Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Жолудовой Т.В., Заскалько О.В.
при помощнике судьи Колесниковой Е.Д, с участием прокурора Витман Ю.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московская комплексная спортивная школа олимпийского резерва "Запад" Департамента спорта города Москвы на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Солнцевского межрайонного прокурора города Москвы к ГБУ г. Москвы "Московская комплексная спортивная школа олимпийского резерва "Запад" Департамента спорта города Москвы - удовлетворить.
Признать бездействие ГБУ г. Москвы "Московская комплексная спортивная школа олимпийского резерва "Запад" Департамента спорта города Москвы (бывш. ГБУ г. Москвы "Спортивная школа олимпийского резерва N7") по исполнению требований законодательства о занятости населения и квотировании рабочих мест для молодежи за период с января 2021 года по март 2021 включительно года незаконным.
Обязать ГБУ "Спортивная школа олимпийского резерва" выплатить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи за период с января 2021 года по март 2021 года включительно в размере 164 556 рублей;
УСТАНОВИЛА:
Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ГБУ г. Москвы "Московская комплексная спортивная школа олимпийского резерва "Запад" (бывш. ГБУ г.Москвы "Спортивная школа олимпийского резерва N7") о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства о занятости населения и квотировании рабочих мест для молодежи за период с января 2021 года по апрель 2021 года незаконным, обязании выплатить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи за период с января 2021 года по апрель 2021 года в размере 164 556 рублей, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Солнцевской межрайонной прокуратурой г. Москвы выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов и квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи со стороны ответчика: за период с января 2021 года по апрель 2021 года (январь, февраль, март) не выполнена квота по трудоустройству молодежи, размер задолженности по выплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест составил 164 556 рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор исковые требования поддержал, представитель ответчика исковые требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГБУ г.Москвы "Московская комплексная спортивная школа олимпийского резерва "Запад" Департамента спорта города Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ГБУ г.Москвы "Московская комплексная спортивная школа олимпийского резерва "Запад" Департамента спорта города Москвы Давыдова А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Витман Ю.А, полагавшую решение подлежащим изменению, представителя третьего лица ГКУ ЦЗН Ельчанинова А.С, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для изменения в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления в части по доводам апелляционной жалобы ответчика, изученным материалам дела имеются.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в городе Москве утверждены региональные проекты национального проекта "Демография", которые интегрированы в Государственную программу города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы", утвержденную постановлением Правительства Москвы от 06 сентября 2011 года N 420-ПП. Одной из задач подпрограммы "Развитие рынка труда и содействие занятости населения", входящей в указанную государственную программу, является стимулирование работодателей к разработке и реализации политики эффективной занятости населения, в том числе, посредством квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 1032-1 работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе, на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон г. Москвы N 90) квотирование рабочих мест осуществляется для молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Частью 2 статьи 2 Закона г. Москвы N 90 предусмотрено, что работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 4 Закона г. Москвы N 90, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
Из положений части 3 статьи 2 Закона г. Москвы N 90 следует, что выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи считается трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Порядок предоставления сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу молодежи определен п. 2.9 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04 августа 2009 года N 742-ПП (далее - Положение), согласно которому работодатели ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в ГКУ ЦЗН сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу молодежи по форме, утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
Пунктом 2.8 Положения предусмотрено, что в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу молодежи работодатели ежемесячно в период с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере величины прожиточного минимума в городе Москве для трудоспособного населения, установленной в городе Москве на день уплаты указанной компенсационной стоимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
В соответствии с п. 21 Приложения 1 к Приказу Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 14 декабря 2017 года N 1532 "Об утверждении формы региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи" в строке 21 "Остаток неуплаты на начало отчетного квартала за плательщиком, всего" в графе 3 указывается общее количество незанятых квотируемых рабочих мест, за которые на начало отчетного квартала не перечислена в бюджет города Москвы компенсационная стоимость.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ГБУ г.Москвы "Московская комплексная спортивная школа олимпийского резерва "Запад" Департамента спорта города Москвы квоты по трудоустройству молодежи за 1 квартал 2021 года не выполнены, имеется задолженность по компенсационным платежам за указанный период.
