Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Левшенковой В.А, судей Мищенко О.А, Морозовой Д.Х, с участием прокурора Ларионовой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костюковой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мищенко О.А.
гражданское дело Лефортовского районного суда г. Москвы N 2-3866/2022 по апелляционной жалобе представителя ответчика Дементьева И.В. по доверенности Альбрехта В.А. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 27 октября 2022 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Дементьева Ильи Владимировича, Саблиной Дарьи Викторовны, Дементьевой Вероники Ильиничны в пользу Минобороны Российской Федерации денежные средства в размере 561 000 руб. 816 коп, в остальной части иска отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истцы Миноборона РФ, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Минобороны России (ФГАУ "Росжилкомплекс") обратились в суд с иском к Дементьеву И.В, Саблиной Д.В, Дементьевой В.И. о признании утратившими право пользования жилым помещением по адресу: адрес ****, выселении из указанного жилого помещения, взыскании денежных средств денежных средств в размере 561 816 руб. за незаконное использование жилого помещения в период с 05.01.2021 г. по 05.04.2022 г, указав, что в связи с прохождением военной службы в г.Москве Дементьеву И.В. и членам его семьи Минобороны РФ в лице начальника Общевойсковой академии ВС РФ по договору найма жилого помещения предоставлено жилое помещение по адресу: адрес ****.
Решением ДЖО Минобороны РФ N ****от 15.07.2020 г. ****у Дементьеву И.В. и совместно проживающим с ним членам семьи Саблиной Д.В. (супруга), Дементьева В.И. (дочь), паспортные данные, предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 9 228 301 руб. 50 коп.
Решением ДЖО МО РФ N **** от 23.07.2020 г. Дементьев И.В. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянно проживания в связи с предоставлением военнослужащему субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Также 23.07.2020 г. между ДЖО МО РФ и Дементьевым И.В. заключено соглашение, из которого следует, что Дементьев И.В. и члены его семьи обязуются не позднее 4 месяцев с момента перечисления ЖС на банковский счет освободить занимаемое ими на основании договора о предоставлении жилого помещения для временного проживания (гражданско-правовой договор) N 216/201а от 24.11.2009 г, выданного Общевойсковой академией ВС РФ (ОА), по адресу: адрес Машиностроения, д.7/3, кв.132, сняться с регистрационного учета, представить копию акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей; согласно п.4 данного соглашения при неисполнении гражданином и (или) членами его семьи обязательств по настоящему соглашению, в пользу Минобороны РФ взыскиваются понесенные убытки, сумма неосновательного денежного обогащения и проценты за пользование чужим имуществом; данное соглашение ответчиками подписано.
Платежным поручением от 05.08.2020 г. субсидия в указанном размере перечислена на счет Дементьева И.В.
09.06.2020 г. ответчиками дано нотариально оформленное обязательство в 4-х месячный срок со дня получения жилищной субсидии сняться с регистрационного учета, освободить занимаемое жилое помещение по адресу: адрес Машиностроения, д.7, к.3, кв.132, предоставить в уполномоченный орган Минобороны РФ документы, подтверждающие фактическое освобождение: акт приема-передачи жилого помещения управляющей компании, с отметкой о сдаче ключей, об отсутствии задолженности.
14.07.2021 г. Дементьеву И.В. направлено уведомление об освобождении спорного жилого помещения в срок до 30.08.2021 г.
04.03.2022 г. комиссией ФГАУ "Росжилкомплекс" составлен акт о фактическом проживании ответчиков в спорном жилом помещении.
Учитывая изложенное, поскольку ответчики до настоящего времени незаконно занимают спорное жилое помещение, истцы обратились в суд с настоящими требованиями.
Представитель истца (Минобороны РФ) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель истца (ФГАУ "Росжилкомплекс") по доверенности Пирматов В.А. в судебное заседание явился, иск поддержал.
