Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мошечкова А.И., судей фио, фио, при помощнике Головиной Л.И., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело N 2-2433/23 по апелляционным жалобам ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства адрес, ответчика ГУП адрес по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток"
на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 17 августа 2023 года, которым постановлено:
исковые требования Заместителя Прокурора адрес к Государственному унитарному предприятию по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток", Департаменту жилищно-коммунального хозяйства адрес о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства - удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток", Департамент жилищно-коммунального хозяйства адрес в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести гидротехническое сооружение - плотину пруда на р. Варварка, левый приток р. Сосенка, вблизи Ивановского кладбища, в технически исправное состояние, отвечающее требованиям безопасности при его эксплуатации,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора адрес обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" (ГУП "Мосводосток"), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства адрес (адресМосквы) о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой адрес проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, водного законодательства и законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Проверкой было установлено, что адрес адрес расположено гидротехническое сооружение - плотина пруда на р. Варварка, левый приток р. Сосенка, вблизи Ивановского кладбища. Решением Щербинского районного суда адрес от 07.09.2022 г..по делу N 2-15214/2022, указанный объект признан собственностью адрес. Однако техническое состояние указанного объекта не соответствует предъявляемым к нему законом требованиям безопасности, объект находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается совместным актом проверки от 24.08.2022 г..Межрайонной природоохранной прокуратурой адрес и государственным инспектором МТУ Ростехнадзора, в котором зафиксированы следующие нарушения: целостность ж/б левой и правой стенки входного оголовка водосборного сооружения нарушена; в верхнем бьефе плотины у сооружающих сеток водосборного сооружения и русле отводящего канала выявлено наличие мусора; запирающий механизм (замок) на люке площадки обслуживания водосборного сооружения отсутствует; допущено оголение арматуры железобетонных конструкций выходного оголовка; на участке контакта с бетонными стенками отводящего канала имеются фильтрационные явления; на бетонных стенках отводящего канала имеются трещины; выявлена деформация ж/б плит укрепления берегов отводящего канала в правобережной части; целостность входного оголовка донного водосбора нарушена; камера регулирования донного водосбора не обнаружена.
Данные нарушения создают угрозу безопасности, жизни и здоровью граждан и могут способствовать возникновению чрезвычайных аварийных ситуаций. 02.09.2022 г..в адрес ДЖКХ адрес было направлено требование об устранении нарушений, однако до настоящего времени ГТС в надлежащее техническое состояние не приведено.
С учетом изложенного, истец просил обязать ГУП "Мосводосток" и Департамент жилищно-коммунального хозяйства адрес в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести гидротехническое сооружение - плотину пруда на р. Варварка, левый приток р. Сосенка, вблизи Ивановновского кладбища в технически исправное состояние, отвечающее требованиям безопасности при его эксплуатации.
Представитель истца исковые требования поддержал, дал пояснения по иску.
Представитель ответчика ГУП "Мосводосток" против удовлетворения иска возражал, просил увеличить срок сдачи объекта.
Представитель ответчика ДЖКХ адрес против удовлетворения иска возражал, просил в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят ответчики Департамент жилищно-коммунального хозяйства адрес, ГУП "Мосводосток", по доводам апелляционных жалоб.
Представители ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства адрес по доверенности фио, фио в заседание судебной коллегии явились, поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика ГУП Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" по доверенности фио в заседание судебной коллегии явился, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители истца Прокуратуры адрес прокуроры фио, фио в заседание судебной коллегии явились, возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей истца, представителей ответчиков, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Прокуратурой адрес проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, водного законодательства и законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Проверкой было установлено, что в адрес адрес расположено гидротехническое сооружение - плотина пруда на р. Варварка, левый приток р. Сосенка, вблизи Ивановского кладбища.
Решением Щербинского районного суда адрес от 07.09.2022 г. по делу N 2-15214/2022, указанный объект признан собственностью адрес.
