Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Жолудовой Т.В, Заскалько О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колесниковой Е.Д, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Демёхиной К.А. на решение Симоновского районного суда города Москвы от 16 марта 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Сырова... к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области об обязании включить в специальный стаж период работы, обязании назначить досрочную страховую пенсиюпо старости, - удовлетворить.
Признать за фио (СНИЛС...) право на досрочную пенсию по старости с 10 января 2022г. в связи с осуществлением работы в должности спасателя более 15 лет: 16 лет и 11дней
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы Сырова... (СНИЛС...) с 16.08.2006 по 10.01.2022.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации городу Москве и Московской области назначить Сырову Александру Борисовичу (СНИЛС...) досрочную страховую пенсию по старости с 10.01.2022г.;
УСТАНОВИЛА:
Сыров А.Б. обратился в суд с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - ОСФР по г. Москве и Московской области), суд признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением работы в должности спасателя более 15 лет, в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать ОСФР по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж период работы с 31.01.2005г. по 10.01.2022г. и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10.01.2022г.
В обоснование заявленных требований истец Сыров А.Б. указал, что ответчиком ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, поскольку спасатели ГКУ МО "Мособлпожспас" не имеют право на досрочное пенсионное обеспечение. Полагая свои права нарушенными, истец обратился с данным иском в суд, просил признать решение ответчика незаконным, обязать пенсионный орган включить в подсчет льготного стажа периоды работы в должности... и назначить пенсию досрочно.
Представитель истца Бобров Г.А. в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции поддержал исковые требования. Представитель ответчика Рубцова А.К. иск не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит ответчик, по доводам апелляционной жалобы ссылаясь на неправильное применение ответчиком норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Боброва Г.А, возражавшего против доводов поданной ответчиком апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенного представителя ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ответчика имеются.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-... ных службах, профессиональных аварийно-... ных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "и" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665, а также пп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-... ных службах и формированиях федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются Перечни должностей и специальностей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. N 702:
перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-... ных службах и формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации";
перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-... ных службах и формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Исходя из приведенных положений действующего законодательства, такими лицами являются только спасатели, спасатели 1, 2, 3 классов и спасатели международного класса, а также отдельные руководители аварийно-... ных подразделений, при условии участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и наличии постоянной работы по вышеуказанным Перечням не менее 15 лет в профессиональных аварийно-... ных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 10.01.2022 фио, паспортные данные, обратился в ОСФР по г. Москве и Московской области (ранее - ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 01.03.2022 Сырову А.Б. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права на установление досрочной страховой пенсии по старости.
В решении об отказе в назначении страховой пенсии по старости указано, что спасатели ГКУ МО "Московская областная противопожарно-... ная служба" право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеют.
Организация ГКУ "Мособлпожспас" в Перечнях льготных профессий, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, профессию "... " не заявляет. Организация Люберецкое территориальное управление силами и средствами Государственного казенного учреждения МО "Московская областная противопожарная... ная служба" не заявляет о наличии рабочих мест, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии. Наблюдательное дело по данной организации не формировалось. Индивидуальные сведения за период работы с 31.05.2005 по 31.12.2007, с 01.07.2020 по 31.12.2021 на Сырова А.Б. сданы без кода льготной работы и являются достоверными.
Согласно ответу на запрос из отдела ОФППОКЗЛ, проверить и подтвердить факт работы Сырова А.Б. за период с 01.01.2008 по 30.06.2020 в должности спасателя в Раменском территориальном управлении силами и средствами ГКУ МО "Московская противопожарно-... ная служба" не представляется возможным, так как организация снята с учета 11.08.2020.
Спасатели поисково-... ных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России. Поэтому правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не пользуются.
Организация Раменское территориальное управление силами и средствами ГКУ МО "Мособлпожспас" Перечни с льготными должностями не представляла, наблюдательного дела организации нет. Индивидуальные сведения Сырова А.Б. за период с 01.01.2008 по 30.06.2020 проверены и являются достоверными.
