Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Козиной Т.Ю. и судей фио, фио, при помощнике судьи Фурманове П.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе истцов Серегиной Александры Сергеевны, Серегина Евгения Владимировича на решение Перовского районного суда адрес от 6 декабря 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Серегина Евгения Владимировича, Серегиной Александры Сергеевны к Департаменту городского имущества адрес об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок, взыскании расходов отказать,
УСТАНОВИЛА:
истцы Серегин Евгений Владимирович, Серегина Александра Сергеевна обратились в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок, ссылаясь на то, что они являются собственниками жилого дома по адресу: Москва, адрес - по 1/2 доле каждый. Серегин Евгений Владимирович (сын) совместно с фио (отец истца) имели постоянную регистрацию в доме 49 по адрес, как близкие родственники семьи фио? получившего 28.07.1976 года на основании решения Исполкома Люберецкого Горсовета депутатов трудящихся адрес за N 1256/14 ордер на право занятия комнаты дома 49 по адрес. 27.11.2000 года между Серегиным Е.В, фио и ООО "Дорожная служба адрес" заключен договор передачи в долевую собственность за N 03В710-000О01 по 5/12 доли в порядке приватизации дома 49 по адрес. Право собственности истца фио на 5/12 доли общедолевой собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 03.04.2001 года, где в строке "Объект права" указано "домовладение". С учетом даты выдачи указанного документа право собственности истца фио возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ (до 30.10.2001 года). Право собственности истца Серегиной А.С. подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону, выданным нотариусом фио на наследственное имущество фио, право общей долевой собственности у которого на 5/12 доли возникло также до вступления в силу Земельного кодекса РФ. Сведения о том, что к объектам домовладения по адресу: адрес адрес относится земельный участок площадью 1464 кв.м, содержатся в справке ТБТИ Восточное от 24.07.2002 года, а также в плане земельного участка, составленном БТИ Восточное-1 адрес от 19.08.2002 года. 10.09.2021 года истцы приобрели право собственности на 1/6 долю в праве общедолевой собственности домовладения на основании договора купли-продажи, заключенного с предыдущим собственником фио.
При этом в п. 1.1 нотариус указал на неоформление земельного участка, на котором расположен жилой дом, на момент заключения сделки, а не на отсутствие у продавца прав собственности на него. фио приобрела право собственности на основании договора дарения 1/6 доли домовладения от матери фио, в п. 2 которого нотариус фио определяет домостроение состоящим из бревенчатого дома с пристройками и служебными строениями, расположенными на земельном участке площадью 1464 кв. адрес земельным участком собственником - Люберецким дорожно-эксплуатационным Управлением, передавшим ордер на право собственности фио, подтверждается договором дарения долей домовладения от 12.06.1965 года, заключенным с фио, заверенным нотариусом государственной нотариальной конторы адрес МО фио с указанием в п. 1 о праве личной собственности дарителя и площади земельного участка, на котором расположены строения, 1555 кв.м, разрешение о передаче которого предоставлено решением Исполкома Люберецкого горсовета от 29.12.1964 г..При этом право личной собственности фио подтверждено свидетельством о праве наследования по завещанию N 4 от 15.01.1960 года, в котором нотариус 2-й Люберецкой государственной конторы адрес фио засвидетельствовала о целостности домовладения в составе жилого деревянного дома и строений на земельном участке мерою в 1555 кв.м, а также установилапринадлежность наследодателю долей домовладения по исполнительному листу, выданному Народным судом 3 адрес от 31.01.1950 года, и справкой Инвентаризационного технического бюро Люберецкого (бывшего Ухтомского) райсовета депутатов трудящихся от 14.01.1960 г..за N 114. В дальнейшем Решением Товарищеского суда при Косинском Поссовете от 22.04.1975 года между пользователями спорного земельного участка утвержден проект раздела землепользования, что является также доказательством наличия прав личной собственности у его совладельцев.