Однако техническое состояние указанного объекта не соответствует предъявляемым к нему законом требованиям безопасности, объект находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается совместным актом проверки от 24.08.2022 г. Межрайонной природоохранной прокуратурой адрес и государственным инспектором МТУ Ростехнадзора, в котором зафиксированы следующие нарушения: целостность ж/б левой и правой стенки входного оголовка водосборного сооружения нарушена; в верхнем бьефе плотины у сооружающих сеток водосборного сооружения и русле отводящего канала выявлено наличие мусора; запирающий механизм (замок) на люке площадки обслуживания водосборного сооружения отсутствует; допущено оголение арматуры железобетонных конструкций выходного оголовка; на участке контакта с бетонными стенками отводящего канала имеются фильтрационные явления; на бетонных стенках отводящего канала имеются трещины; выявлена деформация ж/б плит укрепления берегов отводящего канала в правобережной части; целостность входного оголовка донного водосбора нарушена; камера регулирования донного водосбора не обнаружена.
Данные нарушения создают угрозу безопасности, жизни и здоровью граждан и могут способствовать возникновению чрезвычайных аварийных ситуаций.
02.09.2022 г. в адрес ДЖКХ адрес было направлено требование об устранении нарушений, однако до настоящего времени ГТС в надлежащее техническое состояние не приведено.
Пунктом 4.38 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства адрес, утвержденного Постановлением правительства Москвы от 28.11.2017г. N 915-ПП, на Департамент возложена обязанность по обеспечению выполнения работ по содержанию гидротехнических соображений.
В силу п. 4.66 Положения Департамент выполняет функции и полномочия учредителя государственных учреждений, государственных унитарных предприятий адрес и соответствии с законами адрес, иными правовыми актами адрес, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных Департаменту организаций. ГУП "Мосводосток" находится в ведомственном подчинении департамента.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь п.11 ст. 1 адрес кодекса РФ, ст. 209 ГК РФ, ст. 3, п. 1 ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 3, ст. 8, ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пришел к выводу, что ответчики несут бремя содержания имущества, расположенного в адрес адрес - гидротехнического сооружения - плотины пруда на р. Варварка, левый приток р. Сосенка, вблизи Ивановского кладбища, в связи с чем, обязаны устранить нарушения федерального законодательства, а поэтому удовлетворил исковые требования.
Проверив дело в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требования Заместителя прокурора адрес к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства адрес в силу следующего.
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.
При этом в абзацах 3 и 4 статьи 3 указанного закона содержатся дефиниции эксплуатирующей организации и собственника гидротехнического сооружения.
Собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Как следует из материалов дела, решением Щербинского районного суда адрес от 07.09.2022 г. по делу N 2-15214/2022 удовлетворено заявление Департамента городского имущества адрес о признании права собственности адрес на спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:17:0000000:15826.
Между тем, право собственности на указанный объект в установленном законом порядке не зарегистрировано.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП, Департамент городского имущества адрес выполняет полномочия собственника имущества адрес.
Информация о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости в Департаменте отсутствует. Плотина пруда на реке Варварка, левом притоке реки Сосенка, вблизи Ивановского кладбища является сооружением без оформленных прав.
При этом нахождение ГУП "Мосводосток" в ведомственном подчинении Департамента не возлагает на него обязанности по организации контроля за соблюдением природоохранного законодательства и законодательства о безопасности гидротехнического сооружения, в связи со следующим.
Согласно пункту 1.2 Устава Государственного унитарного предприятия по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток", утвержденного распоряжением Департамента городского имущества адрес от 09.07.2019 г. N 26241, учредителем предприятия является адрес в лице Департамента городского имущества адрес. Полномочия собственника имущества Предприятия в соответствии с правовыми актами адрес осуществляет Департамент городского имущества адрес.
Предприятие находится в ведомственном подчинении Департамента жилищно-коммунального хозяйства адрес (абзац 3 пункта 1.2 Устава). Одной из основных задач ГУП "Мосводосток" в соответствии с его уставом является содержание на должном техническом уровне ГТС.
