, в силу чего именно он обязан предпринимать все зависящие от него меры в целях предоставления коммунальных услуг надлежащего качества. Ответчик уклонился от проведения проверки проведения качества оказываемой услуги, а отсутствие актов нарушения качества горячей воды не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Второй кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с выводами судебных инстанций по следующим основаниям.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент спорных правоотношений) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (пункт 2.3).
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Пункт 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируя обязанности покупателя, предписывает абоненту немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправности приборов учета и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Данные правила в силу статьи 548 названного кодекса применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом, водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В пункте 5 Приложения N 1 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 содержатся требования об обеспечении соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды с точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании: в ночное время (с 0:00 до 5:00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5:00 до 00:00 часов) - не более чем на 3 °C.
Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (часть 3 статьи 1) предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных систем горячего водоснабжения устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
СанПиН 2.1.4.2496-09 (действовал до 1 марта 2021 г. - в период спорных правоотношений) определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителями при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусматривалось, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C. Отклонения от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги, не допускаются.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определен разделом 10 Правил N 354, из пунктов 104 и 105 которых (в соответствующей редакции) следует, что факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть обнаружен как исполнителем, так и потребителем, при этом в последнем случае (в том числе при отсутствия фиксации данного факта со стороны исполнителя) потребитель должен уведомить об обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную указанную им службу, письменно или по телефону (пункты 105, 106 Правил).
Пунктами 106 - 111 Правил установлен порядок взаимодействия между потребителем и исполнителем в целях установления причины нарушения качества коммунальной услуги, и в частности, предусмотрено проведение проверки, результаты которой оформляются актом, в том числе в случае возникновения спора относительно факта нарушения качества коммунальной услуги между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки, что может быть поводом для проведения экспертизы по инициативе любого заинтересованного участника проверки.
В силу пункта 106 Правил сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом в качестве обязанности потребителя данный пункт предусматривает сообщение потребителем своих данных (фамилии, имени и отчества), а также точного адреса помещения, в котором обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вида такой коммунальной услуги, а в качестве обязанности сотрудника аварийно-диспетчерской службы - сообщение потребителю сведений о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилии, имени и отчества), номера, под которым зарегистрировано сообщение потребителя, и времени регистрации сообщения.
Согласно пункта 109 Правил, по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) настоящих Правил, также информация, указанная в пункте 124(11) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила организации теплоснабжения).
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
В силу пункта 111 Правил, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:
а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);
б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);
в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;
г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:
а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов;
б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;
г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения (пункт 112 Правил).
После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 112 настоящих Правил, то исполнитель обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.
Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации для подтверждения качества предоставляемой коммунальной услуги требуется проведение экспертизы, исполнитель организует проведение такой экспертизы и несет расходы на ее проведение.
При уклонении потребителя от согласования времени проведения проверки исполнителем, а равно при уклонении потребителя от подписания акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель составляет такой акт, который подписывается исполнителем и не менее 2 незаинтересованными лицами. Указанный акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю).
При проведении указанной проверки и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги могут участвовать также представители ресурсоснабжающей организации, лица, привлеченного собственниками для обслуживания внутридомовых систем, государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественного объединения потребителей, если они принимали участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если их участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или исполнителем. В этом случае исполнитель обязан уведомить указанных лиц о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Указанные лица вправе отказаться от участия в такой проверке, уведомив об этом исполнителя (пункт 113).
Положения приведенных выше правовых норм не были учтены при вынесении судебных решений.
Суды указали, что собственники данного многоквартирного дома избрали способ управления домом - непосредственное управление.
Одновременно суды указали, что управление многоквартирным домом осуществляет ООО "Территория качества".
Как видно из материалов дела, истцы неоднократно обращались в ООО "Территория качества" (управляющей компании дома), в Госжилинспекцию по Смоленской области с претензиями относительно технического обслуживания дома, качества предоставляемых управляющей компанией коммунальных услуг, а также с требованием провести работы по утеплению и герметизации межпанельных соединений фасадной части многоквартирного дома. В претензиях также затрагивался вопрос о несоответствии нормативам СанПин и ГОСТ показателей холодной и горячей воды.
В ответах на обращения директором управляющей компании было предложено представить акты, подтверждающие предоставление услуг ненадлежащего качества.
Для правильного разрешения спора суду необходимо было установить факт предоставления истцам коммунальной услуги "горячее водоснабжение" ненадлежащего качества в заявленный в иске период.
Судами сделан вывод, что фактическая температура горячей воды в многоквартирном доме истцов не соответствовала минимальным нормативным требованиям. Однако, при оценке представленных доказательств судом не учтено, что такая оценка не должна быть произвольной, а должна соответствовать требованиям закона. Порядок составления акта нарушения параметров качества, времени и даты начала непредставления услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, однако какой - либо правовой оценки представленному акту обследования от 9 августа 2017 г. судом не дано.
В решении суда отсутствует норма материального права, на основании которой судом взыскана неустойка в пользу истцов.
Суд апелляционной инстанции указал, что неустойка подлежит начислению в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, однако, расчет такой неустойки также не привел, также не обосновал период взыскания такой неустойки.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций не установили юридически значимые обстоятельства по делу, неправильно применили нормы материального права, что привело к вынесению незаконных и необоснованных судебных постановлений.
Поскольку допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, исходя из доводов кассационной жалобы, характера допущенных нарушений прав сторон на судебную защиту, необходимости установления юридически значимых обстоятельств, Второй кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу об отмене решения, дополнительного решения и апелляционного определения в полном объеме, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 в городе Смоленске от 28 апреля 2022 года, дополнительное решение мирового судьи судебного участка N 1 в городе Смоленске от 23 мая 2023 года и апелляционное определение Заднепровского районного суда города Смоленска от 27 сентября 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья ФИО25
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.