Кроме того, право личной собственности предыдущих владельцев на истребуемый земельный участок, а также его площадь подтверждается справкой БТИ исполкома Перовского райсовета от 4.07.1988 года и справкой ТБТИ Восточное-1 от 27.06.1997 г..Таким образом, право собственности истцов на 5/12 доли общедолевой собственности жилого дома возникло до введения в действие Земельного кодекса РФ. Право собственности истцов на 1/6 доли общедолевой собственности жилого дома приобретено на основании договора купли-продажи с собственником, приобретшим право общедолевой собственности на основании договора дарения, даритель которого приобрел свое право в порядке наследования за наследодателем, приобретшим право собственности до введения в действие Земельного кодекса. На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истцы просили установить границы земельного участка с адресным ориентиром: адрес, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером фио, и признать за истцами право общедолевой собственности на земельный участок (по 1/2 доли), расположенный по адресу: адрес, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером фио, взыскать с ответчика расходы на оплату государственной пошлины в размере сумма.
Суд первой инстанции постановилприведенное выше решение, об отмене которого просят истцы Серегина А.С, Серегин Е.В. по тем основаниям, что судом нарушены нормы материального и процессуального права
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
24.07.2023 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и привлекла к участию в деле в качестве соответчика собственника земельного участка, смежного с земельным участком истцов, фио (том 3 л.д. 139-140).
При таких данных решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм процессуального права, с принятием в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ нового решения.
В судебном заседании судебной коллегии, рассматривающей дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, истец Серегин Е.В, представитель ответчика ДГИ адрес, ответчик Бубнов Р.Е, представители третьих лиц ГБУ адрес Москвы, Управления Россреестра по Москве не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Истец фио, представитель истцов фио в судебное заседание судебной коллегии, рассматривающей дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, явились, исковые требования поддержали полном объеме, просили их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы искового заявления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.9.1 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01.03.2015) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01.03.2015) предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Федеральным законом от 23.6.2014 N 171-ФЗ введена глава V.1 Земельного Кодекса РФ, регулирующая порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 39.1 Земельного Кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона адрес от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в адрес" органы исполнительной власти адрес осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности адрес; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
С 01.01.2017 г. отношения, возникающие в связи с осуществлением на адрес государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии со ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
В силу ст.11.3 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Статья 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусматривает, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.
Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Акт согласования местоположения границ на бумажном носителе оформляется в одном (единственном) экземпляре. В случае подготовки акта согласования местоположения границ в электронном виде допускается его подготовка в виде одного электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями всех заинтересованных лиц - участников согласования, или в виде нескольких электронных документов, подписанных усиленными квалифицированными электронными подписями отдельных заинтересованных лиц - участников согласования.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ. Местоположение границ земельного участка при их согласовании в индивидуальном порядке в электронном виде считается согласованным с заинтересованными лицами в случае, если акт согласования местоположения границ заверен усиленной квалифицированной электронной подписью каждого из заинтересованных лиц (их представителей), включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. В случае, если при согласовании местоположения границ земельного участка в индивидуальном порядке в электронном виде у заинтересованного лица (его представителя) имеются возражения относительно данного согласования, такие возражения, оформленные в виде электронного документа и заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью указанного заинтересованного лица (его представителя), прилагаются к соответствующему акту согласования местоположения границ (являются его неотъемлемой частью), при этом в акт согласования местоположения границ земельного участка запись о содержании указанных возражений не вносится.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, а также ч. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, является государственной собственностью. В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Из материалов дела следует, что истцы являются собственниками жилого дома по адресу: Москва, адрес - по 1/2 доле каждый.
Право собственности Серегина Евгения Владимировича на 5/12 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: Москва адрес возникло на основании договора передачи квартиры в собственность N 03В710-000001 от 27.11.2000 г. и на 1/12 долю - на основании договора купли-продажи от 10.09.2021 года.
Право собственности Серегиной Александры Сергеевны на 5/12 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: Москва, адрес возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 26.05.2021 г. после смерти фио и на 1/12 долю - на основании договора купли-продажи от 10.09.2021 года.
Границы земельного участка по адресу: адрес, на котором расположен жилой дом, принадлежащий на праве общей долевой собственности истцам, в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены и на кадастровый учет земельный участок не поставлен. Сведений о данном земельном участке как о ранее учтенном не имеется.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес N 223219Б от 07.06.2021 г. утверждена схема расположения земельного участка по адресу: адрес, земельный участок 49 на кадастровом плане территории, в соответствии с которым проектная площадь земельного участка составляет 677 кв.м (подлежит уточнению при проведении кадастровых работ), при этом определены характерные точки и координаты данного земельного участка.