Ответчики Дементьев И.В, Саблина Д.В, Дементьева В.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, ранее направили возражения относительно исковых требований.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого в части удовлетворения исковых требований просит представитель ответчика Дементьева И.В. по доверенности Альбрехт В.А. по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик Дементьев И.В, его представитель по доверенности по ордеру адвокат Альберехт В.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель истцов Министерства обороны РФ, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной структуры МО РФ по доверенностям Никулин Е.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы не признал.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчики Саблина Д.В, Дементьева В.И. не явились, извещены надлежаще. В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и требованиями закона.
В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных и жилищно-строительных кооперативах.
Согласно ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предусматриваются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Согласно ст.105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно Федеральному закону N 76-ФЗ от 27.05.1998 г. "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и проживающие совместно с ними члены их семей, не обеспеченные жилыми помещениями в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части (организации, учреждения, органы), закрытых военных городках или близлежащих населенных пунктах, включаются федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением в списки нуждающихся в специализированных жилых помещениях и обеспечиваются служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях.
В случае отсутствия свободных служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях федеральные органы исполнительной власти или федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченные ими органы или учреждения предоставляют военнослужащим-гражданам и проживающим совместно с ними членам их семей, включенным в списки нуждающихся в специализированных жилых помещениях, арендованные жилые помещения, а в случае их отсутствия выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии со статьей 15.3 настоящего Федерального закона (ст.15.2)
Порядок расчета денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и ее размеры утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок выплаты указанной денежной компенсации устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ст.15.3)
Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 909 "О порядке расчета и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ и иным лицам в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).
В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.
Приказами Министерства труда и социальной защиты РФ утверждается предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв.м. общей площади жилого помещения.
Согласно инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.
Как установлено судом, а также подтверждается материалами дела, спорное жилое помещение находится по адресу: адрес ****.
Согласно п.1, 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно пп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указам Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
В целях организации работы по обеспечению жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации согласно приказу Министра обороны РФ от 07.11.2018 г. N 621, принятому в целях организации работы по обеспечению жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения является уполномоченным органом Министерства обороны по вопросам реализации в Вооруженных Силах требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Министерства обороны, в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляющим свои функции через специализированные организации Министерства обороны.
Приказом Министра обороны РФ от 03.09.2020 г. N 444 утверждено Положение о Департаменте военного имущества Минобороны РФ, который предназначен для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, земельными участками, ВДВИ; организации деятельности по расквартированию войск (сил); контролю за реализацией инвестиционных контрактов, стороной по которым являются Министерство обороны или учреждения; организации осуществления закупок работ по утилизации обычных ВВТ; организации работы, связанной со сбором и передачей на переработку, реализацию ЛОДМ, а также с учетом ДМ и ДК в Вооруженных Силах, в том числе формированием сводной отчетности в сроки и порядке, которые определены нормативными правовыми актами Российской Федерации; управлению в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах военных лесничеств.
Приказом Министра обороны РФ от 04.04.2020 г. N 175 с 1 мая 2020 г. создано федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего Учреждения.
Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Учреждение подчиняется руководителю Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, отнесено к специализированному жилищному фонду, полномочия собственника в отношении указанного жилого помещения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации; приказом директора ДИО Минобороны РФ N 1310 от 03.07.2020 г. за ФГАУ "Росжилкомплекс" закреплено право оперативного управления.
В связи с прохождением военной службы в г.Москве Дементьеву И.В. и членам его семьи Минобороны РФ в лице начальника Общевойсковой академии ВС РФ по договору найма жилого помещения предоставлено жилое помещение по адресу: адрес ****.
Решением ДЖО Минобороны РФ N ****от 15.07.2020 г. ****у Дементьеву И.В. и совместно проживающим с ним членам семьи Саблиной Д.В. (супруга), Дементьева В.И. (дочь), паспортные данные, предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 9 228 301 руб. 50 коп.