Как усматривается из трудовой книжки, истец 31.12.2005 принят в ГУ МО "Мособлспас" в... на должность спасателя, 21.04.2006 присвоена квалификационная категория "... ", 01.01.2008 ГУ МО "Мособлспас" реорганизовано в ГУ МО "Мособлпожспас", 01.01.2008... переподчинен Раменскому территориальному управлению силами и средствами ГУМО "Мосолбпожспас", 16.04.2008 истцу присвоена квалификация "... III класса", 01.11.2010 переведен на должность спасателя в 343 специализированную пожарную часть, 17.02.2011 присвоена квалификация "... 2 класса", 01.07.2011 переведен в 343 пожарно-... ную часть на должность спасателя, 10.11.2011 ГУ МО "Мособлпожспас" переименовано путем изменения типа в ГКУ МО "Мособлпожспас", 28.04.2012 переведен в 343 пожарно-... ную часть спасателем (старшим смены), 20.02.2014 подтверждена квалификация "... второго класса", 24.11.2016 аттестован на квалификацию "Спасатель 3 класса", 24.10.2019 присвоена квалификация "Спасатель 2 класса", 01.07.2020 переведен в Люберецкое территориальное управление силами и средствами Государственного казенного учреждения адрес "Московская областная противопожарно-... ная служба в поисково-... ный пост 343 пожарно-... ной части на должность... (старший смены), где работает по настоящее время.
Справка от 12.01.2022 N 97 выдана Сырову А.Б, паспортные данные, в том, что он действительно работает в... с 31.01.2005 по настоящее время. Выполнял работу в режиме рабочего времени в соответствии с графиком, без совмещения других профессий.
С 31.12.2005 по 31.10.2010 -... (приказ от 30.12.2005 N 630-к), (01.01.2008 ГУ МО "Московская областная... ная служба" реорганизовано в Государственное учреждение Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба", 01.01.2008... переподчинен Раменскому территориальному управлению силами и средствами Государственного учреждения Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба");
21.04.2006 присвоена квалификация "... ", 16.04.2008 присвоена квалификация "... 3 класса", с 01.11.2010 по 30.06.2011 -... 343 специализированной пожарной части Раменского территориального управления силами и средствами Государственного учреждения Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба" (приказ от 01.11.2010 N 95-к), (01.07.2011 343 специализированная пожарная часть" переименована в 343 пожарно-... ную часть Государственного учреждения Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба");
17.02.2011 присвоена квалификация "... 2 класса", с 01.07.2011 по 27.04.2012 -... 343 поисково-... ного части Раменского территориального управления силами и средствами Государственного казенного учреждения Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба" (приказ от 28.04.2012 N 44-к), (10.11.2011 Государственное учреждение Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба" переименовано в Государственное казенное учреждение Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба";
с 01.07.2012 по 30.06.2020 -... (старший смены) 343 поисково-... ного части Раменского территориального управления силами и средствами Государственного учреждения Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба" (приказ от 28.04.2012 N 34-к);
20.02.2014 подтверждена квалификация "... 2 класса", 24.11.2016 присвоена квалификация "... 3 класса", 24.10.2019 присвоена квалификация "... 2 класса".
с 01.07.2012 по настоящее время -... (старший смены) поисково-... ного пост пожарно-... ной части Люберецкого территориального управления силами и средствами Государственного казенногоучреждения Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба" (приказ от 25.06.2020 N 114-к).
В соответствии с картой специальной оценки условий труда имеет 4 класс опасности на рабочем месте.
Сырову А.Б. 21.4.2006 выдана книжка спасателя серия 0-211 N 002369, в которой отражено, что он владеет специальностями: водитель категории "В", "С",... -стропальщик, эл.-техн. Персонал до 10ЭОВ при АСР, ПМП пострадавшим при ЧС, допуск к работе с компрессорами и сосудами под давлением, пожарный. В книжке спасателя также отражено, что Сыров А.Б. регулярно принимал участие в ликвидации последствий ЧС, ДТП, в тушении пожаров.
В материалы дела истцом представлена копия должностной инструкции спасателя (старшего смены) поисково-... ного подразделения ПСЧ-343 Раменского территориального управления силами и средствами ГКУМО "Мособлпожспас", согласно которой... (старший смены) во время дежурств является материально-ответственным лицом и отвечает за сохранность и исправное состояние материальных средств и аварийно-... ного оборудования, несет личную ответственность за исправное состояние и правильную эксплуатацию АСМ, ГАСИ, оборудования, приборов, снаряжения, вести и контролировать ведение подчиненными учетную и регистрационную документацию по выездам дежурной смены, оказанию первой помощи пострадавшим, расходу и применению медицинского имуществ, учету пострадавших, расходу и учету ГСМ и другого имущества. Выполнять аварийно-... ные, поисково-... ные и другие неотложные работы в различных климатических условиях с использованием соответствующего снаряжения, поддерживать постоянную готовность к участию и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, вести поиск пострадавших, в том числе с применением специальных приборов поиска, принимать меры по их спасению, оказывать им первую помощь и другие виды помощи, готовить к работе аварийно-... ные средства, имущество и снаряжение для выполнения аварийно-... ных работ, устанавливать и вести радиосвязь в ходе проведения аварийно-... ных работ, обеспечивать постоянную готовность аварийно-... ного инструмента, оборудования, техники и спасателей дежурной смены к немедленному выезду для ликвидации последствий ЧС, уметь самостоятельно работать в различных ЧС природного и техногенного характера и организовать работу спасателей в зоне ликвидации последствий ЧС.