С данным распоряжением истцы не согласны, что следует из направленной ими в адрес Департамента городского имущества адрес претензии с требованием об отмене данного Распоряжения и согласовании границ земельного участка в площади размером 1425 кв.м в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером фио
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06.09.2023 года для определения границ земельного участка по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам фио "Межрегиональная судебно-экспертная служба".
Согласно представленному судебной коллегии экспертному заключению N 1-33-22545/2023, составленному экспертами фио "Межрегиональная судебно-экспертная служба", следует, что на основании представленных документов площадь придомовой территории на момент измерений специалистами БТИ на дату 01.08.1991 г. и позднее составляет 1464 кв. адрес планы БТИ не могут быть использованы для подтверждения местоположения границ участка, так как подготовлены от руки и без соблюдения масштаба. Кадастровый план земельного участка 77:03:10001:31 N 03/06-4436 от 30.03.2006 г. подтверждает фактические границы участка по результатам измерений не полностью с учетом мелкого масштаба и плохого качества изображения плана. То есть графически достоверно с нормативной точностью невозможно подтвердить площадь участка 1464 кв.м.
Границы, указанные на схеме расположения, подготовленной ДГИ в части 11??20? не подтверждаются фактическими ограждениями или представленными документами о местоположении границ земельного участка. Площадь 677 кв.м также не подтверждена представленными документами.
Схема расположения, подготовленная кадастровым инженером фио, соответствует фактическим границам исследуемого земельного участка с учетом границ соседних землепользователей/зон с площадью 1425 кв. адрес схема соотносится с представленными документами, подтверждающими площадь и местоположение границ исследуемого участка с учетом возможных неточностей при наложении/проверки чертежей графическим способом. Координаты схемы расположения земельного участка представлены в таблице 1.
Границы исследуемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 77:03:0000000:1000. Площадь пересечения составляет S1=7 кв. адрес наложения в рамках данной экспертизы выявить не представляется возможным, так как в материалах дела отсутствует межевой план, на основании которого земельный участок с кадастровым номером 77:03:0000000:1000 поставлен на кадастровый учет. В качестве варианта устранения пересечения экспертом предлагается установить ограждение по границе земельного участка кадастровым номером 77:03:0000000:1000. Координаты части земельного участка, пересекающего границы участка с кадастровым номером 77:03:0000000:1000, представлены в таблице 4.
Также выявлено пересечение (наложение) фактических границ исследуемого земельного участка с границами территориальной зоны 77:03:- 7.4623. На Рисунке 1 оранжевой штриховкой обозначена часть земельного участка, пересекающая границы территориальной зоны 77:03:-7.4623 с номерами 1-2-1Г-10?-9?-8?-7?-6?-5?-4?-3?-2?-1?. Площадь пересечения составляет S =15 кв. адрес наложения в рамках данной экспертизы выявить не представляется возможным, так как в материалах дела отсутствует проект межевания территории, на основании которого устанавливались границы территориальной зоны 77:03:-7.4623, в качестве варианта устранения пересечения экспертом предлагается установить ограждение по границе территориальной зоны 77:03-7.4623. Координаты части земельного участка, пересекающего границы территориальной зоны, представлены в таблице 5.
Суд апелляционной инстанции, оценив указанное заключение N 1-33-22545/2023, приходит к выводу, что заключение соответствует требованиям гражданско-процессуального законодательства, выполнено экспертом, квалификация которого сомнений у суда не вызывает, оформлено надлежащим образом, научно обосновано, не имеет противоречий, его выводы представляются ясными и понятными, оснований не доверять заключению эксперта не имеется.
При этом судебная коллегия учитывает, что в соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных ограничений - часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законами.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя их сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Из представленных материалов дела, равно как из экспертного заключения следует, что фактические границы спорного земельного участка площадью 1425 кв.м соответствуют схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером фио, с адресным ориентиром: адрес.
Между тем, составленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная Распоряжением заместителя руководителя Департамента городского имущества адрес от 07.06.2021 г. N 23219Б, подготовлена в одностороннем порядке и не соответствует фактически занимаемой площади спорного домовладения, что подтверждается, кроме ограждений, определяющих границы, имеющимися в распоряжении фио документами, подтверждающими его право на земельный участок.