В соответствии с пунктом 4.66 Положения Департамент выполняет функции и полномочия учредителя государственных учреждений, государственных унитарных предприятий адрес в соответствии с законами адрес, иными правовыми актами адрес, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных Департаменту организаций, в том числе ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных Департаменту организациях.
Таким образом, из буквального толкования вышеупомянутого пункта Департамент осуществляет контроль только за деятельностью подведомственных Департаменту организаций, т.е. за деятельностью организаций, учредителем которых он является.
Исходя из системного толкования статей 113 и 114 Гражданского кодекса РФ, абзаца 2 части 1 статьи 2, части 1 статьи 8, пункта 17 части 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" именно собственник имущества унитарного предприятия осуществляет контроль за деятельностью унитарного предприятия.
Перечень полномочий Департамента городского имущества адрес и органов исполнительной власти адрес, в ведомственном подчинении которых находятся государственные унитарные предприятия (государственные предприятия, казенные предприятия) адрес, содержится в разделе 1 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти адрес при осуществлении прав собственника имущества и учредителя государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.09.2011 г. N 441-1111 "О совершенствовании системы взаимодействия органов исполнительной власти адрес при осуществлении прав собственника имущества и учредителя государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) адрес" (далее по тексту - Порядок).
Перечень контрольных мероприятий, реализуемых Департаментом, в ведомственном подчинении которого находится ГУП "Мосводосток", перечислен в пунктах 1.3.7.1 и 1.3.7.2 Порядка и является исчерпывающим. К их числу не относится осуществление контроля за соблюдением природоохранного законодательства и законодательства о безопасности гидротехнического сооружения.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что, возлагая на Департамент обязанность по приведению в технически - исправное состояние гидротехнического сооружения, прокуратура адрес не учитывала то, что Департамент является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющими функции по разработке и реализации государственной политики, в том числе, в сфере межотраслевой координации в сфере ремонта инженерных объектов и коммуникаций (пункт 1 Положения).
Согласно части 1 статьи 45 Устава адрес отраслевые органы исполнительной власти адрес осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом, т.е. Департамент разрабатывает правовые нормы в установленной сфере и обеспечивает их реализацию.
В силу пункта 3 Положения Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти адрес, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приведение в технически исправное состояние предполагает проведение капитального ремонта, т.е. комплекса работ по смене изношенных конструкции и деталей зданий и сооружений или замене их на более прочные.
Департамент не уполномочен проводить работы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Таким образом, решение подлежит отмене в части удовлетворения требования Заместителя прокурора адрес к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства адрес с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы ГУП адрес по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" о том, что в настоящее время ГУП "Мосводосток" не имеет на балансовом учете ГТС на реке Варварка, обязанность проведения капитального ремонта на указанном ГТС у ответчика отсутствует, вместе с тем, ответчик готов провести восстановительные работы, однако для этого необходимо совершить определенные действия, которые требуют длительного времени, а поэтому необходимо увеличить срок для исполнения решения суда до 19 месяцев, основании п.9 ч.1 ст.93 ФЗ от 5.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации возможно проведение закупки у единственного поставщика, что существенно сократит срок проведения закупки, коллегия находит несостоятельными, поскольку с момента выявления нарушений прошло более 2 лет, в связи с чем, предоставление ответчику срока в 19 месяцев является явно недопустимым с учетом имеющейся опасности для жизни и здоровья граждан. Установленный судом срок для исполнения решения соответствует принципу разумности, направлен на скорейшее устранение нарушений действующего законодательства. Также, в случае объективной невозможности исполнения решения суда в установленный срок, ответчик не лишен права обратиться за отсрочкой исполнения в порядке, предусмотренном ст.203 ГПК РФ.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 17 августа 2023 года отменить в части удовлетворения требования Заместителя прокурора адрес к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства адрес.
В указанной части принять новое решение.
В иске Заместителя прокурора адрес к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства адрес о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУП по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.