Доказательств того, что ответчик выполнил условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, ответчиком не представлено. Компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи в сроки, установленные законом в бюджет г. Москвы не поступила.
Определяя размер компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест, подлежащей выплате в бюджет г. Москвы, суд первой инстанции исходил из того, что размер невыполненной квоты ГБУ города Москвы "Спортивная школа олимпийского резерва N7" по данным отчетов по форме N 1-квотирование "Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств" с 1 квартала 2021 года по 4 квартал 2021 года составляет 53 квоты, сумма задолженности исходя из действующей величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в городе Москве, составляет 164 556 руб. 00 коп.
Вместе с тем, согласно платежному поручению от 15.12.2021 N1571, компенсационные выплаты от работодателей, не выполнивших условий квотирования рабочих мест (оплата за молодежь) за 2 квартал 2021 года уплачена в размере 123 534 руб.
Первым кварталом является период с января по март.
Второй квартал начинается с первого апреля, а заканчивается последним днем июня.
Из представленного истцом расчета к уточненному иску также усматривается, что за 1 квартал 2021 года сумма задолженности исходя из действующей величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в городе Москве, составляет 164 556 руб. 00 коп.
Из расчета, представленного третьим лицом - ГКУ ЦЗН, также следует, что задолженность в размере 164 556 руб. 00 коп. образовалась за 1 квартал, то есть за январь, февраль, март 2021 года.
Таким образом, фактически, истец просит взыскать указанную сумму задолженности за 1 квартал 2021 года, и не отрицает факт исполнения обязательств по компенсационным выплатам за апрель 2021 года.
Разрешая исковые требования по существу, суд применил к спорным правоотношениям положения указанных выше правовых норм и пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства о занятости населения и квотировании рабочих мест для молодежи за период с января 2021 года по март 2021 года незаконным, обязании выплатить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи за период с января 2021 года по март 2021 года в размере 164 556 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, между тем находит обоснованными доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом неверно определен размер компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест, подлежащей выплате в бюджет г. Москвы.
Как верно установлено судом, ответчиком не выполнена квота по трудоустройству молодежи за 1 квартал 2021 года и имеется задолженность по компенсационным платежам за именно указанный период, поскольку компенсационная выплата за 2 квартал 2021 года уплачена.
Однако суд, соглашаясь с расчетом истца, ошибочно исходил из того, что количество незанятых квотируемых мест, за которые не перечислена компенсационная стоимость, составляет 7 мест, с учетом которых задолженность определена в сумме 164 556 руб.
Так, в соответствии с отчетом по форме N 1-квотирование "Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств за 1 квартал 2021 ГБУ города Москвы "Спортивная школа олимпийского резерва N7" количество невыполненных квот для трудоустройства молодежи составляет - 6.
Такое же количество нетрудоустроенной молодежи - 6 указано в предоставленных ГКУ ЦЗН сведениях по квотированию.
Таким образом, за указанный период размер задолженности по выплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест исходя из действующей на дату вынесения величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в городе Москве (23508 руб.) составляет 141 048 руб. (23508 руб. х 6), а не 164 556 руб, как указано судом.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части суммы подлежащей уплате компенсационной стоимости, указав ее размер 141 048 руб.
В остальной части предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, поскольку выводы суда основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несоответствии искового заявления требованиям гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании норм закона.
Доводы ответчика о том, что размер компенсационной стоимости должен рассчитываться исходя из величины прожиточного минимума в г. Москве, установленного на 2021 год, а не на день вынесения решения суда, также не могут быть признаны обоснованными, так как противоречат пункту 2.8 Положения, которым предусмотрено, что размер величины прожиточного минимума в городе Москве для трудоспособного населения принимается на день уплаты компенсационной стоимости.
Иные доводы не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем несостоятельны и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Солнцевского районного суда города Москвы от 24 ноября 2022 года изменить в части суммы подлежащей уплате компенсационной стоимости, обязав ГБУ г. Москвы "Московская комплексная спортивная школа олимпийского резерва "Запад" выплатить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест для трудоустройства молодежи за период с января 2021 года по март 2021 года в размере 141 048 рублей.
В остальной части решение Солнцевского районного суда города Москвы от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ г. Москвы "Московская комплексная спортивная школа олимпийского резерва "Запад" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.