Кроме того, согласно представленным сведениям Технического паспорта на домовладение N 49 по адрес унитарного предприятия Московского городского бюро технической инвентаризации дворовая территория дома N 49 по адрес ранее имела площадь 1464 кв.м, что подтверждается справками Бюро технической инвентаризации исполкома Перовского райсовета от 01.08.1991 г, Территориального бюро технической инвентаризации адрес округа от 11.03.1997 года N 900, Территориального бюро технической инвентаризации Восточное -1 от 06.10.1997 года N 217 и от 27.06.1997 года, ТБТИ "Восточное - 1" МосгорБТИ от 01.08.1998 года, ТБТИ Восточное - 1 МосгорБТИ от 05.08.2002 года, ТБТИ "Восточное-1" МосгорБТИ от 24.09.2007 года.
Также ранее земельный участок, расположенный под указанным домом, имел большую площадь - 1555 кв.м, что подтверждается договором дарения 5/6 долей дома от 03.10.1995 г. N 464 в интересах одаряемого Люберецкого дорожно-эксплуатационного управления. В дальнейшем площадь земельного участка была определена по фактическому ее пользованию - 1464 кв.м и в настоящее время фактические границы испрашиваемого земельного участка соответствуют схеме расположения на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером фио, и составляют площадь 1425 кв.м.
Истец Серегин Е.В, являясь общедолевым собственником земельного участка под домом 49 на адрес, с даты регистрации собственности оплачивал земельный налог соразмерно своей доли, что подтверждается кассовыми квитанциями по налоговым уведомлениям, приобщенным к материалам дела.
Факт оплаты Серегиным Е.В. земельного налога подтверждается в уведомлении ИФНС России N 20 по адрес от 04.07.2022 года за исх. N15- 12/22603@, с пояснениями об исчислении налога в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 85 Налогового Кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 02.06.2015) органы местного самоуправления обязаны были ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, выделенных (предоставленных) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ.
Таким образом, подразделения, органы и учреждения ДГИ адрес практически не исполнили обязанности, возложенные законодательством РФ в части информирования налоговых органов об объекте налогообложения, лишив фио возможности добросовестного исполнения налоговых обязанностей.
Судебная коллегия принимает во внимание, что на спорном земельном участке находится принадлежащий истцам объект недвижимости (по 1/2 доли), права на который перешли к ним в законном порядке, право предыдущих собственников объекта недвижимости возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ, следовательно, на основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации объектов недвижимости" они вправе приобретать бесплатно в собственность испрашиваемый земельный участок, который находится в их фактическом пользовании, соразмерно принадлежащей им доле общедолевой собственности жилого дома. Кроме того, спорный земельный участок в соответствии со ст. 11.10 и ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не относится к участкам, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что исковые требования фио, Серегиной А.С. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, на основании ст. 98 ГПК РФ расходы истца на оплату государственной пошлины в сумме сумма подлежат возмещению за счет ответчика ДГИ адрес в связи с удовлетворением иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда адрес от 6 декабря 2022 года отменить и принять новое решение.
Иск Серегина Евгения Владимировича и Серегиной Александры Сергеевны удовлетворить.
Установить границы земельного участка с адресным ориентиром: адрес соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером фио, и признать за Серегиным Евгением Владимировичем, Серегиной Александрой Сергеевной право общедолевой собственности на земельный участок (по 1/2 доли), расположенный по адресу: адрес, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером фио:
Обозначение характерных точек границ Координаты, м
X Y
1 2 3
Н1 6096, 83 22528, 48
н2 6109, 00 22544, 06
Н3 6112, 07 22547, 77
н4 6115, 04 22551, 94
5 6122, 97 22567, 75
6 6125, 34 22572, 57
н7 6127, 21 22576, 47
8 6126, 63 22576, 74
9 6123, 95 22578, 00
10 6121, 26 22579, 23
11 6118, 56 22580, 45
12 6115, 85 22581, 65
13 6113, 14 22582, 83
14 6110, 41 22583, 99
15 6107, 68 22585, 14
16 6104, 94 22586, 26
н17 6102, 91 22587, 08
н18 6095, 98 22577, 46
н19 6089, 70 22568, 08
н20 6084, 71 22559, 17
н21 6084, 26 22558, 29
н22 6082, 89 22555, 29
н23 6079, 77 22548, 03
24 6079, 88 22548, 02
25 6094, 48 22532, 53
н1 6096, 83 22528, 48
Взыскать с ответчика Департамента городского имущества адрес в пользу Серегина Евгения Владимировича расходы на оплату государственной пошлины в размере сумма.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.