Также истцом в материалы дела представлены копии удостоверений о награждении его ведомственными знаками ("За безупречную работу" 2012г, "25 лет МЧС России" 2016г, "За заслуги" 2018г.) и медалью МЧС России ("Участнику ликвидации пожаров 2010 года"), Свидетельства о присвоении почетного звания "Заслуженный... Московской области", почетных грамот и благодарственных писем.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчика надлежит обязать включить в специальный страховой стаж истца периоды работы с 31.12.2005 по 10.01.2022 продолжительностью 16 лет 11 дней. Поскольку по состоянию на 10.01.2022 стаж Сырова А.Б, достигшего возраста 47 лет, на соответствующих видах работ составил более 15 лет, суд принял решение об удовлетворении требований истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязав ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10.01.2022.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Обращаясь в суд с данными требованиями истец приводил доводы о том, что Государственное учреждение Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба" является составной частью сил Московской областной территориальной подсистемы (МОСЧС) единой государственной системы противопожарной службы и осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с силами МОСЧС и Главным управлением МЧС России по Московской области, что следует из должностной инструкции. и Устава от Государственного учреждения Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба".
Как следует из Устава Государственного учреждения Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба", учреждение создано в соответствии с Законом Московской области от 26 мая 2005 года "О государственных аварийно-... ных службах Московской области и социальной поддержке спасателей", постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 N 787/37 "О создании государственного учреждения Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба", постановлением Правительства Московской области от 08.09.2011 N 974/35 "О создании ГКУ Московской области "Московская областная противопожарно-... ная служба" и является правопреемником государственного учреждения Московской области "Противопожарная служба Московской области" и государственного учреждения Московской области "Московская областная... ная служба" (размещен в общем доступе на интернет-сайте ГКУ МО "Мособлпожспас" mospas.mosreg.ru).
Учреждение находится в ведомственном подчинении Управления по обеспечению деятельности противопожарно-... ной службы Московской области.
Учредителем является Московская область. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Московской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области осуществляет Управление по обеспечению деятельности противопожарно-... ной службы Московской области.
При тушении пожаров, организации и проведении аварийнно-... ных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера оперативное управление силами и средствами Учреждения осуществляет Главное Управление МСЧ России по Московской области в соответствии с Соглашением о взаимодействии. Главное Управление МСЧ России по Московской области осуществляет организационное, кадровое обеспечение полномочий, переданных в соответствии с Соглашением.
Таким образом, поисково-... ная часть ПСЧ-343 Раменского (затем Люберецкого) территориального управления силами и средствами (структурное подразделение) ГКУ МО "Мособлпожспас", где работал истец, находилась в подчинении Управления по обеспечению деятельности противопожарно-... ной службы Московской области, содержались за счет средств областного бюджета, Главное управление МЧС России по Московской области функционирует при Правительстве Московской области, следовательно, относится к противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Компетенция аварийно-... ных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-... ных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-... ные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации, отменяя решение суда первой инстанции как постановленное при неправильном применении норм материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия исходит из того, что истец в оспариваемые периоды не работал в службах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Противопожарно-... ная служба субъектов Российской Федерации (ГКУ МО "Мособлпожспас") создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правовых оснований для удовлетворения его иска у суда не имелось.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (ранее подпункт 16 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ), основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-... ных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-... ных служб и формирований МЧС России имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-... ных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-... ных служб и формирований МЧС России и спасателей профессиональных аварийно-... ных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-... ных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Довод истца об отнесении профессиональной поисково-... ной службы ГКУ МО "Мособлпожспас" к формированию МЧС России подтверждения по делу не нашел.
Справка N 97 от 12.01.2022, выданная истцу работодателем Люберецким территориальным управлением силами и средствами ГКУ МО "Мособлпожспас", подтверждает факт работы истца, занимаемые должности, характер деятельности, но не соотносит деятельность истца как дающую право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что фактически согласуется с иными представленным истцом доказательствами, не подтверждающими особый характер деятельности в формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 16 марта 2023 года отменить, принять новое решение.
Отказать Сырову фио в удовлетворении иска к ОСФР по Москве и Московской области филиал N 8 по Москве и Московской области об обязании включить в специальный стаж период работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.