Решением ДЖО МО РФ N **** от 23.07.2020 г. Дементьев И.В. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянно проживания в связи с предоставлением военнослужащему субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Также 23.07.2020 г. между ДЖО МО РФ и Дементьевым И.В. заключено соглашение, из которого следует, что Дементьев И.В. и члены его семьи обязуются не позднее 4 месяцев с момента перечисления ЖС на банковский счет освободить занимаемое ими на основании договора о предоставлении жилого помещения для временного проживания (гражданско-правовой договор) N 216/201а от 24.11.2009 г, выданного Общевойсковой академией ВС РФ (ОА), по адресу: адрес Машиностроения, д.7/3, кв.132, сняться с регистрационного учета, представить копию акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей; согласно п.4 данного соглашения при неисполнении гражданином и (или) членами его семьи обязательств по настоящему соглашению, в пользу Минобороны РФ взыскиваются понесенные убытки, сумма неосновательного денежного обогащения и проценты за пользование чужим имуществом; данное соглашение ответчиками подписано.
Платежным поручением от 05.08.2020 г. субсидия в указанном размере перечислена на счет Дементьева И.В.
09.06.2020 г. ответчиками дано нотариально оформленное обязательство в 4-х месячный срок со дня получения жилищной субсидии сняться с регистрационного учета, освободить занимаемое жилое помещение по адресу: адрес Машиностроения, д.7, к.3, кв.132, предоставить в уполномоченный орган Минобороны РФ документы, подтверждающие фактическое освобождение: акт приема-передачи жилого помещения управляющей компании, с отметкой о сдаче ключей, об отсутствии задолженности.
14.07.2021 г. Дементьеву И.В. направлено уведомление об освобождении спорного жилого помещения в срок до 30.08.2021 г.
04.03.2022 г. комиссией ФГАУ "Росжилкомплекс" составлен акт о фактическом проживании ответчиков в спорном жилом помещении.
Возражая против заявленных требований, ответчики указали, что Дементьевым И.В. действительно была получена жилищная субсидия для приобретения жилья, документы, которые были им подписаны, в том числе обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения, были подписаны 23.07.2020 г, то есть до получения субсидии, перечисленной 05.08.2020 г, на момент подписания он не владел информацией относительно реальной стоимости жилья и не предполагал, что на выплаченную сумму сможет приобрести жилье только на стадии котлована в рамках договора долевого участия за пределами МКАД, данный договор был заключен 15.08.2020 г, передаточный акт на квартиру к договору долевого участия подписан 26.07.2022 г, командование знало о том, что в связи с фактическим отсутствием жилья не имеет возможности освободить помещение, знал об это и истец, о чем есть отметка в акте о фактическом проживании от 04.03.2022 г. В настоящее время требование об освобождении занимаемого помещения выполнено в соответствии с ранее взятыми на себя обязательствами.
Суд признал указанные доводы несостоятельными, поскольку согласно закону служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, при этом необходимо принимать во внимание, что по смыслу ФЗ "О статусе военнослужащих" выплата жилищной субсидии является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, то есть равнозначной по правовым последствиям форме реализации прав военнослужащих в виде предоставления жилого помещения для постоянного проживания.
15.08.2022 г. между Дементьевым И.В. и уполномоченной организацией Минобороны РФ - ФГАУ "Росжилкомплекс" подписан акт приема-передачи спорного жилого помещения, из которого следует, что Дементьев И.В. сдал спорное жилое помещение.
Учитывая, что ответчиками спорное жилое помещение сдано оснований для удовлетворения требований о признании ответчиков утратившими право пользования спорным жилым помещением, выселении из спорного жилого помещения не имеется.
В то же время, истец указывает, что неосвобождение ответчиками спорного жилого помещения в установленные сроки препятствовало реализации действующими военнослужащими права на обеспечение служебным жилым помещением на период прохождения военной службы, а также указал, что в соответствии с нормативом площади жилого помещения, используемым для расчета размера денежной компенсации, за аналогичное по площади жилое помещение, арендуемое военнослужащим на условиях найма (поднайма), Минобороны РФ выплачивает денежную компенсацию в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 909, то есть, на состав семьи военнослужащего при численности семьи 4 человека и более по 12 кв.м. на каждого члена семьи. Таким образом, Минобороны понесло убытки, связанные с невозможностью предоставления пользования данным специализированным жилым помещением военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в городе Москве и вынужденной необходимостью оплачивать им компенсации за наем жилых помещений за счет средств федерального бюджета, которые могли бы быть заселены в спорное жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи 4 человека 48 кв.м.
Учитывая условия заключенного соглашения об освобождении жилого помещения, данного ответчиком обязательства, дату поступления денежных средств (жилищной субсидии) на его счет - 05.08.2020 г, принимая во внимание, что спорное жилое помещение подлежало сдаче установленным порядком в уполномоченный орган в сфере жилищного обеспечения Минобороны РФ не позднее 05.01.2021 г, при этом спорное жилое помещение незаконно удерживается ответчиками с 05.01.2021 г, суд признал требования истцов о взыскании с ответчиков денежной компенсации за пользование спорным жилым помещением за период с 05.01.2021 г. по 05.04.2022 г. в размере 561 816 руб, при это суд согласился с представленным истцом расчетом, поскольку он является арифметически правильным и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Оснований для признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением и выселении суд не усмотрел.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, что предоставленной субсидии было недостаточно для приобретения готового жилого помещения, в связи с чем ответчики не имели возможности освободить спорное жилое помещения до окончания строительства, судебная коллегия отклоняет, поскольку они основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства. Ответчиком субсидия была получена, обязательство освободить жилое помещение было дано ответчиком и членами его семьи, в связи с чем должно было быть исполнено.
Доводы апелляционной жалобы, что истцом неверно произведен расчет подлежащих взысканию денежных средств, судебная коллегия отклоняет.
Пунктом 3 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службы по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного жилого фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31.12.2004 N909 (далее - Постановление) определен порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членами их семей.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004г. N909, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015г. N989 пункт 2 изложен в новой редакции, вступивших в законную силу с 30.09.2015г, в соответствии с которой, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения военнослужащим - гражданам, Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу военную службу по контракту, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьем этого же пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.10.2012 г. N1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).
В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 2 1 настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2 1 настоящего постановления.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.
Общая площадь однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: адрес Машиностроения, д.7, к.3, кв.132 составляет 30, 7 кв.м, квартира расположена в г.Москве.
В служебном жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу, могла проживать семья из одного человека.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 июля 2019 г. N 524Н утверждена предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв.метра общей площади жилого помещения на 2020 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, по г. Москве, в размере 783, 45 руб.
- 783, 45 рублей (стоимость 1 кв.метра) / 31 день = 25, 27 руб. (стоимость одного дня в декабре 2020 года).
25, 27 руб. (стоимость 1 кв.м.) х 24 кв.(норматив общей площади для расчета размера денежной компенсации) х 25 дней (период в декабре 2020г.) = 15 162 руб. (сумма за период с 07.12.2020 по 31.12.2020)
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 468Н утверждена предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв.метра общей площади жилого помещения на 2021 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, по г. Москве, в размере 778, 43 руб.
778, 43 руб. (стоимость 1 кв.м.) х 24 кв.м.(норматив общей площади для расчета размера денежной компенсации) х 12 месяцев (период) = 224 187, 84 руб. (сумма за период с 01.01.2021 по 31.12.2021).
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 523Н утверждена предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв.метра общей площади жилого помещения на 2022 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, по г. Москве, в размере 787, 78 руб.
787, 78 руб. (стоимость 1 кв.м.) х 24 кв.м.(норматив общей площади для расчета размера денежной компенсации) х 7 месяцев (период) = 132 347, 04 руб. (сумма за период с 01.01.2022 по 30.07.2022).
787, 78 руб. (стоимость 1 кв.м.) /31 день = 25, 41 руб. (стоимость одного дня в августе 2022г.).
25, 41 руб. (стоимость 1 кв.м.) х 24 кв..(норматив общей площади для расчета размера денежной компенсации) х 14 дней (период в августе 2022г.) = 8 537, 76 руб. (сумма за период с 01.08.2022 по 14.08.2022).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 27 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.